Совершенствовать законы для обеспечения безопасности

1 стр. из 1

Комитет по промышленности Госдумы РФ провел 11 февраля парламентские слушания на тему «О совершенствовании законодательной базы обеспечения безопасности опасных производственных объектов». Вел мероприятие первый заместитель председателя Комитета Валерий ДРАГАНОВ. В слушаниях приняли участие депутаты Госдумы, члены Совета Федерации, представители заинтересованных министерств и ведомств, Российской академии наук. Строительное сообщество представляла Ассоциация строителей России в лице вице-президента Михаила КАЙКОВА и директора Департамента оценки соответствия Дмитрия ФИЛИППОВА.

Участники слушаний обсудили выступления представителей Министерства природных ресурсов, Ростехнадзора, профильных комитетов ГД, представителей энергетики, машиностроения, станкостроения и других областей промышленности. По мнению Валерия Драганова, реформа технического законодательства стала «самым темным временем парламентаризма в России».

С докладом выступил заместитель министра Минприроды РФ Семен ЛЕВИ. Он отметил, что на 2010 г. запланированы разработка и принятие пяти важнейших нормативных документов: «Положение о строительном надзоре», «О надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений», «О горном надзоре», «Об охранных зонах электросетевого хозяйства», «О надзоре в сфере промышленной безопасности», «О контроле и надзоре в энергетике». Замминистра отметил, что первые два документа уже приняты, а также впервые в России разработано и принято положение «О горном надзоре».

Далее Семен Леви в своем докладе назвал приоритетные направления работы Министерства, которые, по его мнению, позволят в полной мере реализовать государственную политику России в сфере обеспечения безопасности опасных производственных объектов. Речь о введении системы ответственности на всех стадиях жизненного цикла опасного производственного объекта и разделении такой ответственности между государством и бизнесом, включая ответственность производителей, сервисных служб и независимых экспертов, отвечающих за оценку и идентификацию опасных объектов. Также будут уточнены критерии отнесения объектов к категории опасных. Запланировано уточнение перечня технических устройств, используемых на объектах. На июнь 2010 г. намечено внесение необходимых изменений и дополнений в основной для отрасли ФЗ №116 «О промышленной безопасности».

Многими выступающими отмечалось, что ФЗ №184 не охватывает безопасности процессов производства. Проблемы напрямую связаны с вопросами безопасности, в том числе с охраной труда, отсутствием авторского надзора на всех этапах жизненного цикла предприятий, особенно в части ввода в эксплуатацию зданий и сооружений, промышленного оборудования, вывода и ввода в эксплуатацию опасных производственных объектов.

На данный момент более 60% опасных объекто, превысивших установленные сроки эксплуатации. Собственники, как правило, не заинтересованы менять оборудование, пытаясь «выжать все возможное» из давно отслуживших устройств и механизмов. Саяно-Шушенская ГЭС, кстати, находилась в лучшем состоянии, чем многие другие действующие электростанции. При всем при том отсутствует закон, где прописаны действия и ответственность собственника за превышение срока эксплуатации.

Также отмечалось, что приход непрофессионалов в отрасль в начале 90-х годов полностью разрушил пятиступенчатую систему безопасности опасных объектов, разработанную и безотказно действовавшую во времена Советского Союза. Один из выступающих даже заявил о целесообразности национализации стратегически важных производственных объектов, так как два десятилетия реформ вкупе с управлением такими объектами «менеджерами, а не профессионалами» привели отрасль, на его взгляд, в состояние коллапса.

Была критически рассмотрена и ситуация в области технического регулирования. Несовершенство закона позволяет практически беспрепятственно ввозить любые импортные агрегаты, и этим пользуются повсеместно, без должной оценки безопасности таких устройств. Ситуация со стандартами также близка к критической — с 2003 г. не было ни одного обновления доказательной базы опасных объектов.

При этом необходимо учитывать и прогнозировать техногенные катастрофы и аварии. Убытки от них могут составлять даже сотни миллиардов рублей, как в случае с Чернобылем. Авария на Саяно-Шушенской электростанции оценивается, предварительно, в 40 млрд. По мнению представителей РАН, необходимо учитывать, что техногенные катастрофы случаются в среднем с периодичностью раз в десять лет, и не исключено, что у нас в этом отношении «все впереди», так как износ оборудования в промышленном производстве сегодня составляет 80%.

Ежегодный совокупный материальный ущерб от техногенных аварий, затраты на ликвидацию аварий и их последствий составляют десятки миллиардов рублей. Основная доля этих расходов связана с авариями на опасных производственных объектах.

Эксперты Ассоциации строителей России поддерживают скорейшее внесение изменений в Градостроительный кодекс и федеральные законы: «Об использовании атомной энергии», «Об электроэнергетике», «О безопасности гидротехнических сооружений», а также скорейшего согласования и внесения в Госдуму проектов законов «О стандартизации», «Об аккредитации», «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта». Принятие данных законодательных актов позволит решить задачи повышения технической безопасности опасных объектов, создать систему ответственности субъектов деятельности в сфере промбезопасности, сформировать правила проведения оценки безопасности технологического процесса и обеспечить вывод из эксплуатации оборудования, отработавшего ресурс и имеющего ограниченный запас годности.

Дата: 06.04.2010
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 2(82)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!