Энергоэффективности посвящается специальная госпрограмма

1 стр. из 1

Минэнерго России поддержало Международный энергетический форум и выставку EMBIZ-2009, проходившие с 10 по 12 ноября в столичном «Экспоцентре». В экспозиции были представлены производственные достижения и новые технологические решения, а в деловой программе рассматривались актуальные вопросы политики энергосбержения и повышения энергоэффективности. На конференции с докладом выступил директор Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Минэнерго России Сергей МИХАЙЛОВ.

Мероприятие открыл заместитель министра энергетики РФ Владимир АЗБУКИН, который в своем приветственном обращении к участникам конференции и выставки отметил, что решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в российской экономике имеет первостепенное значение, сегодня эта проблема приобрела статус приоритетной государственной задачи. Минэнерго России, в свою очередь, принимает самое активное участие в разработке и осуществлении мер по переводу экономики на энергосберегающий путь развития, и в этой сфере уже есть ощутимые результаты.

Директор Департамента государственной энергетической политики и энергоэффективности Сергей Михайлов в начале своего доклада «О Государственной программе энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года» отметил: «Необходимыми условиями для укрепления энергетической безопасности России являются: обеспечение технической доступности энергии для развивающейся экономики и удержание расходов на энергоресурсы в пределах экономической доступности для всех групп потребителей».

Российская Федерация, по словам докладчика, располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергоэффективности, который составляет более 40% от уровня потребления энергии. В абсолютных объемах это 403 млн т условного топлива, а с учетом сокращения сжигания попутного газа в факелах — порядка 420 млн т у. т. Это выше, чем предусмотренный в Энергетической стратегии России на период до 2030 г. прирост производства первичной энергии в России в 2008–2020 гг. (244–270 млн т у. т.). Ресурс повышения энергоэффективности, по мнению Сергея Михайлова, следует рассматривать как один из основных энергетических ресурсов будущего экономического роста.

Во исполнение поручения Президента РФ от 15 июля 2009 г. за № Пр-1802ГС, по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г. и распоряжений Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р и от 25 декабря 2008 г. № 1996-р, Минэнерго России разработало проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 г.

Основная цель программы — рациональное использование топливно-энергетических ресурсов за счет реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики субъектов Российской Федерации и снижения энергоемкости ВВП к уровню 2007 г. Основной задачей программы является обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счет запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики РФ, а также за счет реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения.

Наряду с этим реализация программы должна способствовать сохранению и расширению потенциала экспорта энергоресурсов и доходной части бюджета за счет сокращения неэффективного потребления энергии на внутреннем рынке, а также снижению объемов выброса парниковых газов.

«Задача перевода экономики России на энергосберегающий путь развития и снижения энергоемкости ВВП к 2020 г. на 40% к уровню 2007 г. не может быть решена без широкого использования организационно-технического потенциала энергосбережения, — продолжил Сергей Михайлов. — В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. и расчетами экспертов, за счет структурных преобразований в экономике прогнозируется снижение энергоемкости ВВП к 2020 г. на 26,5%. Поэтому для выполнения заданного Президентом Российской Федерации целевого значения снижения энергоемкости ВВП на 40% программа составлена из необходимости достижения целевого показателя снижения энергоемкости ВВП за счет организационно-технических мероприятий на 13,5% к 2020 г., что в сумме с эффектом от структурных преобразований составит необходимые 40%».

Реализация программы предусматривается в два этапа: 2010–2015 гг. и 2016–2020 гг. На первом этапе целевым индикатором успешного выполнения программы является снижение энергоемкости ВВП за счет реализации программных мероприятий на 7,4% и годовая экономия энергоресурсов в 2015 г. в объеме 85 млн т у. т. На втором этапе, соответственно, 13,5% и 170–180 млн т у. т.

Специфика повышения энергоэффективности в отдельных секторах экономики (организация управления и принятия решений, степень и возможности регулирования, структура и схожесть технических и институциональных решений) предопределила необходимость выделения секторальных направлений по реализации программных мероприятий. В их числе повышение энергоэффективности:
 в электроэнергетике,
 в теплоснабжении и системе коммунальной инфраструктуры,
 в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте,
 в организациях федеральной бюджетной сферы,
 в жилищном секторе;
а также:
 стимулирование повышения энергоэффективности в субъектах Российской Федерации;
 расширение использования возобновляемых источников энергии;
 нормативно-законодательное, ресурсное, организационное и информационное обеспечение деятельности по повышению энергоэффективности.

В плане реализации программа базируется на типовых мероприятиях, но при этом учитывает специфику отдельных отраслей экономики.

В программе не содержится сведений о конкретных проектах в разрезе субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, предприятий и организаций. После утверждения программы Правительством РФ проекты будут отбираться на конкурсной основе государственными заказчиками программы. В проекте программы по каждому направлению и программному мероприятию на ближайшие 5 лет рассчитаны объемы экономии энергетических ресурсов по годам, и по ним же — объемы ресурсного обеспечения в виде бюджетных и внебюджетных средств.

«Результаты в части практического энергосбережения и повышения энергоэффективности во многом зависят от деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», — далее отметил Сергей Михайлов.

В процессе реализации программы предусмотрена организация взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти. Формы этого взаимодействия учитывают следующие мероприятия:
 согласование и установление объема средств федерального бюджета и порядка их предоставления субъектам РФ для достижения установленных программных индикаторов и пороговых показателей;
 мониторинг исполнения установленных программных индикаторов и пороговых показателей на основании форм официальной статистической отчетности и деятельности в субъектах РФ уполномоченных представителей государственных заказчиков Программы.

Важно также обеспечить согласование показателей Государственной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности и региональных программ энергосбережения.

Проектом федерального закона предусмотрено, что в региональных программах должны быть отражены целевые показатели и их значения в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а именно:
 повышение эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде,
 повышение эффективности использования энергетических ресурсов в системах коммунальной инфраструктуры;
 сокращение потерь энергетических ресурсов при их передаче, в том числе в системах коммунальной инфраструктуры;
 повышение уровня оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;
 увеличение количество случаев использования объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, объектов, относящихся к объектам, имеющим высокий класс энергетической эффективности, и (или) объектов, использующих в качестве источников энергии вторичные энергетические ресурсы и (или) возобновляемые источники энергии;
 увеличение количества высокоэкономичных в части использования моторного топлива транспортных средств, а также транспортных средств, в отношении которых проведены мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по замещению бензина, используемого транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом с учетом доступности использования природного газа, близости расположения к источникам природного газа и экономической целесообразности такого замещения;
 сокращение расходов бюджетов на обеспечение энергетическими ресурсами государственных и муниципальных учреждений, органов государственной власти и местного самоуправления, а также расходов бюджетов на предоставление субсидий организациям коммунального комплекса для приобретения ими топлива, а также субсидий гражданам на внесение платы за коммунальные услуги с учетом изменений объема использования энергетических ресурсов в указанных сферах;
 увеличение объема внебюджетных средств, используемых на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Эти показатели согласуются с типовыми мероприятиями Государственной программы. Всего на период до 2020 г. стоимость программных мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности (без учета развития ВИЭ) оценивается почти в 10,5 трлн руб. в пересчете на цены соответствующих лет. По источникам финансирования предлагается задействовать около 850 млрд руб. из средств федерального бюджета, около 950 млрд руб. из региональных бюджетов, а остальное — из внебюджетных источников. Предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ составят около 633 млрд руб.

При выполнении программы будет обеспечена суммарная экономия затрат на энергию всеми потребителями энергоресурсов в 2010–2015 гг. в объеме порядка 2,6 трлн руб., в 2010–2020 гг. — около 10 трлн руб. (в текущих ценах).

В конце своего выступления Сергей Михайлов остановил внимание на том, что близится к завершению разработка и принятие законодательной и нормативной правовой базы по энергоэффективности, подготовлены предложения по формированию целостной системы управления процессом повышения энергетической эффективности российской экономики, обеспечивающей распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В целом, формируется организационная структура управления энергоэффективностью в стране.

«В данных условиях крайне необходимы и востребованы практические действия по переводу страны на энергосберегающий путь развития на основе современных технологий, нового энергосберегающего оборудования и инновационных проектов, — сказал Сергей Михайлов. — Уверен, что государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности станет важным инструментом реализации этих действий».

Дата: 21.12.2009
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 8(80)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!