Современный центр Казани в контексте исторического развития города

1 стр. из 1

СОВРЕМЕННАЯ КАЗАНЬ занимает территорию свыше 357 кв. км, а население города к 2000 г. достигло 1,1 млн. жителей. История города насчитывает десять столетий — возникнув на рубеже X — XI вв. как пограничное поселение Волжско-Камской Болгарии, Казань в XV в., после распада Золотой Орды, становится столицей Казанского ханства. В 1552 г., в результате военных действий Ивана Грозного, присоединяется к Московскому государству. В 1708 г. при разделении территории России на губернии Казань становится центром Казанской губернии. В ходе реформ императора Петра I в Казани учреждается адмиралтейство для Российского Каспийского флота. В 1804 г. в Казани открывается третий в России университет, затем духовная академия и другие просветительские учреждения. Планировка города, его развитие и внешний облик неразрывно связаны с его историей. Первоначальное поселение являлось укрепленным пунктом в низовьях р. Казанки, на высоком мысу, при слиянии Казанки с протокой Булак и контролировало Волжский речной путь. В XIV в. с развитием ремесленного производства и торговли город вырос в южном направлении, сформировался его посад, огражденный дубовыми стенами. После вхождения Казани в состав Московского государства заметно меняется политический и экономический уклад жизни города и его архитектурно-градостроительные характеристики. Бывшая ханская цитадель — Кремль — полностью перестраивается, строятся новые, теперь уже каменные крепостные стены и башни, возникают новые дворцовые и культовые сооружения. По своим геометрическим размерам Казанский Кремль уступает только Московскому Кремлю. Границы посада расширяются, город получает четкое разделение на русскую (христианскую) часть, расположенную на верхней надпойменной террасе, и татарскую (мусульманскую), расположенную на низменной территории левобережья протоки Булак. Градостроительная структура города того времени определялась относительно автономными сословно-функциональными планировочными образованиями — так называемыми слободами. Со временем слободы разрослись, примкнули друг к другу и заполнили всю городскую территорию с запутанной сетью улиц и переулков. В 1768 г., через 5 лет после выхода указа императрицы Екатерины II «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии отдельно», утверждается первый регулярный план Казани. План представлял собой синтез регулярных веерообразной и прямоугольной трассировок уличной сети и зонировал территорию города по социальному признаку: в верхней центральной части города сосредотачивались каменные административные здания и жилые дома для привилегированного населения, остальное население оттеснялось на низменные территории и к окраинам города, где размещалась, в основном, деревянная застройка. Здесь же выделялись зоны для промышленного строительства. План 1768 г. выдержал проверку временем. Несмотря на несколько крупных городских пожаров, на принятые в XIX в., в ходе расширения города на юго-восток, новые генеральные планы, город сохранил в своей основе структуру плана 1768 г. На рубеже XIX — XX вв. к городу подошла железнодорожная магистраль Москва — Екатеринбург, возник комплекс железнодорожного вокзала. С включением в систему железнодорожных связей страны город получил новый толчок в своем развитии. Появился городской трамвай, резко выросла промышленность, появились многочисленные крупные жилые и общественные здания. Город быстро увеличивается в размерах за счет присоединения новых слобод и поселков. После революции 1917 г., периода разрухи и застоя, вызванных гражданской войной в городе, с середины 30 гг. в ходе сталинской индустриализации бурное развитие приобретает промышленность. Дополнительный скачок в промышленном развитии города в 40 гг. происходит в силу размещения на территории Казани целого ряда крупных промпредприятий, эвакуированных из западной части СССР с началом Великой Отечественной войны. Промышленные предприятия этого периода размещались равномерно по перифериям города, обрастая жилыми рабочими поселками. Центральная часть города претерпевала незначительные перемены, за исключением создания отдельных новых садов и парков, транспортных сооружений, дорог, зданий учебных заведений. В 1957 г., в связи со строительством Куйбышевской ГЭС, в Казань пришло Куйбышевское море. Волга разлилась на 8 км, поглотив широкие пойменные территории, вплотную подойдя к центральной части города. Узкая прежде Казанка также достигла ширины 2 км, подойдя непосредственно к подножию кремлевского холма. В середине 50 гг. с переходом на типовое проектирование застройка города стала осуществляться крупными жилыми кварталами на свободных периферийных территориях без сноса существующих строений. Еще более интенсивное расширение территории города началось после утверждения в 1969 г. нового Генерального плана г. Казани. На новых, присоединенных к городу территориях создаются укрупненные микрорайоны с домами в 5 — 9 — 12 этажей, с комплексом учреждений обслуживания населения. Новый генеральный план позволил значительно улучшить улично-дорожную сеть города, хорошо увязав новые городские территории с исторически сложившейся планировочной структурой Казани. Вместе с тем к концу 80 гг. проявились недостатки политики экстенсивного градостроительного развития Казани. Центральная историческая часть города, практически не затронутая реконструктивными работами, продолжала ветшать, вплотную к городской черте начали бессистемно возникать новые поселки индивидуальных малоэтажных жилых домов. Положение еще более усугублялось социально-политическим и экономическим кризисом, возникшим в стране в конце 80 — начале 90 гг. Многоэтажное жилищное строительство значительно сократилось, заметно уменьшилось строительство учреждений по обслуживанию населения, ниже допустимого минимума сократилось выделение средств на поддерживающие ремонтные работы в жилищно-коммунальном хозяйстве города. Для преодоления данного периода стагнации городского развития, создания новых механизмов градорегулирования в условиях становления рыночной экономики и нового социально-политического уклада жизни в 1995 г. разрабатывается и утверждается концепция пространственного развития города. В декабре 1996 г. на сессии горсовета было принято решение о разработке Градостроительного устава города, который и был разработан при участии Международного центра содействия развитию городов и в том же 1996 г. утвержден на сессии Казанского Совета народных депутатов. Тогда же, в 1996 г., была разработана и утверждена в рамках Программы реконструкции центральной части города «Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья». Программой было признано ветхими 4657 домов, в которых проживало 28,5 тыс. семей. Администрацией города представляется возможность этим семьям до 2005 г. либо переселиться в многоэтажные благоустроенные дома в новых жилых районах, либо произвести обновление домов собственными силами. В целях сохранения историко-архитектурного облика города программой предусмотрен снос всех ветхих строений. Около 300 объектов, не являющихся памятниками архитектуры, но признанных зданиями, представляющими ценную архитектурно-художественную среду, подлежат сохранению и реконструкции, а все здания, находящиеся на государственной охране в качестве памятников истории и культуры, подлежат реставрации. В рамках этой программы, которая сегодня успешно реализуется, к 2001 г. из ветхой застройки в центральной части города было переселено более 2000 семей. Это дело возможность подготовить значительные участки территории центральной части города к комплексной реконструкции и положило начало коренному сдвигу в преобразовании городского центра — созданию там современной инженерной и транспортной инфраструктуры, формированию нового столичного масштаба миллионного города, значительному повышению уровня благоустройства. Для более четкого оперативного управления всеми этими процессами на территории центральной части Казани созданы историко-культурные заповедные территории «Казанский посад» и «Старо-татарская слобода», каждая из которых имеет собственную префектуру. Стратегической линией реализации Программы сохранения и развития исторического центра г. Казани, приуроченной к празднованию в 2005 г. тысячелетия со дня основания города, является принцип ансамблевости в формировании композиции городского центра. Безусловно, ведущим ансамблем города является комплекс Казанского Кремля, включенный в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Разработанная концепция развития и сохранения Кремля основана на балансе двух культур: татарской и русской. Ключевыми градостроительными ансамблями центральной части города, которые сегодня находятся в стадии активной реконструкции, являются: ансамбль пешеходной улицы Баумана, ансамбль площади железнодорожного вокзала, ансамбль площади Свободы, площади перед зданием Государственного Совета РТ, система площадей пешеходных пространств и комплексов общественных зданий западной прикремлевской территории. В настоящее время завершаются работы над проектом планировки центральной части города, который позволит на более качественном уровне осуществлять градостроительную деятельность в центре Казани, добиться большей координации принимаемых проектных решений, а следовательно, сформировать еще более выразительную и комфортную среду центра для горожан и гостей города.

Дата: 12.11.2002
А. Р. ГИЛЯЗЕТДИНОВ, главный архитектор г. Казани А. А. ДЕМБИЧ, зав. кафедрой градостроительства Казанской Государственной архитектурно-строительной академии
"СтройПРОФИль" №3
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!