ГК «Автодор»: масштабные планы строительства и реконструкции

1 стр. из 1

4 февраля в центральном офисе агентства «Интерфакс» состоялась пресс-конференция заместителя министра транспорта РФ Олега БЕЛОЗЕРОВА и председателя правления Государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») Сергея КОСТИНА. Главной темой стали основные направления деятельности новой госкомпании.

В своем выступлении Олег Белозеров сообщил, что принятие Федерального закона «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» было вызвано необходимостью создания эффективного инструмента для формирования в России национальной сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог, связывающих основные хозяйственные центры страны и обеспечивающих скоростной режим и безопасные условия движения транспортных потоков.

«Закон является эффективным инструментом привлечения внебюджетных инвестиций для строительства и реконструкции автомобильных дорог, привлечения дополнительных доходов от сбора платы за проезд с целью направления этих средств на содержание и ремонт дорожной сети и реализацию новых дорожных проектов», — отметил Олег Белозеров.

Замминистра пояснил, что учредителем государственной компании выступает Российская Федерация. Права и обязанности учредителя осуществляет Правительство РФ. Контроль над деятельностью госкомпании осуществляет наблюдательный совет, в состав которого вошли представители Госдумы РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств.

По мнению Олега Белозерова, «Автодор» станет полигоном внедрения инновационных решений в дорожной отрасли. С учетом европейского опыта будут переработаны нормы проектирования автомобильных дорог, внедрены прогрессивные технологии строительства, ремонта и содержания дорожной сети, что позволит строить современные высококачественные автомагистрали. Важным для внедрения инноваций станет переход на принципиально иные контрактные отношения с подрядчиками: будут заключаться долгосрочные контракты, включающие строительство и последующую эксплуатацию автодорог.

Увеличение финансирования развития и функционирования автомобильных дорог из внебюджетных источников будет обеспечиваться как за счет привлечения внебюджетных инвестиций, так и за счет сбора доходов от платы за проезд по дорогам, от субаренды земельных участков, размещения рекламы, установления сервитутов в отношении земельных участков госкомпании, сбора доходов от присоединения объектов дорожного сервиса к ее автомобильным дорогам.

Замминистра отметил, что деятельность ГК даст начало созданию высококачественной сети скоростных автодорог страны, приобретению опыта привлечения внебюджетных средств на финансирование проектов строительства и реконструкции дорог, созданию объектов дорожного сервиса и новых рабочих мест.

Председатель правления «Автодора» Сергей Костин в своем выступлении подробно остановился на основных вопросах Программы деятельности компании на период 2010–2015 гг. Он проинформировал журналистов о том, что за 6-летний период реализации Программы планируется построить 537 км и реконструировать 934 км автомобильных дорог. Общая протяженность автодорог госкомпании к концу 2015 г. должна составить 3 044 км, в том числе протяженность платной дорожной сети — 1412 км. Доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормам 1-й технической категории, составит не менее 67% от общей протяженности сети дорог госкомпании. Суммарный объем капитальных вложений в период действия Программы составит почти 1,5 трлн рублей, из них 515 млрд рублей должно быть за счет внебюджетных источников.

Сергей Костин пояснил, что в качестве основных механизмов привлечения внебюджетных средств рассматриваются концессии и организация размещения облигационных займов. К наиболее значимым и крупным проектам Программы относится реконструкция федеральных автодорог М-4 «Дон», М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», а также строительство следующих новых объектов:
 скоростная автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург;
 Центральная кольцевая автомобильная дорога в Московской области;
 обход городов Балашиха и Ногинск в Московской области;
 автодорога Краснодар — Абинск — Кабардинка в Краснодарском крае.

Председатель правления «Автодора» напомнил, что в июле прошлого года были заключены первые в России концессионные соглашения по строительству двух крупных объектов в Московской области: головного участка скоростной автомобильной дороги Москва — Санкт-Петербург от 15-го до 58-го км и нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с автомобильной дороги М-1 «Беларусь» (обход г. Одинцово).

Первая дорога протяженностью 43 км призвана разгрузить направление на Санкт-Петербург и обеспечить скоростное автомобильное сообщение с международным аэропортом «Шереметьево». На выходе из Москвы трасса будет состоять из 10 полос движения, после «Шереметьево» — 8 и 6 полос движения. Концессионное соглашение заключено сроком на 30 лет с ООО «Северо-Западная концессионная компания».

После завершения строительства дорога будет эксплуатироваться на платной основе. По результатам конкурса, объем инвестиций концессионера в строительство составит 36,5 млрд рублей, объем инвестиций государства — 23 млрд рублей. Строительство должно быть завершено в 2013 г. Плата за проезд составит 3,6 руб. за 1 км. Такой тариф будет применяться только на головном участке магистрали (на выходе из Москвы), на остальных же участках она не превысит 1–1,3 руб. за км.

Второй концессионный объект, обход г. Одинцово, — магистральная автомобильная дорога протяженностью 18,5 км, которая должна соединить федеральную автомобильную дорогу М-1 «Беларусь» Москва — Минск с Московской кольцевой автомобильной дорогой в районе улицы Молодогвардейская.

Сергей Костин детально остановился на планах госкомпании по реконструкции и строительству основных проектов Программы. Он сообщил, что в 2013 г. должен быть введен в эксплуатацию головной участок трассы Москва — Санкт-Петербург в Московской области (15 км —58 км) протяженностью 43,1 км, который реализуется на основе заключенного концессионного соглашения.

Строительство Центральной кольцевой автомобильной дороги — крупнейший инвестиционный проект, который должен кардинальным образом видоизменить конфигурацию дорожной сети и распределение транспортных потоков Московского транспортного узла. «Без реализации данного проекта невозможно кардинально решить проблему «московских пробок» и разгрузки радиальных выходов из Москвы», — подчеркнул Сергей Костин.

В силу того, что объект капиталоемкий и технически сложный, с большим количеством развязок и искусственных сооружений, строительство ЦКАД намечено проводить поэтапно. До 2015 г. планируется построить первый участок трассы (53 км), который соединит скоростную автомобильную дорогу Москва — Санкт-Петербург с автомобильной дорогой М-8 «Холмогоры». В 2016–2018 гг. будет введено еще 5 участков общей протяженностью 260 км. Они сформируют большое восточное полукольцо от скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург через федеральные автодороги М-8 «Холмогоры», М-7 «Волга», М-5 «Урал», М-4 «Дон» до федеральной автодороги М-1 «Беларусь».

На следующем этапе (ориентировочно до 2020 г.) планируется замкнуть ЦКАД на западе путем соединительного участка протяженностью около 118 км между скоростной автодорогой Москва — Санкт-Петербург в районе Клина и М-1 «Беларусь».

«ЦКАД — это комплексный проект, который помимо строительства самой дороги предусматривает также создание большого «логистического кольца» вокруг Москвы, развитие жилищной застройки и объектов коммерческого назначения», — подчеркнул Сергей Костин. Общий объем инвестиций в строительство дороги в 2010–2015 гг. составит 240 млрд рублей, в том числе за счет внебюджетных средств — 82,5 млрд.

Говоря о планах реконструкции автотрассы М-4 «Дон», Сергей Костин сообщил, что полную реконструкцию планируется завершить до 2015 г. В результате реконструкции автомобильная дорога будет доведена до норм 1-й технической категории на всем ее протяжении. Вдоль трассы появятся многофункциональные зоны дорожного сервиса, соответствующие нормам, принятым в Евросоюзе. Дорога будет оснащена информационными табло, современными указателями и дорожными знаками.

Платной будет около 40% дороги (662 км).

При этом планируется установление социально приемлемого уровня тарифа: в размере 1 рубль за км для легковых транспортных средств, — такой сейчас применяется на обходе села Хлевное в Липецкой области. В 2010 г. планируется ввести несколько платных участков общей протяженностью 108 км. Остальные платные участки (445 км) будут введены в эксплуатацию в 2012–2014 гг.

В рамках реконструкции М-4 «Дон» планируется также построить автомобильную дорогу Краснодар — Абинск — Кабардинка, которая обеспечит кратчайший выход грузопотокам из Новороссийского транспортного узла. Данный проект планируется реализовать на основе концессии. Общий объем инвестиций в строительство в 2010–2015 гг. составит 228 млрд рублей, в том числе за счет внебюджетных средств — 67,5 млрд.
Реконструкцию М-1 «Беларусь» решено выполнить в 2 этапа. До 2015 г. планируется реконструировать до 84 км с расширением до 6 полос движения в Московской области и участок 231 км — 380 км в Смоленской области с последующей эксплуатацией данных участков на платной основе. Таким образом, к 2015 г. дорога станет платной на двухстах километрах. Затем будут реконструированы остальные участки трассы до границы с Беларусью.

Сергей Костин также сообщил, что одним из наиболее интересных инвестиционных проектов Программы является строительство обхода Ногинска протяженностью 44 км. Дорога позволит разгрузить головной участок федеральной автодороги М-7 «Волга», проходящей по территории города Балашиха. Проект планируется к реализации в рамках концессии. В этом году намечено приступить к разработке проектной документации по данному объекту. Ввод в эксплуатацию участка запланирован на 2016 г.

Сергей Костин пояснил, что при разработке Программы деятельности ГК «Российские автомобильные дороги» на период 2010–2015 гг. предусмотрены тарифные ставки в размере:
 для легковых автомобилей — 1 руб./км;
 для грузовых автомобилей грузоподъемностью до 8 т — 2 руб./км;
 для автобусов большой вместимостью и грузовых автомобилей грузоподъемностью свыше 8 т — 4 руб./км.

Министерство транспорта РФ разработало методику установления размера платы за проезд по платным автодорогам с учетом размера выгод, получаемых пользователями дорожной сети за счет сокращения расстояния пробега, уменьшения затрат времени, улучшения качества обслуживания и снижения рисков возникновения ДТП. Государственная компания при введении платы за проезд станет опираться на данную методику.

Доходы от сбора платы будут направляться на содержание и ремонт автодорог госкомпании. При этом за счет роста доходов от сбора платы планируется снижать субсидии из федерального бюджета на содержание и ремонт дорог госкомпании, направляя высвободившиеся средства на повышение уровня содержания других федеральных автомобильных дорог.

Дата: 06.04.2010
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 2(82)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!