Тоннельная ассоциация России: направления деятельности

1 стр. из 1

Главной задачей Тоннельной ассоциации России (ТАР) является содействие разными формами и методами научно-техническому прогрессу и повышению эффективности и качеству строительства и эксплуатации подземных сооружений.

Реализуя это основное положение, ТАР осуществляет следующие направления своей деятельности:
 проводит научно-технические конференции, заседания научно-технического совета, технические совещания по вопросам проектирования и строительства подземных сооружений;
  разрабатывает новые нормативные документы по вопросам проектирования и строительства подземных сооружений;
  проводит экспертизы промышленной безопасности (включая противопожарную защиту) и соответствия машин, механизмов и оборудования при строительстве и эксплуатации;
  организует сотрудничество членов Ассоциации с зарубежными фирмами, участвует в работе Международной тоннельной ассоциации.

Тоннелестроение

Продолжается строительство метрополитенов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге и других городах. В 2005 г. в Казани введен в эксплуатацию 7-й метрополитен России.
Механизированные щиты с пригрузом забоя работают практически на всех стройках метрополитена. За период с 2003 по 2008 гг.
было построено 48 км линий метрополитена в разных городах России. Их сооружение активно продолжается.
На сети железных дорог широко развернулась достройка тоннелей, строительство которых было начато в 80-е годы прошлого столетия. В Сибири на вторых путях железнодорожной линии Абакан — Междуреченск в 2004 г. сдан в эксплуатацию Нанчхульский железнодорожный тоннель длиной 2,4 км и завершилось строительство двухпутного Тармачуканского железнодорожного тоннеля длиной более 2 км.
В сложных условиях движения поездов ведутся работы по ремонту, переустройству и реконструкции тоннелей, построенных в начале XX в.
Транспортная инфраструктура Москвы обогатилась рядом больших автодорожных тоннелей, проложенных в местах пересечения наиболее крупных магистралей города и предназначенных для расположения транспортных потоков в разных уровнях. Это повысило скорость, увеличило пропускную способность перекрестков, обес-
печило безопасность движения.
Для этой цели построено третье Транспортное кольцо, на котором возведен ряд тоннельных сооружений.
Крупнейшими подземными автодорожными магистралями на 3-м кольце, оптимально решающими транспортные, экологические и архитектурно-исторические проблемы, являются построенные тоннели в районе Лефортово, предназначенные для пропуска в каждом направлении до
4 000 автомобилей в час при расчетной скорости движения транспорта в тоннеле 60 км/час. Общая протяженность проложенных тоннелей в этом месте составляет почти 7 км. Среди них Лефортовский тоннель глубокого заложения и круглого очертания диаметром почти 14 м и длиной 3 244 м и тоннели мелкого заложения по трассе тоннельного эстакадного обхода общей протяженностью 2 290 м.
В настоящее время построена и эксплуатируется подземная станция «Аэропорт Внуково», обеспечивающая бесперебойную доставку пассажиров от Киевского вокзала до аэропорта.
Стоит задача — связать все основные
аэропорты с центром Москвы скоростными железнодорожными электрифицированными поездами. На сегодняшний день эта задача уже частично решена для аэропортов Внуково, Домодедово, Шереметьево.
Ведется строительство хордовых линий — Южной и Северной рокад — и проектирование тоннелей 4-го транспортного кольца. При этом предполагается использование ТПМК диаметром 19 м с гидропригрузом фирмы «Херренкнехт АГ». Фирма уже выполнила аванпроект этого ТПМК по заданию правительства Москвы.
Проектирование 4-го транспортного кольца выполняют Москомархитектура, НИИПИ Генплана Москвы, Метрогипротранс, Мосинжпроект и ряд других институтов. Тоннельная ассоциация следит за этой работой, координируя ее, а также выполняет разработку проектов и проводит экспертизу обеспечения промышленной безопасности и противопожарной защиты по ним.
В декабре 2007 г. завершено строительство уникального транспортного тоннельного сооружения, соединяющего центр города с шоссе Москва — Рига, где впервые в России и Европе построены серебряноборские тоннели, в которых одновременно расположены две транспортные магистрали — автодорога и метро в одном тоннеле.
Наряду со строительством транспортных подземных систем большие объемы строительных работ осуществляются в различных городах России по строительству тоннелей различного коммунального назначения, канализационные коллекторы, тоннели для прокладки инженерных коммуникаций, строятся гидротехнические тоннели.
В Москве организации «Мосинжстроя» завершили строительство ряда коммунальных коллекторов и подземных тоннельных переходов под улицами, ведется строительство ряда больших коллекторов, тепло-
сетей, кабелей и газопроводов.
Возведение этих сооружений осуществлялось, в основном, с использованием достигнутого ранее передового производственного опыта и научно-технических достижений, а также с применением современных конструкций и технологий, горнопроходческого и строительного оборудования.

Прогрессивные технологии

С целью расширения информации о строительстве новых подземных объектов и применения прогрессивных технологий, конструкций и оборудования для строительства подземных сооружений Тоннельная ассоциация и Выставочная компания «Глобал Экспо» с участием Московского горного университета организовали в 2004 г.
проведение ежегодных Международных выставок «Подземный город». Это наше новое направление работы.
Эти выставки проводились в целях широкого использования опыта освоения подземного пространства для городской инфраструктуры и решения неотложных проблем развития крупных городов, повышения инвестиционной привлекательности многофункциональных подземных комплексов и предстоящих больших объектов строительства высотных зданий с подземными сооружениями.
В связи с этим главными целями проводимых выставок были: показать существующие достижения в освоении подземного пространства крупных городов, осветить специальные вопросы инженерно-геологических изысканий, и проектирования и инженерной подготовки для высотного строительства, показать оборудование и технологии работ в подземном строительстве подземной части высотных зданий и сооружений, отразить вопросы жизнеобеспечения по пожарной и промышленной безопасности при возведении и эксплуатации подземного сооружения подземной части высотного здания, показать технику и технологии для прогноза окружающей среды и мониторинга за состоянием возводимых конструкций при строительстве и эксплуатации подземных сооружений и высотных зданий.

 Освоение подземного ространства

Правительство Москвы в мае 2007 г. приняло Постановление «О концепции освоения подземного пространства и основных направлениях развития подземной урбанизации города Москвы».
На современном этапе градостроительного развития Москвы в условиях сокращения территориальных резервов для создания и развития благоприятной среды и жизнедеятельности, а также в целях устойчивого развития города необходимы опережающие темпы освоения подземного пространства. Для оказания содействия правительству Москвы Тоннельная ассоциация России была приглашена обсудить эту программу. В результате обсуждения ассоциация внесла свои предложения, которые сводятся к следующим направлениям:
1. Комплексность использования подземного пространства;
2. Учет при проектировании социального значения строительства подземных объектов и экологическая направленность подземного строительства;
3. Геотехнические условия и промышленная безопасность при комплексном освоении подземного строительства;
4. Организация строительства ряда подземных объектов, объединяемых в многофункциональное предприятие с учетом интересов заинтересованных организаций.
В настоящее время подготовлены предложения по участию в этой работе специалистов ассоциации. Другим городом, где активно ведется работа по разработке материалов для освоения подземного пространства, стал Екатеринбург. Там ранее делались попытки решения этой проблемы до 2005 г. и потом до 2020 г. В настоящее время продолжающееся обострение проблем урбанизации в Екатеринбурге обусловило необходимость дальнейших разработок в данной области, в силу чего главное архитектурно-планировочное управление города совместно с Уральским отделением Тоннельной ассоциации России, представленными специалистами «УЗПС Метро», ОАО «Уралгипротранс», УГГА (УГГУ), УрГАХА, УрГУПС, приступили к формированию Схемы комплексного освоения подземного пространства в соответствии с Постановлением главы Екатеринбурга «Об утверждении Программы разработки нового генерального плана развития МО
г. Екатеринбурга на период до 2020 г.».
Разработка раздела «Схема комплексного освоения подземного пространства» как неотъемлемой части нового генерального плана открывает новые перспективы развития крупнейшей на Урале промышленно-селитебной агломерации.
Продолжалась работа по новому направлению деятельности Ассоциации — сопровождение строительства больших подземных объектов и составление научно-технических отчетов. Это позволяет оценить все особенности строительства крупных подземных сооружений, изучить и сохранить информацию об опыте возведения подобных объектов.

Экспертиза

В последнее время значительно расширилась деятельность Тоннельной ассоциации по вопросам экспертизы промышленной безопасности при строительстве тоннелей и подземных сооружений.
К настоящему времени Тоннельная ассоциация России стала экспертным центром под руководством Экспертного научно-технического совета по рассмотрению вопросов промышленной безопасности.
Работа по созданию саморегулируемых организаций включает в себя следующие направления:
1. Активизировать работу по привлечению членов ТАР и других организаций, осваивающих подземное пространство, в члены НП «Объединение подземных строителей». Особое внимание уделить организациям, занимающимся метростроением, тоннелестроением и микротоннелированием;
2. При переходе на саморегулирование рекомендовано сосредоточить усилия ТАР на выработке общей технической направленности развития науки, техники, технологий и нормативной документации в области подземного строительства, организации профессионально-корпорационной помощи в сложных аварийно-строительных ситуациях при ведении подземных работ, осуществлении высококвалифицированной экспертизы промышленной безопасности проектов организации строительства и технических устройств, содействии организациям, ведущим тоннельные и подземные работы, в правильности принимаемых решений, объективной оценке правильности разработанных проектных решений для строительства тоннелей и сооружений, оказании всесторонней поддержки организациям-членам ТА России и членам некоммерческого партнерства, участвующим в тендерах или конкурсах;
3. Проводить параллельную работу по привлечению строительных организаций ТА России в НП «ОПС — Проект»;
4. Создать на базе ТА России филиал НП «Объединение подземных строителей»;
5. В связи с переходом членов ТА России на саморегулирование Тоннельной ассоциации сосредоточить усилия по организации разработки технических стандартов и правил саморегулируемой организации, сертификации оборудования, аттестации работников саморегулируемой организации и работников-членов саморегулируемой организации.

Работа с Мта

По установившейся традиции ежегодно проводятся заседания Генеральной ассамблеи МТА и международные тоннельныеконгрессы, на которых рассматриваются актуальные вопросы мирового тоннельного строительства и обсуждается организационная деятельность МТА.

Перспективы и задачи

На предстоящий период деятельности Тоннельной ассоциации в стране намечены большие объемы работ в областях тоннельного и подземного строительства, и они будут выполняться, а также будут разрабатываться новые проекты, совершенствоваться инженерные системы в эксплуатации построенных тоннельных объектов. Прежде всего, включая метрополитен и строительство автодорожных и пешеходных тоннелей, прокладку инженерных коммуникаций, это относится к реализации освоения подземного пространства в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупнейших городах России.  Большие объемы предстоит выполнить по строительству тоннелей на дорогах вокруг Сочи и к местам проведения зимней Олимпиады 2014 г., где предстоит построить более 30 км различных тоннельных объектов. Необходимо принимать участие в возведении различных подземных сооружений на объектах железнодорожного и гидротехнического строительства.
В связи с этим следует отметить, что Тоннельная ассоциация и ее отделения на местах должны активизировать и расширить свою работу по оказанию различных инженерно-технических услуг для выполнения намеченных программ возведения и эксплуатации новых подземных сооружений в разных регионах.

Дата: 27.10.2009
Игорь Писарев
"Петербургский строительный рынок" 11(122)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!