|
|||||
1 стр. из 1 В нынешней экономической ситуации переработка отходов — источник недорогих строительных материалов. Новейшие технологии и современное оборудование позволяют пускать в оборот поврежденные бетонные и железобетонные конструкции, битый кирпич и арматурную сталь. Какова ситуация с рециклингом строительных отходов в условиях кризиса? Своим видением проблем и путей их решения делятся руководители петербургских компаний. «В настоящее время демонтажные работы за исключением одного-двух небольших объектов в городе стоят, — рассказывает генеральный директор компании «Акрос-Экология» Максим Сушкевич. — Появляются незначительные объекты по откопке котлованов — образуются грунты, которые более-менее вывозятся». «Образование строительных отходов находится в очень странной ситуации, — рассказывает президент группы компаний «Ассоциация по сносу зданий» Игорь Тупальский. В связи с общемировым финансовым кризисом и отсутствием у девелоперов и инвесторов свободных денежных средств на освоение новых пятен объем рынка демонтажа за период кризиса уменьшился ориентировочно в 15 раз, а объем рынка земельных работ — в 20 раз». Новые участки практически не осваиваются. Те демонтажные работы, которые есть на сегодняшний день в городе и Ленинградской области, базируются в основном на очистке территорий, сносе ненужных построек для оптимизации налогообложения (налог на имущество), очистке территорий для строительства или хотя бы освобождении территорий для устройства автостоянок внутри каких-либо промышленных или производственных комплексов. Новых проектов по демонтажу в области жилищного строительства практически нет (10% от всего рынка демонтажа, а остальной рынок на сегодняшний день смещен в Ленинградскую область). По земляным работам еще присутствует небольшой объем по устройству котлованов, так как большинство квартир высокой степени готовности уже проданы, а строителям, вне всякого сомнения, надо продолжать выполнение работ. Также источником образования строительных отходов служат работы по строительству западного скоростного диаметра, других дорог в городе, замена трамвайных путей и т.д. Как отмечает Игорь Тупальский, по-прежнему образуется достаточное количество отходов грунта, «поэтому в данном аспекте ситуация более спокойная». По оценке руководителя Службы экологического сопровождения Валерия Алферова, строительные отходы несмотря на изменения в экономике образуются стабильно: «Быть может, в несколько меньших объемах, чем ранее, до изменений в экономике. Но надо отметить, что сносить здания продолжают, отходы от сноса продолжают появляться. И большинство их идет как сырье для вторичного использования». Предложение и спрос Какова нынешняя ситуация на рынке вторичных строительных ресурсов? По мнению Максима Сушкевича, этот сегмент близок к обрушению: «Проблемы сбыта сегодня нет, потому что нет и продукта. Если у кого-то что-то и появляется, то очень быстро продается, когда надо, например, отсыпать подъездные пути, дорогу в связи с осенней распутицей». «Какого-то всплеска активности в ближайшее время ожидать, наверное, не стоит, рынок строительных отходов не просто обрушился, а близок к состоянию дна, — дополняет Игорь Тупальский. — На сегодняшний день для рециклинга существует проблема входящего сырья в связи с отсутствием поступлений железобетона от демонтажа». «В настоящее время из строительных отходов востребован в основном битый кирпич, получающийся от сноса кирпичных зданий и промышленных сооружений старой постройки», — поясняет президент группы компаний Ассоциация по сносу зданий. Причина кроется в дешевизне материала. Соответственно, покупатели переработанных или непереработанных отходов на сегодняшний день находятся в ситуации определенного недостатка финансирования, поэтому на сегодняшний день битый кирпич является основной ключевой позицией, которая востребована на рынке. Вторичный щебень на рынке востребован только в крупных фракциях (0-150, 0-200) также по причине его дешевизны. Изготовление фракций, например, 20-40 всегда стоило на 25-30% дороже. Это связано с необходимостью осуществления двойной переработки, грохочения. По иному видит ситуацию Валерий Алферов: «Надо определиться, что значит рынок строительных отходов. Если это рынок вторичного использования строительных отходов, то он продолжает развиваться и довольно активно. Но необходимо указать, что в настоящий момент отсутствует четкий механизм использования строительных отходов как вторичных материалов. В этой ситуации многие образователи отходов работают отчасти вне правового поля». Проблемы сбыта вторичных материалов или сырья, по его мнению, нет. Как и в любой иной отрасли, проблема сбыта обусловлена рядом внешних и внутренних факторов, действующих на компанию-продавца. «Если говорить про рынок вторичных материалов, — подчеркивает Валерий Алферов, — то спрос есть и очень хороший. Отдельным компаниям, работающим на этом рынке, в настоящее время недостаточно именно сырья, чтобы удовлетворить потребности рынка». От экономики к политике Валерий Алферов полагает: «Одной из причин отсутствия спроса в конкретной компании может являться неизвестность для рынка предложения именно этой конкретной компании. А кроме того, слабая работа с конечным потребителем и компаниями-посредниками, неорганизованная схема продвижения как продукции, так и самой компании, завышенная цена по сравнению с аналогами. Это как раз внутренние факторы, причем далеко не все. Из внешних факторов можно отметить как раз высокую стоимость приведения деятельности компании по использованию строительных отходов в соответствие законодательству РФ. Если специально не развивать рециклинг, в том числе на государственном уровне, то сам по себе он будет развиваться очень медленно, так как в большинстве отраслей на данный момент он убыточен как основной вид деятельности». Одним из решений, по мнению Валерия Алферова, может стать создание общей базы для компаний, занимающихся рециклингом. Например, технопарка, призванного помочь таким организациям с минимизацией постоянных издержек этих компаний, что в свою очередь привело бы к увеличению их рентабельности, а следовательно, позволило бы этим компаниям либо снизить стоимость конечной продукции, либо расширить предложение за счет дополнительных услуг. Если говорить о дне сегодняшнем, то, как отмечает Игорь Тупальский, организация взаимодействия очень простая: все основано на простейшей экономике и логистике — наличие строительных отходов у одной компании и возможность принять эти отходы у компании другой. «Никаких рычагов на сегодняшний день больше нет и, наверное, это самая большая удача на нашем рынке, потому что стихийное формирование данной сферы бизнеса стало и залогом успеха в связи с отсутствием государственного регулирования и контроля, — считает Игорь Тупальский. — Это привело к тому, что уже сложившийся бизнес — отношения между производителями, образователями отходов, и компаниями, занимающимися переработкой, уже сами по себе с самого начала выстраиваются на правильной экономической базе. Нет никаких лишних надстроек, а значит никто не мешает». Однако многие эксперты считают, что необходимо развивать взаимодействие между компаниями на рынке переработки отходов, государственными институтами и конечными потребителями продукции рециклинга. И такая работа ведется. В последнее время санкт-петербургская Ассоциация рециклинга осуществляет мероприятия, которые призваны поднять рентабельность деятельности компаний-переработчиков отходов, увеличить прибыль компаний образователей отходов, упростить деятельность государственных органов по надзору в сфере обращения с отходами, а также улучшить экологическую ситуацию в городе и области. Совершенствование обращения со строительными отходами и их рециклинг необходимо рассматривать в контексте перехода строительной отрасли к саморегулированию. «Деятельность по рециклингу отходов контролируется Ростехнадзором, но существует большая проблема отсутствия в этом направлении саморегулируемых организаций, которые давали бы определенные допуски и вырабатывали бы правила на этом рынке, — считает Игорь Тупальский. — И все сферы строительного бизнеса, связанные с рынком строительных отходов, вне всякого сомнения, должны быть объединены в какое-то СРО — но пока, к сожалению, этого нет». Дата: 21.12.2009 Сергей Васильев "Федеральный строительный рынок" 8(80)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||