Летний сад на пути к возрождению

1 стр. из 1

Нет, пожалуй, петербуржца, равнодушного к судьбе Летнего сада. Неслучайно процесс
вмешательства в его жизнь сопровождается громким общественным резонансом. Слышатся даже воззвания «спасти», «уберечь», «не позволить»… Хочется верить, что такие «обличители» все-таки беспокоятся о судьбе Летнего сада, а не преследуют иных целей.  Если так, их можно понять и успокоить. Все, что делается за прозрачной сеткой закрытого на реконструкцию сада, многократно выверено и согласовано. За все это отвечают курирующие объект специалисты КГИОП и Русского музея, генеральный проектировщик ОАО «Ленпроектреставрация», а также генеральный подрядчик проекта ООО «Профиль», входящий в Союз реставраторов Санкт-Петербурга.

Годы согласований

Период создания проекта и его согласований был долгим и непростым. Совет по сохранению культурного наследия при петербургском правительстве четырежды обсуждал этот документ и возвращал его на доработку (в 2004, 2005, 2007 и 2008 гг.).

В основу работы легли масштабные историко-архивные и археологические изыскания. Была собрана подробная информация о том, как Петр I строил свое детище, и какой вид сад имел в XVIII в. Это пять объемных томов ценнейших исторических сведений, включая даже переписку Петра I с супругой по поводу отдельных сооружений. Свою лепту в создание проекта внес и нынешний генподрядчик: ООО «Профиль» занимался гидротехнической частью воссоздаваемого фонтанного комплекса.

Стоит сказать, что в земле Летнего сада на сравнительно небольшой глубине скрываются те самые петровские сооружения, которые сегодня решено восстановить. После катастрофического наводнения 1777 года они пришли в упадок и по указу Екатерины II были засыпаны. Чтобы понять, можно ли отреставрировать исторические конструкции, их необходимо расчистить, справедливо посчитали в КГИОП, поэтому охранные археологические исследования стали важнейшим подготовительным этапом реставрации.

— Проект очень живой, меняется в зависимости от результатов текущих изысканий, — говорит руководитель проекта реконструкции и реставрации Летнего сада Оксана Каган (ООО «Профиль»). — Время от времени документацию приходится корректировать в соответствии со вновь открывшимися историческими данными.

Такие масштабные разработки в Летнем саду ведутся впервые. Начались они в августе. На данный момент уже полностью раскопано несколько фонтанов на Главной аллее, а также пруд в одном из ближних к Неве боскетов (от итальянского boschetto — лесок, рощица).

— В случае с прудом и фонтанами решение уже принято — воссоздавать. Сохранившиеся конструкции реставрации не подлежат, — говорит начальник отдела технического надзора за реставрацией в садах Русского музея Сергей Ренни. — В отношении пруда сомнения оставались до последнего момента, но и здесь со временем все прояснилось. Исторический Глиняный замок во многих местах нарушен, кирпичная кладка бортов в удручающем состоянии.

По мнению инженеров, водоподводящая система прудов и фонтанов Летнего сада была весьма несовершенна. Поэтому воссоздаваться сооружения будут с учетом современных требований. К примеру, не удастся обойтись без скрытых насосных станций. Однако все, что с таким трудом и старанием расчистили и изучили археологи, останется не только на бумаге и электронных носителях. После раскрытия памятника, зарисовки, обмера, фотофиксации, актирования и прочих процедурных мероприятий историческую конструкцию или ее фрагменты засыпают крупнозернистым песком и щебнем. Позже на эту «подушку» установят опорные плиты воссоздаваемого сооружения. Консервация нужна на тот случай, если потомки захотят посмотреть, как строили в XVIII веке.

По замыслу Петра

В обновленном саду появится ряд сооружений петровской эпохи. Недоброжелатели называют эти объекты новоделом, который грозит изменить привычный взгляду пейзаж. По убеждению идеологов проекта, цель реконструкции Летнего сада состоит не в том, чтобы воссоздать его облик на какой-то определенный период, что в принципе невозможно сделать, а в том, чтобы максимально сохранить и подчеркнуть особенности дошедшей до наших дней планировки и архитектурно-ландшафтного замысла. Для этого нужно хотя бы частично восстановить то, что с такой охотой и тщанием придумывал и строил первый российский император. Иначе, что это за реставрация?

Всем известен единственный пруд Летнего сада, который в народе называют лебединым. А ведь когда-то на противоположном конце парка был еще один водоем, населенный разными видами водоплавающей птицы. Пернатые жили в расположенных вокруг пруда домиках, а в его центре, на искусственном острове, располагалась затейливая беседка. Так называемый, Менажерийный пруд имел форму эллипса размером 32 х 23 м по водной глади.

— Восстановить решено также одну из двух петровских оранжерей — Малую. Ее длина составляет почти 40 м, а ширина, с учетом ризалита, чуть больше 8 м, — рассказывает Сергей Ренни. — Здесь, как и при Петре I, зимой будут храниться кадочные культуры, которые в теплое время года украсят аллеи и боскеты. Их ассортимент тщательно проработан и согласован со специалистами КГИОП. Появится также боскет «Птичий двор» с деревянным павильоном «Голубятня». Предполагается, что здесь будут выставки, соответствующие названию сооружения, возможно — даже певчих птиц.

Кроме того, посетителей обновленного сада ждут и новый фонтанный комплекс, и узорный французский партер из разноцветных инертных материалов, и боскет под названием «Крестовое гульбище». Эта петровская затея представляла собой деревянные крытые галереи, которые перекрещивались под определенным углом. Центром всей композиции служил фонтан.

Ну и, конечно же, на месте хозяйственного двора 1970-х гг. вырастет современный хозяйственный комплекс с новой трансформаторной подстанцией и гаражом для малой садовой техники. Как заверяют разработчики проекта, одноэтажное здание будет скрыто от глаз зеленью, так что не нарушит общей гармонии.

Работы в Летнем саду идут полным ходом. На данном этапе в помощь генподрядчику, занятому в основном инженерией и изысканиями, задействовано восемь субподрядчиков. В реставрации находятся решетка и цоколь ограды архитектора Л. Шарлеманя, воссоздаются центральные ворота Невской ограды Ю. Фельтена (они были разобраны в 1867 г.).

Начались гидротехнические работы по воссозданию Менажерийного пруда и фонтанного комплекса. До конца нынешнего года намечено построить фундамент Малой оранжереи и частично — ее несущие конструкции.

В мастерских Инженерного замка продолжается реставрация и копирование парковых скульптур.

Тенистые аллеи

Самая большая ценность Летнего сада — его деревья, многим из которых за 150 и даже за 200 лет. Излюбленные петербуржцами аллеи, конечно же, будут сохранены, но вместе с тем они приобретут новый растительный декор, полностью соответствующий историческим материалам. Так, вдоль большинства дорог появится шпалерник — 2–3-метровые стены густо посаженной липы, специальным образом выращенной и остриженной. Перед живой изгородью установят деревянное декоративное ограждение из брусьев, связанных между собой «на деревенский манер». Концептуально идею такой реставрации можно назвать сочетанием привычного пейзажного сада и задуманного Петром регулярного.

— Общая протяженность шпалер Летнего сада составит примерно 7 км, — констатирует Сергей Ренни. — Однако в России такого посадочного материала нет. Скорее всего, его закажут в Германии, где есть возможность обеспечить нужные нам объемы и кондиции. Собирать саженцы из питомников разных стран получится дороже, да и качество пострадает из-за разносортицы.

Но сначала сад нужно подготовить к новой жизни. В последние годы его биологическое состояние называют тяжелым — слишком много больных деревьев и слишком мало света для подлеска. В итоге здесь даже уменьшилось количество птиц. Лечение и подкормка деревьев, удаление сухостоя, «осветление» аллей тоже ведется по согласованным методикам и под строгим контролем охранного комитета.

— Просто вырубать деревья, без какого-либо плана реконструкции, было бы неправильно, так как каждая такая утрата должна компенсироваться предстоящими ландшафтными изменениями, — рассказывает Оксана Каган. — Сегодня, уже в соответствии с проектом, к сносу определено порядка 40 больных деревьев, в том числе несколько штук, попавших в пятна застройки.

— Вылечить дерево, пораженное изнутри, тоже непросто, — дополняет Сергей Ренни. — Сначала дупла очищают от гнили, причем объем гнилостной субстанции может достигать нескольких ведер, после этого всю полость обрабатывают специальным антисептиком, а ближе к зиме закрывают металлической оцинкованной сеткой. В идеале, больной участок дерева должен затянуться корой.

То, что отношение к зеленым посадкам Летнего сада самое бережное, подтверждают и голландские коллеги, проявляющие пристальное внимание к этой комплексной реконструкции. Когда-то у их предков учился русский царь, но сегодня все происходит наоборот.
Чьи палки в колесах?

Почти полгода в Летнем саду ведутся масштабные работы. При этом дирекции Русского музея до сих пор приходится заниматься судебными разбирательствами по поводу процедуры выбора генподрядчика.

— ФАС, арбитражные суды Москвы, Петербурга и Ленобласти уже вынесли решение о правомерности действий аукционной комиссии музея, но истцу этого мало. Теперь мы получили уведомление о принятии к производству апелляционной жалобы на решение столичного Арбитражного суда, — вздыхает Сергей Рении.

Все это не стоило бы внимания, если бы не служило пищей для некоторых масс-медиа. А информация в СМИ от обиженного истца, не допущенного к аукциону на генподряд, поступила, мягко выражаясь, жареная, хотя и насквозь лживая. Например, о завышении сметных расценок в разы или о том, что «победителем стала фирма, которая сама проект и рисовала» (это уже дословно).

— Проект и смета утверждались в Главгосэкспертизе России, на что ушло без малого полгода, — отвечают на эти «аргументы» в Русском музее. — Эксперты «шерстили» каждое слово и каждую цифру. Причем в итоге средства из федерального бюджета в размере 2,3 млрд рублей выделены в ценах 2007 г., без какой-либо индексации на 2009–2011 гг.

В ООО «Профиль» так комментируют ситуацию: «Проект реконструкции Летнего сада едва ли будет рентабельным». Он пестрит оговорками и уточнениями по результатам археологических изысканий и текущих обследований. Очевидно, появится еще немало нюансов, которые повлекут усложнение работ и увеличение их объема. Смета, разумеется, меняться не будет. Хотя, как признали генподрядчики, косвенную прибыль они уже получают: престиж этого проекта очень высок.

Сегодня Летний сад не узнать. По аллеям, устланным бетонными плитам, ездит строительная техника.  Бытовки, штабеля стройматериалов и люди в униформе выглядят на фоне привычных пейзажей фантастически. А вот картина, которую сравнительно недавно нарисовали в одной  крупной городской  газете: «За высоченными синими стенами Летнего сада, на многие годы перекрывающими улицы, или вообще ничего не строится и не ремонтируется, или трудятся пара-тройка гостей из ближнего зарубежья». В связи с такой трактовкой событий стоит особенно подчеркнуть, что реализация грандиозного реставрационного проекта, не имеющего аналогов в истории нашего города, открыта всем, кто заинтересован в судьбе Летнего сада.

Дата: 17.12.2009
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 12(123)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!