Анатолий Пахомов: «Модернизация инфраструктуры идет ускоренными темпами»

1 стр. из 1

Для Сочи, готовящегося в 2014 г. принять зимнюю Олимпиаду, минувший год оказался временем многих важных решений, воплощения в жизнь или начала реализации многих масштабных проектов. На вопросы по обозначенной теме отвечает глава города Сочи Анатолий ПАХОМОВ.

— Анатолий Николаевич, на Ваш взгляд, какие задачи сегодня наиболее актуальны для развития строительного и инфраструктурного секторов курортной столицы России — как в связи с подготовкой к Олимпиаде, так и вообще? Какие объекты можно назвать наиболее значимыми для города?

— Самая актуальная, я даже сказал бы, глобальная задача для города на сегодняшний день — достойно подготовиться к проведению зимних Олимпийских игр в 2014 г. Именно этой задаче подчинено развитие и строительного, и инфраструктурного секторов в Сочи. Хочу отметить, что все строительные работы, как по федеральным, так и по краевым целевым программам подготовки к Олимпиаде, идут в строгом соответствии с утвержденными графиками.

А что касается наиболее значимых для города объектов, то, конечно же, таковыми для нас являются в первую очередь объекты социальной, транспортной и энергетической инфраструктуры, строящиеся в городе в рамках подготовки к Олимпийским играм. Именно эти объекты создадут основу для полной модернизации всех сфер жизнедеятельности города-курорта. Кстати, по некоторым из них работы близятся к завершению. Например, уже весной этого года в Красной Поляне будет введена в эксплуатацию новая больница на 150 койко-мест. В Дагомысе полным ходом идет строительство новой городской инфекционной больницы. Там же перед Новым годом введена в строй новая Городская больница №5. Отремонтирована Городская детская больница. Открылась полностью завершенная объездная дорога вокруг центра Сочи, которую горожане ждали десятилетия. Полным ходом идет капитальный ремонт объектов жилищного фонда (ремонтируются сотни жилых многоэтажных домов). И это лишь часть той грандиозной работы, которая проводится сегодня в Сочи.

— Что следовало бы отметить как основные отраслевые достижения 2009 г.?

— Сочи — это город, благополучие которого во многом зависит от наплыва отдыхающих. Поэтому главным нашим достижением я считаю успешный курортный сезон. В начале года у нас были определенные опасения по поводу заполняемости (связанные с финансовым кризисом), однако грамотная работа по ряду направлений, таких, как повышение качества услуг, благоустройство курортных зон, реклама и ценообразование, позволили нам обеспечить приток людей, он оказался даже на 14% выше уровня 2008 г.
— по итогам 2009 г. этот показатель составил 4,8 млн. В консолидированный бюджет от санаторно-курортной отрасли поступило почти 3 млрд рублей. Этими результатами мы довольны.

Еще одно из важнейших достижений прошедшего года — окончательное утверждение Генерального плана развития города Сочи. В этом отношении 2009 г. можно считать знаковым. Мы положили конец беспорядкам, которые творились в сфере строительства, и отныне каждый проект проходит экспертизу на его соответствие Генплану. Поэтому можно сказать, что эпохе бесконтрольного возведения высоток, уродующих город-курорт, настал конец.
И это бесповоротно.

—Как экономический кризис повлиял на жилищное строительство?

— Если говорить о строительстве социального жилья, то кризис никак не повлиял: как строили дома для работников бюджетной сферы, сотрудников милиции, ветеранов войны, так и продолжаем строить. Например, уже в январе в Лазаревском началось строительство жилого многоэтажного дома для ветеранов войны. Там же будет построен очередной жилой дом для работников бюджетной сферы — врачей, учителей, работников культуры.
А что касается рынка коммерческого жилья, то здесь, конечно, кризис ударил достаточно ощутимо. На сегодняшний день в Сочи приостановлено строительство 43-х крупных объектов: жилых многоэтажек, развлекательных и офисных центров. Конечно же, мы не намерены с этим мириться. Серые бетонные монстры и застывшие башенные краны — зрелище для курортного города неподходящее.
Было бы слишком упрощенно видеть причину возникновения проблемы только лишь в финансовом кризисе. Корень глубже — он в неправильной градостроительной политике прошлых лет. Тогда десятки, а то и сотни разрешений на строительство выдавались совершенно бездумно — без оглядки на то, как изменится облик города, без серьезного анализа возможностей потенциальных инвесторов. В результате эти разрешения получали компании, не имеющие серьезной капитализации, не обладающие солидной финансовой базой, строящие свой бизнес зачастую лишь на банковских кредитах. Сегодня уже очевидно, что без вмешательства властей ситуация не разрешится. Олимпийский город не может позволить себе возврата к эпохе долгостроев, поэтому по каждому такому объекту сейчас начинается серьезная работа. От всех застройщиков мы потребуем детальный план мероприятий по завершению работ, к каждому будем практиковать индивидуальный подход: если у него есть возможность возобновить и завершить строительство, мы готовы помочь и в поиске соинвестора, и в переоформлении документации. Но есть и другие случаи: когда застройщик возобновить строительство не может или не хочет, арендные платежи и налоги не выплачивает. К таким будем принимать самые жесткие меры, вплоть до расторжения инвестиционных контрактов и договоров аренды земли.
Сейчас рассматривается возможность создания специальной комиссии, которая займется оценкой реальных способностей каждого инвестора, а также будет проводить непрерывный мониторинг за ходом строительства на каждом объекте. Каждый из 43 объектов обязательно должен быть к 2014 г., к началу Олимпийских игр, достроен. Именно такая цель стоит перед нами, и мы ее, так или иначе, добьемся.

— В целом, насколько изменится облик Сочи с реализацией проектов олимпийского строительства?

— Я бы не стал говорить о кардинальных переменах именно в облике города — этого и не требуется: наш город очень красив. Никто, наверное, и не будет спорить с тем, что Сочи — один из красивейших городов Российской Федерации. Облик нашего города нуждается не в изменениях, а, скорее, в обновлении. Обветшалые фасады, разбитая тротуарная плитка, плохое ночное освещение — все это остается в прошлом. Кстати говоря, уже определены так называемые зоны Олимпийского гостеприимства, в которых к 2014 г. будет наведен идеальный порядок в плане благоустройства и улучшения внешнего вида. Эта работа уже началась. В принципе, мы ее проводили, и не дожидаясь федеральных денег в рамках олимпийских программ. В 2009 г. мы полностью обновили набережные в Дагомысе, Адлере и Лазаревском, построили совершенно новую набережную в поселке Вардане, благоустроили набережную вдоль берега реки Сочи, установили цветочные часы у входа на Ривьеру и у Морвокзала, реконструировали знаменитые сочинские поющие фонтаны на Платановой аллее, установили у сочинского ЗАГСа красивую скульптуру, посвященную всем влюбленным. Так что эта работа проводилась, проводится, и будет проводиться.

— Насколько улучшит инфраструктуру главного курорта России реализация транспортных проектов, инициированных предстоящей Олимпиадой?

— Транспортная проблема до сих пор остается одной из самых актуальных для Сочи, но к 2014 г. она будет полностью решена. Многое сделано уже на сегодняшний день. Выше говорилось, что перед новогодними праздниками мы открыли движение по новой объездной дороге. Это позволило пустить в объезд центра Сочи весь транзитный транспорт, что значительно снизило нагрузку на транспортную инфраструктуру и отчасти помогло решить проблему пробок в центральной части города.
В полном разгаре строительство крупной многоуровневой транспортной развязки «Адлерское кольцо». Ее возведение начато в июне прошлого года. Завершить планируется к концу 2011 г.  Эта дорога позволит полностью разгрузить движение в центре Адлера. Всего по городу к середине 2013 г. появятся 6 таких крупных развязок (на наиболее проблемных и загруженных участках транспортных магистралей). Их общая стоимость — около 20 млрд рублей, не считая более мелких развязок, которые будут возводиться в рамках реализации проектов по модернизации внутригородских дорог.
Продолжается и строительство самого крупного транспортного объекта предстоящей Олимпиады — совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — Красная поляна. Протяженность этой трассы составит 48 км. На ней предстоит построить 6 тоннелей общей протяженностью 14,6 км, 55 искусственных сооружений, в их числе 41 мост, и эстакаду общей длиной 13,5 км. Началось строительство и дороги-дублера Курортного проспекта.
Уже весной мы запускаем новый аэровокзальный комплекс. Так что модернизация транспортной инфраструктуры курорта идет ускоренными темпами.

— Каковы перспективные планы города по дальнейшей эксплуатации олимпийских объектов?

— Объекты горного кластера станут современной базой для одного из лучших горнолыжных курортов в мире. Они появятся в нашей Красной Поляне к 2014 г. и будут использоваться для тренировок российских сборных команд по зимним видам спорта. Сомнений относительно их востребованности нет, поскольку у нас в стране на сегодняшний день нет ни одной бобслейной трассы, и наши спортсмены готовятся к соревнованиям за рубежом, к примеру, в Германии. А что касается прибрежного кластера, то большая часть объектов после Олимпийских игр будет использоваться в качестве выставочных и деловых центров. Те из них, что монтируются из сборных конструкций, будут демонтированы и вывезены в более холодные широты… В общем, схема их использования после Олимпийских игр уже продумана до мелочей.

Дата: 08.02.2010
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 1(81)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!