СРО: тенденция к централизации

1 стр. из 1

9 сентября 2009 г. в рамках 13-й Международной выставки «Балтийская Строительная Неделя» состоялась научно-практическая конференция «Реализация Федерального законодательства в сфере саморегулирования строительной отрасли. Итоги. Основные задачи. Ближайшие перспективы».

Собравшиеся вежливо слушали выступавших. Надо откровенно признать, что бал на этой конференции правили москвичи. Представителям регионов разрешили задать только несколько вопросов, и то в письменной форме.

Генеральный директор НП СРО Межрегиональное объединение строителей (МОС) Михаил Викторов рассказал о последней статистике зарегистрированных СРО в строительстве и выданных допусков, о ближайших возможных изменениях в федеральном законодательстве и о вопросах, касающихся новой системы регулирования.

М. Викторов отметил: «В настоящее время на рассмотрении Ростехнадзора находится более 70 заявок от некоммерческих партнерств, претендующих на статус СРО. По состоянию на 9-е число зарегистрирована 31 саморегулируемая организация». Михаил Юрьевич убежден, что в ближайшее время и до конца года следует ожидать многократного увеличения числа таких заявок. «На эту тему уже сочинили шуточную загадку: чем будут заниматься директора СРО в Новый год? Ответ: выдавать допуски!», — пошутил генеральный директор МОС, но встретил довольно вялую реакцию участников. Не до шуток, видимо, «нонче». По словам того же М. Викторова, в ряде регионов некоммерческие партнерства, претендующие на статус СРО, для достижения требуемого числа в 100 организаций снижают требования к членам вплоть до отмены вступительных взносов. «Такая практика повышает риски, в том числе и в области безопасности строительства, и ставит под сомнение способность таких СРО отвечать по своим обязательствам…», — отметил глава МОС.

М. Викторов также сообщил, что мнение о необходимости ограничения числа строительных СРО в настоящее время разделяют не только в Ростехнадзоре, но и в Правительстве РФ. В частности, на совещании, состоявшемся в Москве 7 сентября, вице-премьер Дмитрий Козак высказался в пользу ограничения количества СРО. Должно быть не множество мелких НП, а количество, равномерно закрывающее все регионы России.

Это мнение лишний раз подтверждает, что процессом становления саморегулирования твердо управляет Москва. И это чувствуют собравшиеся, оттого и вялось реакций. Один из участников кратко заметил: «Москва рулит»… Вот тебе и саморегулирование.
«Тем не менее, — успокоил Викторов, — зарегистрированные СРО достаточно равномерно покрывают территорию РФ, и опасения в монополизации рынка узкой группой игроков безосновательны. …Когда к нам обращаются представители отдаленных регионов, мы рекомендуем им вступать в ближайшие к ним по месту регистрации СРО, если их деятельность не распространяется на большую территорию. Более того, мы изначально настаивали на создании СРО по региональному и межрегиональному принципу, и это предложение был услышано в Правительстве РФ». В качестве примера того, что власти не препятствуют созданию региональных СРО, Викторов сослался на петербургских строителей, которым удалось создать и зарегистрировать в Ростехнадзоре столько же СРО, сколько москвичам, хотя рынок Петербурга значительно меньше.

МОС, по словам Викторова, не стремится к излишней экспансии, но на деле получается наоборот: в регионах уже создано 17 представительств МОС, что облегчает возможность проверок деятельности новых членов. В настоящее время в МОС входит более 200 строительных организаций с совокупным объемом годовой выручки более 500 млрд рублей и общей численностью работников свыше 150 тысяч человек. Тенденция к централизации налицо.

М. Викторов не исключил, что в дальнейшем требования к приему в МОС будет ужесточаться. В частности, повышенные требования будут предъявляться к материально-технической базе претендентов на членство (будет проверяться наличие оборудования на каждый из видов работ, по которым запрашиваются допуски, и пр.), а после утверждения правил страхования срок оформления страховых договоров будет сокращен до 3 дней.

По вопросам вступления в МОС собравшихся просветил заместитель генерального директора Кирилл Холопик. «НП СРО МОС, — еще раз подчеркнул он, — отличается своим тщательным подходом к рассмотрению всех заявленных дел, но тем не менее остается первой по количественному составу членов, размеру компенсационного фонда и пр.».

Одновременно с регистрацией саморегулируемой организации возникает много других вопросов. В частности, как поступить с компенсационным фондом: передать его управляющей компании (УК) или же заключить договор банковского вклада с кредитной организацией? По управлению средствами компенсационного фонда отдельно выступил заместитель генерального директора УК «Ингосстрах – Инвестиции» Алексей Яшин.

Принятие 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» подтверждает реализацию государственной концепции о разделении зон ответственности в саморегулировании различных сфер деятельности. Именно поэтому размещение средств компенсационного фонда СРО наряду со средствами накопительной части трудовой пенсии, пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов, накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих и средств фонда ЖКХ доверено профессиональным участникам фондового рынка — управляющим компаниям (УК), имеющим лицензию Федеральной службы по финансовым рынкам.

Деятельность УК регулирует Федеральная служба по финансовым рынкам. Управляющая компания имеет прозрачную систему регулярной отчетности, которая понятна всем. Имущество, переданное в доверительное управление, четко обособлено (оно размещается на отдельном расчетном счете) и учитывается отдельно от имущества УК.

УК выполняет функции налогового агента, из дохода, полученного в процессе управления, управляющая компания оплачивает все необходимые комиссии и вознаграждения, уплачивает налоги, а полученный доход становится частью компенсационного фонда. УК осуществляет доверительное управление средствами компенсационного фонда в соответствии с требованиями законодательства РФ. В соответствии со ст. 1022 ГК РФ, управляющая компания несет ответственность за причиненные СРО убытки. Контроль за соблюдением УК ограничений размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, установленных законодательством РФ и инвестиционной декларацией, осуществляется специализированным депозитарием, выбранным СРО на конкурсной основе. Любое отчуждение имущества по договору доверительного управления должно быть согласовано со специализированным депозитарием, который несет солидарную ответственность по рискам, связанным с недобросовестным исполнением обязательств в рамках договора доверительного управления. Также УК обязана проходить ежегодную аудиторскую проверку своей деятельности. Таким образом появляется тройной контроль за деятельностью УК.

«СРО создаются для того, чтобы гарантировать качество строительства, а не заниматься управлением активами. Главное, чтобы компенсационный фонд оставался в целости и сохранности», — отметил А. Яшин.

— Какова высшая цель создания УК?

Алексей Яшин:
— Высшая цель — получение прибыли и облегчение жизни СРО.

— Вы считаете, что сами СРО не в состоянии будут управлять появившимися у них средствами?

Алексей Яшин:
— Просто для них это будет связано с массой неудобств по оплате налогов после получения прибыли, с ведением бухгалтерской отчетности и инвестиционной деятельности. Это же нигде не оговорено, не сказано. Управляющие компании для этого и созданы.
О проблеме страхования гражданской ответственности поведал заместитель генерального директора САО «ГЕФЕСТ» Александр Шахов. МОС совместно с Всероссийским союзом страховщиков разрабатывают единые стандарты страхования, при ВСС была создана рабочая группа по вопросам страхования, которую возглавил глава САО «ГЕФЕСТ» Александр Миллерман. К сожалению, все последние наработки больше отстаивают интересы страховых компаний, нежели строительных. На последнем общем собрании членов НП СРО МОС
4 сентября в Москве президент МОС Ефим Басин отметил, что страхование должно быть «объектным», что «кабалу» субъектного страхования строительное сообщество нести не должно.
Завершилась конференция выступлением председателя Технического комитета по стандартизации в строительстве (ТК- 465) при Ростехрегулировании Ларисы Бариновой, которая рассказала о недавнем совещании у первого заместителя Председателя Правительства РФ Игоря Шувалова, на котором закон о Техрегулировании был признан ошибочным, в том смысле, что СНиПы отменять совершенно неправильно, но они нуждаются в существенной актуальной доработке. Европейские инспекции, оказывается, уже сообщили нашему вице-премьеру, что наша система была самая лучшая в мире, и не стоило от нее отказываться, и вообще в строительстве не может быть документов добровольного применения, должны быть обязательные документы, которые гарантируют безопасность, долговечность и качество. Результат рассмотрения: оставить технический регламент — Федеральный закон — о безопасности зданий и сооружений. Он внесен на рассмотрение в Думу в первом чтении на 25 сентября. «Органом, который должен заняться актуализацией, должно стать Национальное объединения СРО в строительстве», — отметила Л. Баринова.

Дата: 27.10.2009
Анатолий Комаров
"Петербургский строительный рынок" 11(122)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!