Пусть колесо укрепит дорогу

1 стр. из 1

Человечество давно считает оптимальным для быстрой езды сочетание прочности и эластичности, характерное для резинового колеса. Почему бы ни перенести эти характеристики и на другую сторону контакта «колесо — дорога»? Асфальтобетон — композит, схожий по структуре с колесом: минеральный каркас является прочным скелетом, сродни корду, а битум объединяет все компоненты и придает эластичность аналогично резине в покрышке.

Путь своей эволюции колесо прошло от жестких материалов (дерево и металл) к эластичной резине. Асфальтобетонные покрытия тоже имеют преимущества перед жесткими благодаря своей упругости и эластичности. Верхние слои смогут восстанавливаться после динамических нагрузок от высокоскоростного транспорта и эффективнее сопротивляться сдвигу на участках смены скоростей. Но рост интенсивности движения и скоростных характеристик в условиях развития технологий последних лет требует дальнейшего усовершенствования, казалось бы, такого изученного и надежного материала.

Бич современных городских дорог и напряженных автомагистралей — колейность. Появление колеи в покрытии (исключая проблемы оснований) вызвано пластичностью асфальтобетона и его истиранием и выкрошиванием. Разрушителем, который передает нагрузку, вызывая необратимые деформации, истирает и выкрошивает асфальтобетон, является покрышка автомобиля. Она же способна и помочь в решении этих проблем.

Идея создания резиноасфальтобетона родилась около 100 лет назад. Мировой опыт промышленного использования этого материала насчитывает более 40 лет. Высочайшее качество каучуков, идущих на изготовление покрышек, позволило причислить резиновую крошку, полученную при переработке отработанных шин, к высокопотенциальному сырью. Наиболее эффективной сферой его применения (во многих странах единственно разрешенной) является производство резиноасфальтобетонов.

Основой для решения применять резину в асфальтобетонных покрытиях являются три фактора: снижение эксплуатационных затрат на содержание, повышение эксплуатационных характеристик асфальтобетона за счет снижения шумности и повышения сцепления покрытия, предотвращение «выпотевания» битума из покрытия при высоких температурах воздуха и возможность (экологический фактор) утилизации и переработки покрышек, что немаловажно в наше время.

На сегодняшний день различают два основных вида технологического производства резиноасфальтобетонов: перемешивание инертных материалов с резинобитумным вяжущим (мокрый способ) и введение сыпучих модификаторов асфальтобетона в виде порошка в смеситель на АБЗ (сухой способ).

У каждого способа есть плюсы и минусы, но в любом случае кроме эластичности и прочности у резиноасфальтобетона появляется ряд других положительных особенностей.

Возьмем, для примера, один из представленных в России модификаторов асфальтобетона на основе резиновой крошки и оценим его воздействие на асфальтобетоны. Сразу уточним, что у современных резиносодержащих модификаторов большой набор органических и минеральных компонентов. Здесь и ускорители набухания резины в битуме, и сшивающие агенты, и пластификаторы, а также антистарители, вспениватели, гелеобразующие и адгезионные добавки, и др. Данные типы модификаторов получили широкое распространение после того, как стало технически возможно и экономически оправдано производить резиновую крошку размером до 0,6 мм с активной поверхностью.

Модификатор повышает прочностные свойства асфальтобетона, водостойкость, деформативную устойчивость асфальтобетонного покрытия при высоких температурах и трещиностойкость при низких эксплуатационных температурах. Одновременно повышается износостойкость покрытия, уменьшается волно- и колееобразование на покрытии, увеличиваются межремонтные сроки и, соответственно, снижаются эксплуатационные затраты.

В асфальтобетонах типа Б модификатор в количестве 1–1,5% от массы минеральной части при использовании битума БНД 60/90 и 1,5–2% при использовании битума БНД 90/130, по сравнению с обычным асфальтобетоном, позволяет:
 в среднем на 20–30% понизить водонасыщение;
 на 15–45% увеличить предел прочности при сжатии при 20 °С;
 в 2–3 раза увеличить предел прочности при сжатии при 50 °С;
 в 1,2 раза увеличить водостойкость при длительном водонасыщении;
 в 1,2 раза увеличить предел прочности при расколе;
 на 20–30% повысить сцепление образцов при сдвиге.

Коэффициент морозостойкости асфальтобетонов типов А, Б и ЩМА с модификатором имеет более высокие значения, чем у стандартных асфальтобетонов, что свидетельствует о его повышенной сопротивляемости коррозии и, как следствие, о более продолжительном сроке службы покрытия, особенно в условиях интенсивного использования антигололедных реагентов.

Резиноасфальтобетон, как и любая технология, хорош при грамотном применении, поэтому требует изучения, оптимизации под местные условия и материалы, а также наработки опыта; но главное — желание со стороны инициативных специалистов пробовать и внедрять новые технологии. Хочется надеяться, что вышеприведенные данные будут интересны именно этим специалистам, поскольку резиноасфальтобетон — это: возможность существенно снизить колейность и повысить сцепление, способ противостоять воздействию антигололедных реагентов и понизить шумность, вариант снижения эксплуатационных затрат и увеличения срока службы покрытия.

Дата: 09.03.2010
С. М. Попов, Е. В. Зинченко
"Петербургский строительный рынок" 1-2(124)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!