Властелины подземной Казани

1 стр. из 1

Одной из крупнейших компаний Татарстана является Муниципальное унитарное предприятие «Казметрострой». Образованное в марте 1997 года, оно входит в десятку крупнейших российских метростроителей. Сегодня уже есть шесть станций подземки, которые соединяют центр Казани с проспектом Победы.
В ближайшей предуниверсиадной перспективе будут построены еще пять станций.

Как все началось
История казанского метро почти в два раза старше предприятия, осуществившего первые шаги по его строительству. Еще в 1986 г. было разработано технико-экономическое обоснование необходимости строительства метрополитена в столице Татарстана — соединить центральную часть со спальными районами и промзонами, где наибольшие пассажиропотоки. Проект строительства стартового участка первой линии был утвержден лишь в 1996 г. — вскоре после правительственного распоряжения о начале строительства казанского метрополитена.

Уже 17 марта 1997 г. было создано МУП «Казметрострой», а 27 августа того же года официальный старт стройке дало возведение памятной ротонды с закладкой капсулы с обращением к потомкам. Однако финансирование, способное обеспечить запланированные темпы и объемы, началось только с 2003 г. По состоянию на 1 января 2003 г. с начала строительства при сметной стоимости 14,3 млрд руб. объем работ был выполнен лишь на 0,8 млрд рублей. Только за один 2003 г. выполнение составило миллиард. Звездные 2004–2005 гг. ознаменовались освоением 4,7 млрд руб. и 7,9 млрд руб. соответственно. Получается, что 5 станций метро, перегоны между ними и метродепо были построены за 2,5 года!

Секрет ускорения прост: одним из подарков к 1000-летию Казани должен был стать ввод в эксплуатацию пускового комплекса первой линии метро общей протяженностью 11,8 км. С заданием строители подземки справились достойно. Приемка работы состоялась на уровне Президента России!

Впрочем, в 2005 г. МУП «Казметрострой» приступил к проходке перегонных тоннелей в сторону проспекта Победы, что явилось продолжением работы в рамках первой линии. На сегодня итогом этой деятельности является ввод в строй в конце 2008 г. станции «Проспект Победы» с перегонными тоннелями до «Горок» и комплексом притоннельных сооружений. Пуск этого объекта позволил увеличить пассажиропоток в 1,5 раза — до 45 тыс. пассажиров в сутки.

Испытание для стойких

Ударную картину строительства и ускорения серьезно скорректировал финансово-экономический кризис. Так, из-за полуторамиллиардного долга со стороны республиканского и федерального бюджетов, скопившегося к концу 2008 г., «Казметрострой» попал в достаточно непростую ситуацию. Впрочем, говорить об этом метростроевцы не любят. Тем более что в начале ноября 2009 г. предприятие получило из федерального бюджета порядка 400 млн руб. на дальнейшее возведение городской подземки. Еще 100 млн — из Москвы, а также из бюджета Татарстана метростроевцам обещали помочь до завершения 2009 г. — порядка 1 млрд. В целом же в 2009 г. работниками МУП «Казметрострой» было освоено почти 800 млн руб.

По словам Марата Рахимова, для выполнения планов текущего года, в частности, для начала проходки перегонных тоннелей от станции «Заводская» в сторону станции «Московская» нужно еще около 1,6 млрд руб.

 Что примечательно: за тяжелый период коллектив предприятия почти не сократился, а сейчас даже прирастает. Так, если в конце 2008 г. здесь трудилось 784 работника, то, по самым свежим данным, сегодня на казанской подземке работает 880 человек из МУП «Казметрострой». К факту подобного постоянства метростроевцы относятся философски — случайных людей под землей не бывает, остаются только самые проверенные. Оно и не мудрено. Так, всего в строительстве и оснащении первого пускового участка было задействовано свыше 12 тыс. человек из 150 организаций и тоннельных отрядов России и стран СНГ. К слову, именно таким путем в марте 1997 г. в Казань был приглашен и бессменный руководитель МУП «Казметрострой» Марат Рахимов. По отзывам коллег, специалист мирового уровня, Марат Рахимов строил метрополитен в Ташкенте, железнодорожные тоннели в Армении и на Байкало-Амурской магистрали. Не скрывает он и мечту своей жизни — поучаствовать в строительстве тоннеля через Берингов пролив (разрабатывается такой до сих пор в институте Ленметрогипротранс). Ему под стать подобралась и сплоченная команда профессионалов: строители, инженеры, геологи, монтажники, технологи, — люди разных профессий, с высокой квалификацией и большим опытом работы.

Фундаментальные основы

За время своего существования МУП «Казметрострой» зарекомендовало себя эффективно работающей, прибыльной структурой. Если бы это было неправдой, то проект казанского метрополитена уже не раз столкнулся бы с серьезными проблемами. Но факты — вещь упрямая: так, объем выполненных строительно-монтажных работ по генподряду в 2009 г. превысил 1,8 млрд руб., в том числе почти 800 млн — собственными силами. Все эти деньги были освоены на строительстве метрополитена Казани. Чистая же прибыль МУП «Казметрострой» за 2008 г. составила 82,6 млн руб., в 2009 г. — 101,9 млн. Таковы результаты хозяйственной деятельности компании. К тому же входящий в структуру предприятия завод железобетонных изделий в прошлом году выпустил готовой продукции на 375 млн руб., в том числе на 16,8 млн — сторонним организациям. Автомобильный парк участка механизации и транспорта компании, насчитывающий более 150 единиц автотранспорта и спецтехники, оказал в том же году услуг на 107,8 млн руб., в том числе сторонним организациям — на 10,1 млн.

Стоит отметить, что строительство казанского метрополитена является, конечно, основной, но не единственной работой предприятия. Так, первый из трех тоннелепроходческих комплексов МУП «Казметрострой» — «Сююмбике» — хорошо знают в Самаре. Предприятие из Татарстана помогло коллегам пройти два перегонных тоннеля по 646 погонных метров между двумя станциями. Самарский заказ, в частности, можно назвать стратегическим. Оплата за эту работу стала существенным вкладом в дело дальнейшего технологического вооружения компании. Деньги единогласным решением предприятие направило на покупку дорогостоящей, но чрезвычайно необходимой для выполнения планов, французской тоннелепроходческой машины NFM Technologies. В Татарстан она прибыла в начале осени 2009 г. и уже готова приняться за работу. О новом приобретении много говорили и писали — в Татарстане «иностранка» более известна как «Айсылу». Весной 2010 г. ТПК будет готова к проходке левого перегонного тоннеля — от станция «Заводская» к станции «Московская».

МУП «Казметрострой» тщательно относится к выбору субподрядных организаций. Так, работы по бесшовному строению верхнего пути выполняет уральская горно-строительная компания, заказ на водопонижение получила белгородская фирма «Виогем», а на обработке массивов и проходке выходов тоннеля на втором спецучастке подряжены московские ООО «Транстоннель» и СМУ-12 «Мосметростроя».

Давая работу лучшим в своем деле, МУП «Казметрострой» славится в Казани благотворительностью, предприятие оказывает шефскую помощью и даже лично нуждающимся жителям. Так, только в 2009 г. на богоугодные дела компания направила из прибыли свыше 3 млн руб., в два раза превысив размер помощи 2008 года. Безвозмездную помощь предприятие оказывает организациям в виде строительных материалов и транспорта. Кроме того, работникам предприятия и членам их семей МУП «Казметрострой» оказало материальную поддержку на сумму в 250 тыс. руб.

Мы строим на благо родного города

Специалисты подсчитали: для своевременного и успешного выполнения плановых заданий по строительству казанского метрополитена предприятию ежемесячно необходимо финансирование в размере более 250 млн руб. Регулярные выделения средств позволили бы реализовать планы до 2020 г. в полном объеме. Сами же метростроевцы уверены в одном: подземка — объект государственной важности, и прекращать этот самый современный на сегодня в России проект нельзя, так как иначе город просто встанет в одну большую и вечную пробку, ведь за последние 10 лет количество индивидуальных автомобилей и частных перевозчиков Казани возросло более чем в два раза, приблизившись к 300 тыс. единиц. По словам заместителя гендиректора ЗАО НИПИ территориального развития и транспортной инфраструктуры Натальи Мининой, к 2015 г. количество личного автотранспорта казанцев достигнет 500 тыс. При серьезном отставании развития наземной транспортной инфраструктуры от этого показателя замалчивать проблему увеличения пропускной способности улично-дорожной сети города было бы преступно. Существенно помочь справиться с такими проблемами может своевременная и регулярная поддержка проекта строительства казанского метрополитена.

Сегодня МУП «Казметрострой» продолжает строительство второй очереди первой линии. Начинает список станция «Козья Слобода», расположенная в начале ул. Декабристов. Срок сдачи этого объекта — 2010 г.

В ближайших планах подземщиков — начало проходки второго тоннеля в сторону станции «Московская» и ее строительство (она будет приводить казанцев и гостей столицы к будущему транзитному железнодорожному вокзалу). Завершит линию второго пускового участка станция «Заводская» в Соцгороде, для которой сегодня усиленно продолжают готовить пятисотметровый котлован. У заказчиков и проектировщиков на стадии проектирования находится станция «Дубравная» — перспективный узел на пересечении улиц Зорге и Фучика. В идеале же, за предстоящие 10 лет казанский метрополитен должен стать аналогом московской кольцевой подземки с несколькими пересадочными станциями. Будем надеяться, что этим планам все же суждено сбыться, ведь, по опросам общественного мнения, примерно 70% горожан выступают за необходимость развития метро в столице Татарстана.

Дата: 06.04.2010
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 2(82)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!