Губернатор Сердюков отчитался за десять лет работы

1 стр. из 1

24 марта губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков выступил перед областным Законодательным собранием с отчетом о работе исполнительной власти 47-го региона в 2009 г. Как и следовало ожидать, основное внимание глава региона уделил поддержке отдельных отраслей и в целом экономики Ленинградской области.

Уместно напомнить, что практика ежегодных отчетов глав регионов перед региональными парламентами была впервые введена и закреплена федеральным законодательством в этом году.

Впрочем, такое решение было бы вполне логично принять одновременно с отменой публичных выборов руководителей субъектов Российской Федерации. Ведь если именно региональному органу представительной власти делегировано право утверждать (или не утверждать) на пост главы региона кандидатуру, представленную Президентом, то перед кем же «держать отчет» губернатору как ни перед депутатским корпусом?

Впервые выступая с отчетным докладом перед Законодательным собранием Ленинградской области, Валерий Сердюков фактически подвел основные итоги десяти лет своей деятельности на посту губернатора Ленобласти. По крайней мере, в губернаторском докладе постоянно звучали цифры, показывающие динамику развития как за 2009 г., так и за период с 1999 г., когда он был избран губернатором Ленинградской области.

В своем докладе глава региона отметил, что, используя ранее накопленный экономический потенциал, область сохранила устойчивость и стабильность даже в период мирового кризиса. Валерий Сердюков напомнил, что за минувшие 10 лет Ленинградской области удалось увеличить объем валового внутреннего продукта в 2,5 раза, объем промышленного производства — в 2,6 раза (по России — в 1,6 раза). И если в 1999 г. доходы консолидированного бюджета Ленинградской области (собственно областной бюджет и бюджеты муниципальных образований) составляли 6,9 млрд рублей, то в 2009 г. — 82,6 млрд. «Это позволило властям Ленобласти эффективно выполнять все социальные обязательства перед населением», — подчеркнул глава региона, добавив, что за минувшее десятилетие размер ежемесячной заработной платы увеличился почти в 9 раз.

В 2003 г. Ленинградская область, ранее считавшаяся глубоко дотационным субъектом РФ, была признана так называемым регионом-донором федерального бюджета. И даже в 2009-м «кризисном» году Ленинградская область, не обладая месторождениями нефти, природного газа, золота или других полезных ископаемых, осталась одним из девяти регионов России, не нуждающихся в поддержке из федеральной казны. С одной стороны, этот факт не только красноречиво свидетельствует о высоком уровне развития областной экономики, но и оставляет за властями 47-го региона право на самостоятельную бюджетную политику. Хотя, безусловно, отсутствие федеральных дотаций вынуждает более тщательно планировать бюджетные расходы…

Итак, что же стало основой успешного экономического развития Ленобласти? По словам губернатора Валерия Сердюкова, это, прежде всего, ставка на реальный сектор экономики и создание благоприятного инвестиционного законодательства, предусматривающего целый комплекс льгот для компаний-инвесторов.

На протяжении минувших 10 лет правительством области велась целенаправленная работа по глубокой диверсификации экономики, привлечению инвестиций в обновление производственной базы и создание предприятий новых для региона отраслей. Конечно, в области и сегодня выделяется «первая десятка» крупнейших налогоплательщиков, однако нет ни одного «бюджетообразующего» предприятия, остановка которого привела бы к катастрофическому падению доходов областного бюджета.

В целом, на протяжении последних 10 лет для экономической базы Ленинградской области были характерны высокая скорость обновления производственных мощностей и значительные объемы инвестиций. Достаточно сказать, что за этот период объем инвестиций в реальный сектор экономики вырос в 4,3 раза (по России — в 2,7 раза) и составил в 2009 г. почти 200 млрд рублей (в 2008 г. — 161,3 млрд).

Благодаря этому примерно две трети всей промышленной продукции, производимой сегодня в Ленинградской области, выпускается именно на новых или радикально модернизированных, реконструированных предприятиях. Соответственно, областные производители получили дополнительные преимущества, серьезно повысившие их конкурентоспособность. И это, безусловно, стало залогом успешной экономической деятельности в условиях мирового кризиса, который привел к падению спроса на многих отраслевых рынках.
Говоря о принятых областным правительством мерах по стабилизации экономики и бюджетной обеспеченности, В. Сердюков отметил, что в Ленобласти было определено пять ключевых направлений противодействия кризису: экономика, инвестиции, финансы, сельское хозяйство, социальная политика.

Реализуя комплекс мер по поддержке производственного сектора, правительство области приняло постановление, предусматривающее выплату субсидий из областного бюджета промышленным предприятиям, которые увеличили объем производства и не допустили сокращение численности работников. Общая сумма компенсаций, перечисленных в рамках данного постановления областным предприятиям в 2009 г., составила 120 млн рублей. При этом затраты вернулись сторицей: эти предприятия выплатили в бюджет только налог на прибыль в размере более 270 млн рублей, а общая численность трудовых коллективов возросла почти на 6%. Существенно повысилась и конкурентоспособность выпускаемой ими продукции.
Губернатор также сообщил, что за 2009 г. объем услуг, оказанных организациями транспорта, увеличился на 26,8%. При этом прирост грузоперевозок морским транспортом увеличился на 8,2%, а за 10 лет — благодаря строительству портов «Приморск» и «Усть-Луга», развитию портовых комплексов в Высоцке и Выборге — в 35 раз! Фактически, можно говорить о создании новой отрасли экономики в Ленинградской области.

«Вместе с тем не удалось добиться роста объемов производства в каждой отрасли, что едва ли могло быть достижимой целью в условиях мирового кризиса», — отметил В. Сердюков. Так, в связи с невостребованностью продукции в сложную ситуацию попал лесопромышленный комплекс, где объемы производства упали более чем в два раза. Снижение объемов строительства и падение спроса на строительные материалы (песок, щебень, цемент) в целом по стране стали причиной потерь в добывающей отрасли. Однако невзирая на кризис строительный комплекс в 2009 г. обеспечил прирост объемов производства на 5,8%. При этом на территории Ленинградской области было введено в эксплуатацию 1 млн 31 тыс. кв. м жилья (в 2008 г. — 908 тыс. кв. м), это более 12 тыс.

квартир. Причем в сфере индивидуального жилищного строительства было введено 628,5 тыс. кв. м (или 5,6 тыс. домов). Таким образом, доля ИЖС в общем объеме строительства составила 61%.

В целом, ввод жилья в расчете на одного жителя составил 0,632 кв. м (по России — 0,421 кв. м). «Это лучший показатель за всю историю Ленинградской области», — подчеркнул глава региона.

Говоря о задачах на будущее, он отметил, что в 2010 г. планируется ввести 1,10–1,2 млн кв. м жилья. Особое внимание будет уделено строительству социального жилья, обеспечению квартирами детей-сирот, ветеранов Великой Отечественной войны, очередников. В своем докладе губернатор Ленобласти также рассказал об итогах работы за 2009 г. в таких направлениях деятельности областного правительства, как развитие каждой из отраслей социальной сферы, борьба с безработицей, повышение общественной безопасности на территории Ленобласти и др.

«Безусловно, 2010 г. будет очень трудным, — подытожил глава региона. —На сегодняшний день пока еще нет устойчивости в мировой финансовой и экономической системах, экономика работает напряженно, доходы бюджета не растут, соответственно, нет оснований говорить о преодолении кризиса. Однако приоритетом для областного правительства по-прежнему остается выполнение всех обязательств перед жителями области, обеспечение дальнейшего повышения качества жизни населения».

Губернатор поставил задачу: обеспечить в 2010 г. прирост промышленного производства на уровне 4–5%. Для этого, по его словам, необходимо продолжить работу по диверсификации экономики, повышению производительности труда (сегодня в Ленобласти один работник в год производит продукции примерно на 1 млн рублей, а в развитых странах — более чем на 3 млн), снижению энергоемкости производств.

Создавая условия для привлечения новых инвесторов, область будет активнее использовать механизмы государственно-частного партнерства.

Губернатор проинформировал, что продолжится реализация таких экономически и социально значимых проектов, как строительство ЛАЭС-2, порта «Усть-Луга», Тихвинского вагоностроительного завода, комплекса гидрокрекинга на Киришском НПЗ, цементного завода в Сланцах, судоверфи в Приморске. Эти объекты позволят не только увеличить объемы производства, но и создать новые высокотехнологичные рабочие места.

В заключение В. Сердюков подчеркнул, что итогом очередного этапа развития экономики как источника ресурсов для реализации социальной политики должны стать и повышение уровня жизни населения, и укрепление положительных демографических тенденций, которые наблюдаются в Ленобласти на протяжении последних нескольких лет.

Дата: 12.04.2010
Дмитрий Митропольский
"Петербургский строительный рынок" 3-4(125)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!