Ленобласть накачивает атомные мускулы

1 стр. из 1

Сегодня на территории Ленинградской области реализуется целый ряд крупных инвестиционных проектов в сфере производства атомной энергии. На сегодняшний день наиболее близок к завершению проект создания исследовательского реактора ПИК в Гатчине, пробный пуск которого состоится в декабре 2009 г. Продолжаются работы по модернизации энергоблоков действующей Ленинградской АЭС и строительству новой ЛАЭС-2 в Сосновом Бору.

Все вышеперечисленные проекты были представлены на IX специализированной выставке «Атомная промышленность-2009», проходившей в Санкт-Петербурге в рамках Инновационной недели и 4-го Международного ядерного форума с 30 сентября по 3 октября.

В работе форума принял участие член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, представитель от Законодательного собрания Ленинградской области, председатель подкомиссии по атомной энергетики СФ Г. М. Нагинский, Нашему корреспонденту удалось задать ему несколько вопросов.

— Григорий Михайлович! В свете недавней аварии на Саяно-Шушенской ГЭС многих, конечно же, беспокоит: а не может ли нечто подобное произойти и на объектах атомной энергетики?

— Как сенатор и председатель подкомиссии по атомной энергетике Совета Федерации ФС РФ я изучал материалы расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Вывод один: во всех отраслях, относящихся к категории «особо опасных», необходимо ввести такие же драконовские требования, как и в атомной энергетике.

Причем, вопреки здравому смыслу, до сегодняшнего дня гидротехнические со-оружения даже не были включены в перечень опасных объектов! Соответственно, контроль там был существенно ниже. Хотя, ведь все прекрасно понимают, к каким последствиям могла бы привести авария на той же Саяно-Шушенской ГЭС в случае разрушения плотины… Целые населенные пункты вдоль Енисея были бы смыты водой! Если говорить о других уроках этой трагедии, то для всех стало очевидным — пора прекратить порочную практику со-здания подрядных фирм, аффилированных с заказчиком.

Обладая большим опытом работы в атомпроме, могу с уверенностью сказать: того, что произошло на Саяно-Шушенской ГЭС, в атомной энергетике просто в принципе не может быть!

Во-первых, все процедуры конкурсного выбора подрядчиков для выполнения любых, самых незначительных по объему работ абсолютно прозрачны и находятся под жестким контролем. И чтобы получить подряд на объекте атомной промышленности и энергетики, строительно-монтажная фирма должна иметь целый ряд разрешительных документов, в том числе лицензию Госатомнадзора РФ.

В противном случае ей никогда не победить в конкурсе. При этом органы Рос-атомнадзора никогда не снижали контроль за эксплуатацией, проведением регламентных и ремонтных работ на объектах атомпрома. Даже в период хаоса и реформ, невзирая на различные организационные и материальные трудности, специалисты Росатомнадзора продолжали трудиться на совесть. И сегодня отрадно видеть, что атомная отрасль уверенно идет по пути ужесточения требований к обеспечению безопасности в соответствии с международными стандартами МАГАТЭ.

Я убежден, что на всех потенциально опасных объектах, в том числе ГЭС, должен быть такой же жесткий контроль и нужны такие же нормативные требования по безопасности, как и в атомной энергетике. На ближайшем заседании комиссии Совета Федерации по естественным монополиям мы будем рассматривать поправки, ужесточающие эти требования. Уверен, соответствующие решения будут приняты.

— Не ухудшит ли качество подрядных работ на объектах атомпрома переход строительного комплекса от лицензирования к саморегулированию?

— В атомной отрасли зарегистрированы три саморегулируемые организации (федерального уровня) в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительной деятельности. Требования к организациям, вступающим в любую из этих СРО, предъявляются очень высокие. Фирме, если у нее нет опыта работы, необходимого технического оснащения и профессионально подготовленного постоянного коллектива, войти в СРО подрядных организаций, работающих в атомной промышленности, просто невозможно.

Кроме того, что жесткие требования с ходу отсекают множество мелких фирм, в этих СРО установлен достаточно высокий финансовый барьер, который не по карману не только маленьким, но и средним фирмам. Достаточно сказать, что взнос на вступление в СРО составляет порядка 1 миллиона рублей.

Сегодня строительный комплекс России переходит от неоправдавшей себя в данной отрасли системы государственного лицензирования к системе выдачи разрешений отраслевыми саморегулируемыми организациями. Однако лицензии Госатомнадзора РФ никто не отменял. Поэтому, чтобы выполнять любые работы на объектах атомной промышленности, подрядная организация должна получить не только допуск, разрешающий деятельность в сфере изысканий, проектирования или строительства, но и лицензию Госатомнадзора.

Таким образом, еще только приступая к деятельности в атомной отрасли, подрядчик уже проходит двойную проверку, что служит дополнительным гарантом надежности создаваемых им объектов атомной энергетики и промышленности.

Дата: 27.10.2009
Дмитрий Митропольский
"Петербургский строительный рынок" 11(122)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!