Энергоэффективная экономика: региональный аспект

1 стр. из 1

25 сентября в Екатеринбурге состоялось семинар-совещание «Энергоэффективная экономика: региональный аспект», проведенное по инициативе комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по энергетической политике при поддержке полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе и правительства Свердловской области.

Мероприятие продолжило серию дискуссий, проводимых РСПП в 2009 г. в российских регионах, в целях формирования механизмов реализации заявленного приоритета государственной экономической политики на среднесрочную перспективу — доведение энергоемкости до уровня развитых стран. Как известно, в настоящее время Президентом и Правительством России, а также Федеральным Собранием принимаются меры по формированию правовых, организационно-методических, финансово-экономических и технологических условий для реализации энергосберегающего потенциала экономики в соответствии с целевыми показателями, заложенными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г., Энергетической стратегии России до 2030 г. и др. документах.

В частности, по итогам расширенного заседания президиума Госсовета, состоявшегося 2 июля в Архангельске, к вопросам, рассматриваемым в первоочередном порядке, отнесены:
 формирование целостной системы управления процессом повышения энергоэффективности, обеспечивающей распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
 разработка нормативных правовых актов, устанавливающих требования к энергетической эффективности потребляющих устройств, средств генерации и передачи энергии, зданий и сооружений в связи с разработкой проекта базового закона;
 подготовка государственной программы повышения энергоэффективности на период до 2020 г.;
 разработка мер, направленных на развитие российского рынка энергоэффективного оборудования и приборов учета энергии;
 модернизация мощностей тепловой энергетики;
 расширение возможностей использования малой энергетики с учетом практики их применения и внедрения в субъектах РФ.

При этом одной из ключевых задач реализации политики энергосбережения является широкое использование механизмов государственно-частного партнерства.

25 сентября в обсуждении текущего состояния дел в вопросах повышения энергетической эффективности экономики на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, в частности на примере Уральского федерального округа, приняли участие: председатель правительства Свердловской области Виктор КОКШАРОВ, министр энергетики и ЖКХ Свердловской области Юрий ШЕВЕЛЕВ, заместитель председателя Комитета по энергетической политике РСПП Юрий СТАНКЕВИЧ, генеральный директор ЗАО Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике Игорь КОЖУХОВСКИЙ, научный руководитель Института энергосбережения Свердловской области Николай ДАНИЛОВ, руководитель рабочей группы по энергоэффективности и возобновляемой энергетике РСПП Валентин ИВАНОВ, председатель Свердловского объединения промышленников и предпринимателей Владимир СЕМЕНОВ, первый заместитель председателя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия РСПП Андрей ЛОЦМАНОВ, должностные лица исполнительных и законодательных органов власти Уральского федерального округа, руководители и специалисты энергетических предприятий региона.

В своем выступлении Виктор Кокшаров привел примеры успешной работы, проводимой с 1996 г., по снижению энергоемкости валового регионального продукта.

Реализуется программа «Энергосбережение в Свердловской области», в которой предусмотрена установка приборов учета и систем погодного регулирования. В соответствии с программой, в 2008 г. во всех областных бюджетных учреждениях были установлены узлы учета тепловой и электрической энергии. К 2010 г. будет закончена установка систем погодного регулирования. Осуществляется перевод котельных в населенных пунктах области на местные виды топлива, ведется модернизация оборудования. Для обеспечения электричеством удаленных районов к 2015 г. планируется построить 15 малых гидроэлектростанций общей установленной мощностью до 30 МВт.

Вместе с тем, нереализованный потенциал энергосбережения составляет около 23 млн. тонн условного топлива. Основные возможности связаны с повышением эффективности использования тепловой энергии по всей цепочке — от производства до потребления, поскольку потери ресурсов при их транспортировке составляют до 50%. Виктор Кокшаров подчеркнул, что полномочия субъекта Российской Федерации в сфере повышения энергоэффективности экономики не урегулированы действующим законодательством, в связи с чем целесообразно ускорить принятие закона «Об энерго-сбережении и повышении энергетической эффективности».

Министр энергетики и ЖКХ региона Юрий Шевелев напомнил, что сегодня в 51 муниципальном образовании Свердловской области приняты и реализуются 90 программ по энергосбережению. Ожидаемый эффект — около 40%.
У граждан есть осознание важности энергосбережения, однако нужно создать соответствующие условия для претворения конкретных дел в жизнь.

Заместитель председателя Комитета по энергетической политике РСПП Юрий Станкевич, рассказав о работе Союза в данном направлении с 2007 г., указал, что внимание РСПП к вопросам энергоэффективности неслучайно, поскольку формируемые нормы и правила затронут интересы всех без исключения участников экономической деятельности. Дискуссия с Правительством и Федеральным Собранием по существу проекта федерального закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» позволила достичь взаимопонимания бизнеса и власти по ряду принципиальных вопросов. Так, речь идет об обязательном энергетическом обследовании предприятий с государственным участием, формировании программ по энергосбережению субъектами естественных монополий и иными регулируемыми организациями (что позволит повысить прозрачность инвестиционных программ и оценивать обоснованность тарифной политики), необходимости организации полного и всестороннего учета расходования энергоресурсов в промышленности, ЖКХ и на транспорте, а также создании механизмов экономического стимулирования производителей и потребителей энергии.

По словам Юрия Станкевича, РСПП, опираясь в работу на опыт регионов, намерен и в дальнейшем придерживаться трех ключевых принципов:
 системность и последовательность управленческих решений в условиях, когда мероприятия по энергосбережению являются всеобъемлющими в масштабах экономики, слишком велики цена и последствия принимаемых решений;
 равная ответственность объектов правого регулирования, поскольку основы энергосберегающей политики затрагивают деятельность производителей и потребителей первичных ресурсов и энергии, изначально создается среда для возникновения конфликта интересов;
 основным критерием при реализации энергоэффективных проектов должна быть экономическая целесообразность, необходимо отказаться от протекционистских мер в отношении морально и технически устаревших производств, сосредоточив внимание на разработке и внедрении инновационных технологических и технических решений.

Игорь Кожуховский, генеральный директор ЗАО Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике, привел данные, свидетельствующие, что энергоемкость экономики России в 2–3 раза выше, чем в развитых странах мира. Вопреки распространенному мнению, холодный климат и огромная территория страны не являются непреодолимыми препятствиями для существенного снижения энергоемкости ВВП. Повышение энергоэффективности должно стать основным ресурсом, обеспечивающим стабильный экономический рост до 2020 г.

Игорь Кожуховский подробно остановился на разрабатываемой агентством по поручению Минэнерго России государственной программе повышения энергетической эффективности на период до 2020 г. В частности, предполагается, что субъекты Федерации будут формировать целевые показатели энергоэффективности самостоятельно, а затем согласовывать их с федеральным центром. По этим показателям будет оцениваться работа исполнительных органов власти региона. Программа содержит широкий набор типовых проектов, имеющих высокий потенциал энергосбережения как для субъектов Федерации, так и по отдельным секторам экономики. По его словам, принятие закона «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» потребует в сжатые сроки разработки и утверждения порядка 200 подзаконных актов. Учитывая значительные потери в тепловых сетях, он также предложил вернуться к рассмотрению закона «О теплоснабжении».

Научный руководитель Института энергосбережения Свердловской области Николай Данилов образно охарактеризовал энергосбережение месторождением энергоресурсов величиной с Россию и привел примеры десятикратного снижения потерь энергии путем санации старых зданий (в частности, на объектах современной Германии, доставшихся в наследство от ГДР).

В диалоге бизнеса и государства по существу тематики РСПП выступает в качестве объединяющего начала, — так считает руководитель рабочей группы по энергоэффективности и возобновляемой энергетике Валентин Иванов. На сегодняшний день остро стоит задача учета всех видов ресурсов. В то же время складывается парадоксальная ситуация, когда проблемами энергоэффективности на федеральном уровне занимаются шесть министерств и ведомств. Нужна единая система управления, во главе которой могло бы находиться Агентство по энергоэффективности при Минэнерго России, однако сроки, установленные Правительством России, не позволяют сформировать полноценную структуру. На системной основе необходимо проводить мероприятия по популяризации мер снижения энергоресурсопотребления. Для реализации пилотных проектов требуется активнее привлекать международные финансовые институты.

О ходе разработки международного стандарта энергоменеджмента ISO 50001 рассказал собравшимся первый заместитель председателя Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия РСПП Андрей Лоцманов. Только за счет внедрения стандартов отдельным странам Западной Европы удалось снизить энергопотребление на 20%.
Основные направления политики Ямало-Ненецкого автономного округа по эффективному использованию природных ресурсов были изложены в докладе руководителя окружного департамента энергетики и ЖКХ Романа Галкина. Другие участники дискуссии остановились на некоторых аспектах реализации политики энергоэффективности в Свердловской области (Владимир Семенов), применении технических средств для повышения энергоэффективности и развития возобновляемой энергетики на предприятиях «ЛУКОЙЛ» (Сергей Привалов), использовании ЗАО «РЕНОВА-СтройГруп-Академическое» новейших технологий при строительстве объектов в области (Алексей Воробъев), внедрении ОАО «МРСК Урала» – «Свердловэнерго» современного оборудования для сокращения потерь и проведении конкурса инновационных проектов (Сергей Попов).

Все выступающие согласились, что повышение энергоэффективности — действенный рычаг снижения производственных издержек в сложных экономических условиях. По итогам совещания принят проект резолюции, который после доработки с учетом высказанных замечаний и предложений планируется представить в Правительство России и Государственную Думу.

Дата: 27.10.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 7(79)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!