Подземное строительство в Петербурге не терпит дилетантов

1 стр. из 1

Геотехническое инженерное бюро ООО «ПЕТЕР-ГИБ» с момента основания возглавляет его организатор и бессменный директор д. т. н., профессор, заслуженный деятель науки России, член ISSM&GI С. Н. Сотников.

Сергей Николаевич любезно согласился встретиться с корреспондентом нашего журнала и рассказал о деятельность компании, объектах, оригинальных технических решениях, благодаря которым многие проекты стали реальностью.

— Сергей Николаевич, представьте читателям вашу компанию.

— Компания была организована в 1996 г. как совместное предприятие с эстонской фирмой с таким же названием — геотехническое инженерное бюро «Петер-Гиб». Кстати, документ об учреждении этого предприятия подписывал лично В. В. Путин, будучи сотрудником аппарата мэра Санкт-Петербурга А. Собчака. А начиная с 1999 г. мы стали работать самостоятельно, сохранив то же название. В штате компании постоянно работают 12 человек, а по необходимости мы привлекаем специалистов, в том числе и моих старых коллег по СПб ГАСУ.

Основные направления деятельности геотехнического инженерного бюро таковы: мы занимаемся геологическими изысканиями, обследуем здания от фундамента до кровли, выполняем проекты реконструкции зданий, фундаменты сложных объектов, подземные сооружения (гаражи) под зданиями. Вообще, самое сложное, что существует в Питерском строительстве, — это подземные объемы среди окружающих зданий. И эти сложные задачи мы успешно решаем.

— Что помогало в непростой работе по освоению подземного пространства?

— Технологическая оснащенность строительных фирм в советский период была такова, что построить глубокий объем, тем более в плотной застройке, просто было невозможно. Такие «выдающиеся» подземные сооружения, как пешеходные переходы, уже приводили к авариям. Взять, например, переход у метро «Лесная», — там затрещали все дома в округе. Метро — это отдельный рассказ. К сожалению, и это не секрет, метростроевцы оставляли руины после строительства наклонных тоннелей эскалаторов. Ведь до сих пор применялся метод льдогрунтового ограждения: когда грунт сперва пучится в процессе его замораживания, а потом, оттаивая, теряет структурные связи, что ведет к огромным осадкам и повреждениям домов.

На существовавшей технологической базе работать так, как мы работаем сейчас, было невозможно. И как только упал железный занавес, и появилась возможность знакомиться с достижениями зарубежной технической науки, я первым делом наладил связи с зарубежными коллегами — финнами, немцами, австрийцами, чехами, итальянцами и голландцами, — что позволило детально ознакомиться с их методами работы, посетить заводы по производству машин, проектные бюро. Также благодаря преподавательской деятельности, я длительное время возглавлял кафедру геотехники ГАСУ, были налажены связи с европейскими университетами. Все это дало возможность познакомить наши отечественные компании с зарубежными достижениями, начать приобретать современное оборудование, осваивать перспективные технологии и работать по-новому. Ведь отставание в этой области нашей строительной техники на тот момент составляло примерно 50 лет.

Именно это отставание часто приводило к таким ситуациям, когда приглашенные зарубежные компании начинали проводить работы, не учитывая специфики наших грунтов. Как пример — небезызвестная всем история с Невским паласом. По проекту австрийской фирмы был сделан весь конструктив. Работы по двухэтажному подземному паркингу и свайным фундаментам выполняло венское отделение фирмы Bauer. Они приехали к нам с таким апломбом… — ведь они строили в Сингапуре! Уж в Петербурге они всяко справятся. При этом все работы компании были застрахованы, и после сдачи этого объекта в течение двух лет возможно было предъявить им рекламации. Тогда в государстве творилась полная неразбериха, и, не имея нормально оформленных документов на пострадавшие дома (они где-то в РЖУ числились по остаточной стоимости), власти не смогли определить размер ущерба. В итоге 10 лет дома простояли полуразрушенными, затем на их месте были построены две новых гостиницы, которые, по-моему, украсили Невский.

Если вернутся к моему знакомству с достижениями зарубежных компаний, то стоит отметить, что и они в свое время начинали как строительные фирмы. А так как техники не было, помогала изобретательность. Сами придумывали технологии, организовывали мастерские, на базе которых потом были построены заводы по производству необходимой техники. Меня всегда поражали люди, которые из ничего смогли создать замечательные строительные фирмы.

— Лучшей характеристикой деятельности компании являются объекты…

— Если говорить об объектах в историческом центре города, то нельзя не упомянуть обследование Новой Голландии, когда первыми гражданскими лицами на этом объекте были мы; обследование Таврического дворца, дома Лобанова-Ростовского, дворца Белосельских-Белозерских, где сейчас, кстати, участвуем в проектировании подземного ресторана. Гигантская работа была проведена по Сенату и Синоду (усиление фундаментов, гидроизоляция и утепление фундаментов, углубление подвалов, весь надземный конструктив).

— Чем запомнилась работа на этом объекте?

— Это проект реставрации и реконструкции с приспособлением памятника архитектуры под новое назначение — в качестве здания Конституционного суда РФ и Президентской библиотеки. В состав проекта входила реставрация зданий Сената и Синода, особняка Лаваль и здания на ул. Галерной, 3, а также строительство во внутреннем дворе Сената нового здания для заседаний КС РФ (архитектура С. Ю. Бобылева).

«ПЕТЕР-ГИБ» выполнил проект усиления несущих конструкций здания Сената. Кроме того, нам пришлось делать дополнительные обследования конструкций, так как обнаружились несоответствия полученных исходных данных с тем, что оказалось в реальности. Это позволило не только выбрать эффективные решения усиления перекрытий, но и получить значительную экономию, отказавшись от материалоемкого варианта, рассмотренного в стадии «проект». Первоначально было решено заделать в стены металлические балки, по балкам сделать полы, а перекрытия оставить как самонесущие. Именно на стадии проектирования мы смогли предложить решение, при котором можно было обойтись без установки металлических балок межэтажных перекрытий. Таким образом мы сохранили оригинальную конструкцию всего здания и высоту помещений, а также сэкономили огромное количество денег.

Гидроизоляцию и утепление фундаментов впервые у нас в городе выполнила фирма «Геоизол» — по финскому проекту, при реконструкции церкви Св. Марии на Б. Конюшенной улице; больше у нас, по-моему, никто на такие затраты не пошел. На зданиях Сената и Синода была выровнена поверхность бутового фундамента, затем он был оштукатурен (!), а уже поверх штукатурки были наложены слои утеплителя и гидроизоляции. Аналогичную схему мы предложили дирекции по реконструкции Сената и Синода, и там согласились. Затем мы спроектировали все строительные конструкции Зала заседаний КС, расположенного во дворе Сената.

Вообще, так сложилось, что у нас много объектов вокруг Исаакиевского собора. Мы выполнили работы по устройству подземного этажа в доме №6 на Вознесенском. В рамках реконструкции дома Лобанова-Ростовского проводим его мониторинг. Сделали фундамент и подземный объем гостиницы на ул. Почтамтской, 4. Осуществили реконструкцию Главного операционного зала Почтамта и др.

Что касается нового строительства, то мы сделали все фундаменты Ладожского вокзала, спроектировали строительные конструкции группы домов «Невский Олимп» на Поклонной горе (архитектор Ухов), 22-этажный дом на углу ул. Есенина и Северного пр. Интересен проект гостиницы на Васильевском острове, где мы выполнили двухэтажное подземное пространство с использованием технологии top-down. Кстати, за эту работу мы получили Диплом от Международного общества механики грунтов. У нас очень сильная конструкторская группа. По нашим проектам построено больше 20 домов, офисных зданий и подземных гаражей.
— Отдельно стоит остановиться на проекте торгового комплекса Stockmann, который сейчас строится на углу ул. Восстания и Невского проспекта.

— Мы попали на этот объект, когда проект уже был подан на экспертизу. Нам пришлось экстренно включаться в работу, внося конструктивные и технологические изменения. Ситуация на этом объекте была запредельно сложная. В составе подземного объема выполнялись две части: первая, которая примыкает к Невскому пр.,112, — четыре подземных этажа, вторая, примыкающая к ул. Восстания, 4, — три подземных этажа.
Сегодня работы находятся на завершающем этапе: заканчивается бетонирование нижних плит, которые передают нагрузку от здания на сваи, и практически завершены земляные работы по устройству котлована на глубине до 15 м.
Стоит заметить, что финский концерн — редкий заказчик, который полностью доверился нашему опыту, профессионализму и репутации, т. е. руководство стройкой принимало практически все наши предложения.
Первоначально заключение экспертов по этому объекту было таковым: строить в этом месте глубже двух этажей невозможно. А сейчас мы заканчиваем 4-й подземный этаж!

Однако вернемся к началу. Наше участие в этом проекте началось с исправления недоработок предыдущего проектировщика. Линия шпунта там была заложена в 30 см от близлежащих домов, в то время как габариты машины для погружения шпунта таковы, что она просто не поместится на этих 30 см.

Мы сумели добиться переноса этой линии на удаление в 1,5 м. Фирма «Карст-Старый город» приобрела специально для этих целей гидравлический вибратор (нужную машину нашли в Америке), который работает в безопасном вибрационном режиме. Сам шпунт необычной конфигурации, рассчитанный на огромные нагрузки, приобретали в Бельгии.

А начались работы с того, что мы очень основательно закрепили соседние дома.
В частности, мы предложили выполнить усиление фундаментов соседних домов длинными сваями «Титан», предварительно испытанными на 70 тонн вертикальной нагрузки. В существующем фундаменте пробуривается скважина, куда внедряется труба с наружной резьбой, через которую качают цементный раствор под большим давлением (20 атмосфер). В итоге мы получаем бетонную рубашку, в которой этот стержень служит армирующим элементом и там остается. В строительстве есть такое понятие, как преднапряженная конструкция. Она начинает работать только тогда, когда получает деформацию. Здесь же мы эту деформацию в разумных пределах создали.

Хозяин дома № 4 по ул. Восстания, когда мы успели начать усиление дома сваями «Титан» по двум наружным стенам, подал в суд на Stokmann с формулировкой «Уберите ваши сваи из моего дома». Я понял так, что владелец этого здания решил, что дом от строительства пострадает, и он получит от Stokmann компенсацию. Однако эта мечта пока не осуществилась. Нам пришлось из-за этого использовать технологию «стена в грунте», что значительно удорожило проект. Но здание все-таки дало осадки.

Здание Stokmann было спроектировано так, что сетка колонн имеет шаг 8х16 м. 16 м — это сравнительно большой пролет. Таким образом, в узлах, где стоят колонны, собирается нагрузка с площадью, равной 128 кв. м.

Причем некоторые колонны загружены на 3 500 т, в то время как колонны 20-этажных домов загружены на 600 т. Здесь эти нагрузки возникают благодаря огромным грузовым площадям. Поэтому мы ломали голову, как сделать фундаменты. И было использовано новшество. Мы предложили вести строительство объекта методом top-down.

Сначала возводятся ограждающие конструкции (шпунтовая стенка методом «стена в грунте»). Затем на участках примыкания к соседним домам была выполнена дополнительная ограждающая конструкция из буросекущихся свай. В качестве фундамента мы использовали буровые сваи и барреты, которые выполнялись с поверхности земли до опорного слоя. В качестве опорного слоя на основном «пятне», тоже впервые, был использован тяжелый шпунт HZ, погруженный на глубину 24 м. Но его расчетная жесткость при откопке котлована на глубину 15 м оказалась недостаточной. Расчеты показали, что шпунт изгибается ниже плиты, а это приводит к тому, что поднимается дно котлована и страдает окружающая застройка. Чтобы предотвратить эти перемещения шпунта, мы использовали распорную грунтоцементную диафрагму, которая зафиксировала нижние концы шпунта на глубине 20 м (по технологии Jet grouting).

Дополнительно в тело свай мы завели стальные балки, приваренные к арматурным каркасам свай и баррет. Барреты сечением 3х1,2 м глубиной 40 м, у которых есть арматурный каркас с сердечником, выполнялись по технологии траншейной стены. Технология построена так, что мы сразу получаем стальную колонну, которая заделана в баррету. Смысл технологии top-down заключается в том, что одновременно с сооружением подземных этажей можно начинать возведение наземных конструкций и продолжать движение вниз.

— Сергей Николаевич, расскажите о тех, кто работает с вами.

— Как я уже говорил, в нашей компании работает 12 человек. При этом мы часто прибегаем к помощи привлеченных специалистов. На Stokmann их до 15. В этом проекте значительную роль сыграл Юрий Владимирович Бондарев, профессор СПб ГАСУ, инженер высокого класса, очень эрудированный теоретически, изобретательный и трудоспособный. Его компания «Тектон» сделала значительную часть конструктивных чертежей.

У нас в компании работает замечательный конструктор Мария Михайловна Сняткова, у которой есть дар — создавать оригинальные конструкции. Она руководит группой молодых инженеров, в которую входят Светлана Калязина и Александра Спивакова. Главный инженер проекта Владимир Николаевич Шувалов занимается у нас организационной работой. Он вытащил на своих плечах все, что касалось работ по Сенату и Синоду.

В заключение не могу не отметить руководителей подрядных фирм Е. Б. Лашкову, В. А. Смоленкова («Геоизол»), А. И. Берендеева («Старый город-Карст»), а также инженеров ООО «Стокманн Невский центр» Михаила Шприца и Вадима Соколова.

Дата: 27.10.2009
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 11(122)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!