Современные модульные отбойные устройства причалов

1 стр. из 1

Именно отбойные системы защищают верхнее строение причала от возможных повреждений, вызванных швартовкой судов. Во всем мире уделяют большое внимание разработке совершенных энергоемких отбойных устройств причалов. В портах, принимающих крупнотоннажные суда, используются различные гравитационные, механические, гидравлические, гидропневматические и другие системы отбойных устройств. Их сложная конструкция и высокая стоимость окупаются экономией в процессе эксплуатации причальных сооружений из-за снижения расчетных нагрузок швартующихся судов.

Современные отбойные и швартовые системы способствуют продлению срока эксплуатации причального сооружения и защищают корпус судна от повреждений при швартовке и во время стоянки судна при волнении. Выполняя роль демпфера между судном и причалом, отбойные устройства деформируются и поглощают энергию подходящего судна, что значительно снижает силу его воздействия на причал.

Качество отбойного устройства зависит не только от характеристик материалов, используемых для производства его основных элементов, но и от качества комплектующих, входящих в его состав, и качества сборки самой конструкции, определяемой при расчетах и проектировании.

Резиновые элементы отбойного устройства. При правильной установке и эксплуатации резиновые элементы отбойного устройства способны поглощать кинетическую энергию больших, средних и малых судов во время швартовки к причалу. Отбойные устройства должны выдерживать различные скорости сжатия и давления, высокие и низкие температуры, угол и скорость швартовки, а также учитывать форму корпуса судна. Именно за счет резиновых элементов конструкция защищена от таких деформаций, как сдвиги и растяжения.

Стальные панели. Стальные панели — это сложные стальные конструкции, которые предохраняют все сооружение от изгибов, сдвигов и выгибания, и именно поэтому их проектирование должно быть доверено только квалифицированным профильным инженерам. В настоящее время часто встречаются стальные панели с секциями из листовой стали толщиной 5 мм, что значительно ниже минимально допустимой толщины стального листа для любого причала, рекомендованной Международной навигационной ассоциацией (PIANC).

Рекомендации PIANC о минимальной толщине:
 12 мм — как абсолютный минимум при воздействии морской воды с обеих сторон;
 10 мм — при воздействии морской воды с одной стороны;
 8 мм — для внутренних секций, неподверженных коррозии.

Таким образом, в случае использования стандартных внутренних стальных каналов минимальная толщина панели должна быть 160–180 мм. Большие модульные системы требуют панелей 250–400 мм толщиной, в то время как большинство производителей предлагают панели толщиной в 120 мм. Дешевле они? Возможно. Соответствуют задачам? Определенно нет.

Также на качество стальной панели сильно влияет качество покраски, но при этом ее отсутствие встречается повсеместно. Качественное, правильно нанесенное покрытие, как правило, защищает металлическую стальную конструкцию в течение 10–15 лет. После этого сталь подвергается коррозии и ослабляется, за исключением случаев, когда коррозия допустима. Установка резиновых элементов и полимерных плит на стальные панели также требует особого внимания. Для предотвращения проникновения воды внутрь закрытой стальной конструкции, если она используется в данной конфигурации отбойного устройства, места крепления отбойных устройств должны быть усилены локально и загерметизированы при помощи специальных составов, которые должны поставляться в комплекте.

Анкера и принадлежности. Любая отбойная система, в сущности, неполноценна. Часто полагают, что любой тип отбойного устройства из каталога производителя подходит для любого применения. Некоторые поставщики отбойных устройств предлагают анкера, сделанные из композитных материалов, включая нержавеющие вставки и гальванизированные болты, — это опасное сочетание. Используя такую комплектацию можно сэкономить, но появится большая вероятность быстрого выхода из строя всей конструкции.

Облицовочные панели с низким коэффициентом трения. Если минимальная толщина панелей или допуск по их износу не оговаривается, то, как правило, подразумевается, что будут установлены панели толщиной  30 мм или менее. Панель толщиной 30 мм с допуском 3–4 мм изнашиваемого слоя служит менее 5 лет. Увеличив толщину панели до 40 мм, допуск изнашиваемого слоя возрастет до 8–10 мм. Таким образом, срок службы увеличивается в два раза за дополнительную стоимость 1–2 % от полной стоимости отбойного устройства.

Для отбойных устройств идеально подходят ультравысокомолекулярные полиэтиленовые UHMW–PE облицовочные панели. Это отличное решение благодаря соответствию цены, качества и долговечности. Если на изделии не указан класс, используются, как правило, более дешевые изнашиваемые полиэтиленовые материалы, такие, как полиэтилен высокой плотности.

В идеале нужно запрашивать у производителя ультравысокомолекулярную UHMW–PE панель двойного обжига, которая является не только более экономичной, но и более устойчивой к износу.

Ограничительные цепи. Не каждая отбойная система требует цепей, но экономить на них — изначально большая ошибка. Соединение цепями панелей отбойного устройства и причала зачастую становится запоздалым решением, т. к. в панели еще в процессе изготовления конструкции должны закладываться усиленные крепления. Панели должны иметь усиленные крепления, которые закладываются в конструкцию в процессе ее производства. Крепления цепей к причалу требуют специальной конструкции, противодействующей комбинированным нагрузкам растяжения и сдвига на кронштейнах, которые чаще всего должны быть расположены ближе к краю бетона. 

Цепи всегда являются «слабым местом» отбойной конструкции и им требуется особый уход. Гальванизированные цепи могут оставаться в рабочем состоянии в течение 5 лет, после чего уменьшение диаметра быстро ослабляет звенья, что является сигналом к их замене. В текущем ремонте цепи просты и недороги при замене, а такие элементы конструкции, как анкера, должны служить в течение всего срока службы отбойной системы.

Выводы. В настоящее время прослеживается опасная тенденция экономии на тех или иных деталях конструкции отбойного устройства. Желание минимизировать цену и сэкономить на комплектующих вкупе с неадекватными или неубедительными техническими требованиями достигло опасных пределов.

Те, кто приобретают отбойные устройства, надеются получить за минимальные вложения максимальное качество.

В большинстве случаев такой подход оборачивается нефункционирующими отбойными устройствами, которые требуют чрезмерного обслуживания, а также увеличением рисков повреждения причалов и корпуса судна при швартовке. Также при этом снижается безопасность портового персонала.

Единственное правильное решение — квалифицированный подход к выбору конструкции, корректные расчеты, качественные элементы всего модуля, а также контроль над их производством с последующими испытаниями перед поставкой.

Дата: 17.12.2009
Виктория Парнова
"Петербургский строительный рынок" 12(123)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!