Константин Цицин: «Кризис только помог реформированию ЖКХ»

1 стр. из 1

В чем суть реформы ЖКХ? На каких условиях регионам выделяется финансирование? Сколько многоквартирных домов в России уже отремонтировано, какое количество аварийных домов расселено? Как сказалась экономическая ситуация на ходе реформирования отрасли? На эти и другие вопросы в рамках интернет-конференции, прошедшей в информационном агентстве «Гарант», ответил генеральный директор госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» Константин ЦИЦИН.

Тема конференции была обозначена как «Влияние сложившейся экономической ситуации на реформу жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации». Константин Цицин рассказал о порядке контроля над расходованием выделяемых фондом средств, о том, как на местах реализуются программы капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья, сообщил о перспективах реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Вопросы, связанные с реформированием жилищно-коммунального хозяйства, а также обеспечением комфортным жильем граждан, продолжают оставаться актуальными. Реформа ЖКХ подразумевает модернизацию всего жилищно-коммунального хозяйства страны, обеспечение безопасных и комфортных условий для проживания граждан, привлечение частных инвестиций в отрасль, создание и запуск механизма устойчивого развития отрасли без участия государства. Сегодня в стране впервые развернута полномасштабная кампания по капитальному ремонту домов и переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Денежные средства выделяются регионам только на условиях софинансирования.

В ходе интернет-конференции первыми были вопросы о том, каков на сегодняшний день в России объем аварийного жилья и сколько времени понадобится стране для решения этой проблемы.

«Существует два взгляда на данную проблему, — сказал Константин Цицин, — официальные статистические данные, а также данные, которые находятся непосредственно в регионах, на местах. я буду больше опираться на статистику.

В идеологии закона о государственной корпорации заложен постулат: аварийным считается жилье, признанное таковым по состоянию на 1 января 2007 г.

Я подчеркиваю эту дату. На этот период в России имелось 11,7 млн кв. м аварийного жилья. На средства, которые выделены нашей корпорации, проблему переселения можно решить примерно лишь на 30%. На решение проблемы по переселению граждан фондом уже выделил более 54,5 млрд рублей. На эти деньги должно быть переселено около 159 394 человек. На сегодняшний день уже переселено или находится в стадии переселения порядка 55 тыс. человек. Надеюсь, что через 2 года количество переселенных людей увеличится в 2–3 раза».

На сегодня лучше всех по программам фонда работают Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Белгородская и Пензенская области. Хуже всего обстоят дела в Северо-Западном округе. Например, Мурманская область только в этом году вошла в программу фонда.

Был задан вопрос и о том, в чем заключается суть программы «50 миллиардов». На него Константин Цицин ответил так:
«В настоящее время в обществе много обсуждается тема эффективности госкорпораций, т. е. правильно ли они решают задачи, которые перед ними поставлены. В свете этого хочу отметить, что в период, когда начинался кризис, фонду удалось достаточно быстро, локально перестроить свой механизм под определенные задачи. И программа переселения граждан из аварийного жилья (с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья) является тому доказательством. Одной из главных задач в конце 2008 г. было поддержание строительной отрасли, чтобы строительный комплекс продолжал существовать и работать. Правительством РФ было принято решение на льготных условиях предоставлять регионам средства для переселения граждан из аварийного жилья. Речь идет о выкупе недостроенных квартир в домах, где стадия готовности должен составлять не менее 70%. Одновременно здесь решалась еще и другая задача, которая была связана с уменьшением количества потенциально обманутых дольщиков. На сегодняшний день 67 субъектов участвуют в этой программе. Общая сумма осваиваемых субъектами РФ средств составляет почти 40,5 млрд рублей».

Насчет того, в каком объеме и в каких пропорциях осуществляется софинансирование с участием фонда, направленное на капитальный ремонт жилого фонда, со стороны регионов, глава госкорпорации пояснил: «Софинансирование со стороны субъектов Российской Федерации и собственников жилья является одним из основных положений Закона о фонде. На первоначальном этапе доля софинансирования субъектами составляла от 20% до 50%. В кризисное время было принято решение о снижении доли регионального софинансирования на уровень от 5% до 20%. Это позволило регионам с учетом их выпадающих доходов проще осуществлять софинансирование. Его доля софинансирования со стороны собственников была и остается 5%. Если в первый год, согласно закону, мы могли оказывать финансовую поддержку только в размере 30% от лимитов субъектов, то уже в 2009 г. субъекты могли забрать практически все средства. У нас на сегодняшний день 18 субъектов получили все деньги до 2011 г., а сумма средств, выданных в 2009 г., в том числе и за счет того, что была снижена доля софинансирования, увеличилась в два раза».

Сегодня в программах фонда участвует 81 субъект Российской Федерации, кроме двух — Чеченской Республики и Москвы. У первой на это имеются объективные обстоятельства, поскольку до 11 октября 2009 г., до выборов, юридически там не было муниципальных образований.

А Москва не вошла в программы фонда, поскольку свою достаточно большую программу столица реализует за счет средств городского бюджета.

На вопроос, как мировой финансовый кризис повлиял на реформу ЖКХ в России, Константин Цицино тветил: «Кризис программе только помог, поскольку именно программы капитального ремонта многоквартирных домов и расселения аварийного жилья оказали определенную поддержку регионам. Наши граждане увидели, что государство не отказывается от тех смелых глобальных социальных программ, которые были приняты. В результате реализации этих программ появились дополнительные рабочие места. Субъекты продолжают реформирование жилищно-коммунальной сферы, которое было начато два года назад. Вначале кризиса было принято решение о возврате определенной части средств фонда в федеральный бюджет. На сегодняшний день эта сумма составляет 19 млрд рублей, но все эти средства будут возвращены обратно в корпорацию в 2010 и в 2011 гг.».

Прозвучал вопрос и о том, ведется ли какая-то работа по внедрению ресурсосберегающих технологий применительно к сфере жилищно-коммунального хозяйства.

«У нас это прописано в законе, — заявил глава госкорпорации. — В первую очередь, при ремонтах мы вместе с субъектами РФ должны применять ресурсосберегающие, энергосберегающие технологии и материалы. И, конечно, такая работа ведется. Мы с самого начала предлагали регионам, чтобы они вели комплексный ремонт, поскольку в его результате достигается наибольшая эффективность в энергосбережении. Не скрою, это происходит не везде. Но мы всегда на этом настаивали, а в прошлом году ввели обязательное условие, согласно которому субъекты РФ должны иметь у себя и предоставлять нам свои программы по поэтапному переходу на отпуск коммунальных ресурсов в соответствии с общедомовыми приборами учета. Это первый шаг к энергосбережению. Практика показывает, что после установки общедомовых счетчиков сумма платежей постепенно снижается на 20%. После проведения комплексного ремонта она может достигнуть 50%. Мы планируем, что на следующий год субъекты примут у себя программы повышения энергоэффективности жилого фонда полностью по всем домам, независимо от того, участвуют они в программах фонда или нет».

Была затронута и тема слабой конкуренции на рынке управления жилыми домами. По этому поводу Константин Цицин рассказал: «На сегодняшний день конкуренция уже есть. Но в некоторых муниципальных образованиях она носит не слишком правовой характер, поэтому в ближайшее же время необходимо создать механизм, регламентирующий работу компаний, управляющих многоквартирными домами. Мы разработали определенный пакет поправок в законодательные акты, надеюсь, он пройдет обсуждение, и тогда будут определены правила игры. В настоящее время таких правил не существует. Поэтому необходимо как можно быстрее принять законодательные акты, которые бы регулировали деятельность управляющих компаний. Тогда, действительно, это будет нормальный цивилизованный рынок».

По поводу контроля за целевым расходованием средств глава фонда отметил, что с самого начала был выстроен очень прозрачный и детальный механизм прохождения финансовых ресурсов. На сегодняшний день действуют три программы: капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и переселения с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья. Финансирование этих программ идет по бюджетной системе страны.

«Мы отслеживаем движение средств вплоть до муниципального образования, — прокомментировал Константин Цицин. — Они идут по отдельным кодам бюджетной классификации и оттуда исчезнуть не могут. Ситуация немного осложняется после того, как средства перечисляются в ТСЖ или управляющим компаниям, которые привлекают подрядчиков. Наши специалисты разработали определенные документы для муниципальных образований. Практически каждое муниципальное образование заключило договор с ТСЖ или с управляющей компанией. Мы ежемесячно получаем отчеты о том, какие средства, куда и в каком количестве уходят».

Было также принято решение, что все счета управляющих компаний и ТСЖ должны располагаться в банках с государственным участием. С 1 октября 2009 г. все счета находятся в четырех банках страны. Раньше можно было открыть счета практически в любом банке, но иногда возникали проблемы.

К тому же сложилась ситуация, когда три банка просто прекратили свое существование, и средства оттуда возвратить не удалось, поэтому было принято решение об открытии счетов только в банках с госучастием.

Были заданы вопросы о том, какой порядок подбора подрядных организаций для проведения капитального ремонта установлен на законодательном уровне, а также может ли администрация города привлекать подрядные организации по своему усмотрению, не учитывая пожелания членов ТСЖ.

Гендиректор Фонда ЖКХ разъяснил: «В соответствии с законом, у субъекта РФ существует возможность создать свой порядок по привлечению подрядных организаций. Но производить это волюнтаристски муниципальные образования не вправе, они не могут навязывать собственникам свои кампании».

Наконец, на вопрос, что можно считать главным плюсом и главным минусом работы госкорпорации за прошедший год, Константин Цицин ответил: «Самый главный плюс заключается в том, что за два года нам удалось в какой-то степени изменить сознание наших граждан в том направлении, что они все-таки являются собственниками не только своей квартиры, а своего общего имущества или дома. Этот процесс набирает такие обороты, что в некоторых муниципальных образованиях его приходится даже немножко сдерживать.

Исключительно из-за недостаточности средств. Необходимо отремонтировать не только дом, но и сделать придомовую территорию, поставить детскую площадку. По инициативе жителей все это начинает осуществляться. Любая реформа направлена на то, чтобы в результате жителям стало лучше, чтобы они могли реализовать свои права».

Главный минус же, по мнению главы Фонда, видится в том, что необходимо изменить мышление не только простых граждан, но и глав многих муниципальных образований. «На сегодняшний день у нас в программах участвует около 2 тыс. муниципальных образований, — пояснил Константин Цицин. — Зачастую наталкиваешься на конкретное непонимание — может быть, даже и специальное. Некоторые города до сих пор не вошли в программы фонда».

Дата: 21.12.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 8(80)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!