|
|||||
1 стр. из 1 Тема приватизации памятников архитектуры и необходимости частных инвестиций в процесс сохранения культурного наследия активно обсуждалась на совместном заседании президиумов Госсовета и Совета по культуре и искусству под председательством Дмитрия Медведева, которое состоялось осенью в Великом Новгороде. Как сделать реставрационную отрасль инвестиционно привлекательной и найти для части исторических зданий и помещений рачительных и ответственных хозяев, которые помогут сохранить для потомков культурно-историческое достояние Петербурга — об этом говорят участники встречи за круглым столом, организованной Союзом реставраторов Санкт-Петербурга.
Об этом же, кстати, говорил и Д. А. Медведев на осеннем заседании Госсовета по культурному наследию. Кроме того, президент предостерег от примитивной схемы частно-государственного сотрудничества, дающей возможность совершать махинации и получать бюджетные преференции фактически ни за что. Против этого есть только одно средство — сильное государство. Пока нет жесткой законодательной схемы и методов ее исполнения, не будет гарантий как для сохранности памятника, так и для инвестора. Если же мы заговорили о собственности на памятники, то тут все должно быть еще жестче: затраты на их реставрацию и обслуживание несет собственник. Однако у медали есть и обратная сторона. Понятно, что собственник захочет сэкономить, в том числе и на реставрации (на технологиях, материалах). Он так «запрограммирован». Поэтому потенциальных владельцев исторических помещений нужно четко ориентировать: если они предпочитают иметь офис во дворце или особняке, то должны быть готовы к весьма существенным затратам; а также на то, что над ними будет осуществляться постоянный и бескомпромиссный государственный контроль. Ведь сохранность и благополучие их собственности — далеко не чье-то личное дело, да, это их имущество, но ответственность за него они несут перед многими поколениями. Эти вопросы постоянно поднимаются в ЮНЕСКО. В России существуют формы такой ответственности: охранные обязательства, обременение, контроль КГИОП. Но все это отдельные элементы системы, в которой многого не хватает. Например, одна из возможных частностей — нет гарантии платежеспособности собственника. Допустим, на определенном этапе он не сможет поддерживать памятник в должном состоянии и тратиться на реставрацию. Как быть? Наверное, предусмотреть поэтапное решение этой задачи: скажем, определить срок, в который необходимо исправить ситуацию, обязать сдавать помещения более состоятельным лицам или организациям. Конечно же, есть и другие способы рассчитаться с государством: например, получить кредит под обеспечение того же памятника. Если в определенный срок собственник не выправил ситуацию, он обязан продать памятник за вычетом суммы, требуемой на реставрацию. В любом случае шапка должна быть по Сеньке.
Алексей Станиславович ЛАПИН, генеральный директор ООО «ЛАПИН ЭНТЕРПРАЙЗ»:
В работе над проектом Распоряжения Правительства, касающегося разграничения государственной собственности, участвовали и специалисты петербургского КГИОП. Для нас это было особенно важно, потому что 63-я статья больно ударяла по реставрации. Подавляющее большинство памятников Петербурга было в федеральной собственности, и в них по закону нельзя было вкладывать деньги из городского бюджета. Приходилось выкручиваться. Стоит напомнить, что коллизия разрешилась 31 декабря 2008 г., когда Президент РФ В. В. Путин подписал Указ о разграничении прав собственности между Петербургом и Российской Федерацией на более чем 250 объектов культурного наследия. 155 объектов и памятников отошли городу, 119 — Российской Федерации. Таким образом, Смольный получил возможность искать для памятников рачительных хозяев, которые будут вкладывать деньги в реставрацию. Приватизация нужна именно как один из инструментов дальнейшего сохранения объектов культурного наследия. Конечно, все мы помним 1990-е гг., когда под предлогом социальной необходимости за бесценок были распроданы народнохозяйственные и промышленные предприятия. Многие опасаются частичного повторения этого сценария. И в этой связи чрезвычайно важно, что вместе с договором купли-продажи прописана и практикуется процедура заключения жесткого, детально проработанного охранного обязательства, где определены и режим реставрационных работ, и контроль КГИОП, и возможность доступа к памятнику экскурсантов. Кроме того, на мой взгляд, следует повысить ответственность собственника, ужесточив санкции за нарушения охранного обязательства. Безусловно, приватизация объектов культурного наследия не может быть массовым явлением, она, скорее, должна быть «точечной». Поэтому задача номер один — создать список памятников, не подлежащих отчуждению из государственной собственности, независимо от принадлежности памятника (РФ или Петербургу). Думаю, в нашем городе таких объектов должно быть значительно больше сотни. Процесс разграничения прав собственности на памятники архитектуры федерального значения полностью завершится к концу 2009 г. Известно, что на рассмотрение городского правительства уже поступил предварительный список из семи объектов, которые могут быть выставлены на продажу. В Москве, кстати, аналогичная программа уже действует. Возможно, стоило бы еще повременить и поработать над законодательной базой до устранения всех белых пятен и противоречий. Однако глобальная финансовая ситуация диктует определенные условия. К тому же в Петербурге — свои обстоятельства. Из 7,5 тыс. объектов культурного наследия нашего города половина нуждается в реставрации, а более тысячи буквально ждут спасения. Притом что только за последние пять лет на реставрацию из городского бюджета выделялись беспрецедентные средства — почти 20 млрд рублей. В то же время в практике последних лет есть очень обнадеживающие примеры передачи памятников в частные руки. Один из них — продажа практически развалившейся усадьбы Строгановых-Голицыных в Марьино, пригороде Петербурга. Проект ее реставрации выполнен с учетом обширной сохранившейся иконографии. Усадьбе в Марьино исключительно повезло. Однако почти половина объектов архитектурно-исторического наследия в Ленинградской области находится на грани исчезновения, и в этой ситуации частная собственность является единственным спасением.
А проблемы у частника, конечно, есть. В первую очередь это реставрация и поддержание памятника в должном состоянии. Если у хозяина не хватает средств, в помощь ему существует общественная «казна», которая регулярно пополняется взносами. Кроме того, Ассоциация ходатайствует о получении государственных дотаций. Собственники получают от государства до 20% средств, требуемых на реставрацию и благоустройство. Есть случаи, когда хозяева памятников все-таки их продают, т. к. не могут обеспечить достойное содержание. Довести здание до упадка государство не позволит. В каждом регионе есть свое министерство по защите культурных ценностей, которое осуществляет периодический контроль над состоянием памятника и экспертный надзор за его реставрацией и реконструкцией. Очень жестко соблюдаются нормы функционального назначения памятников. Понятно, что зарабатывать на них разрешается, но далеко не всеми способами. Например, нельзя устраивать дискотеки в исторических интерьерах. А вот всевозможные конференции, собрания, свадебные и корпоративные торжества, презентации — пожалуйста. Но и в этом случае есть четкие регламенты — лимит присутствующих людей и способов деятельности. Кроме того, в замке можно открыть гостиницу, организовывать экскурсии, пускать за плату туристов. В Венеции есть государственное предприятие по централизованной продаже билетов (SIAE), где собрана вся информация о частных памятниках. Стоимость билета устанавливает владелец, но определенный процент от нее идет государству. Заставить частного владельца открыть двери памятника для широкого доступа экскурсантов никто не может, это его личное дело. Но в обществе никогда не возникает протестов против такого положения дел. В Венеции так много культурных ценностей, что их хватает с избытком на всех 20 млн туристов, приезжающих ежегодно. В Италии в целом огромное количество так называемых общественных памятников, которые не могут находиться в частном владении ни при каких обстоятельствах. Они принадлежат самым разным структурам государства и либо построены на его деньги, либо куплены у частных владельцев. Изредка слышатся предложения того или иного министра разрешить приватизацию части государственных памятников, но общество настроено категорически против этого. Дата: 09.03.2010 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 1-2(124)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||