Государственный надзор за эксплуатацией судоходных и портовых гидротехнических сооружений

1 стр. из 1

В Новороссийске 16 марта прошла II Международная конференция «Портовая инфраструктура-2010», в которой приняли участие руководящие сотрудники портов Новороссийска, Туапсе, Сочи, Таганрога, Тамани, Темрюка, Ейска, Ростов-на-Дону, Астрахани. Одна из тем форума — «Эксплуатация и безопасность гидротехнических сооружений». Организатор мероприятия, компания Black Sea forum, предоставила нашему журналу один из докладов, прозвучавших на форуме.

Черноморское управление государственного морского и речного надзора было образовано в апреле 2009 г. Оно осуществляет возложенные на него полномочия в Краснодарском крае и Республике Адыгея. В границах зоны ответственности находятся: внутренние морские воды и территориальное море Российской Федерации в акваториях Черного и Азовского морей, Керченского пролива, расположенные от административной границы Ростовской обл. до государственной границы с Республикой Абхазия, включая акватории портов, морских грузовых терминалов, а также бассейн внутренних водных путей реки Кубань и Краснодарское водохранилище.

Вопрос обеспечения надзора за безопасной эксплуатацией судоходных и портовых гидротехнических сооружений (в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, а также аварией, произошедшей при строительстве гидротехнических сооружений в порту Сочи) в настоящее время наиболее актуален. Назрела острая необходимость принятия эффективных мер как со стороны эксплуатирующих организаций и собственников, так и со стороны надзорных и контролирующих органов, по повышению безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений.

Одним из направлений деятельности Черноморского управления государственного морского и речного надзора (УГМРН) является надзор за гидротехническими сооружениями (ГТС). Проверка организаций, эксплуатирущих ГТС, проводится Черноморским УГМРН по плану, согласованному с Госморречнадзором и прокуратурой. Надзор состоит из двух основных направлений: декларирования годности и безопасности ГТС и собственно надзор за соблюдением правил технической эксплуатации и безопасности ГТС.

Анализ деклараций готовности и безопасности ГТС показывает, что, помимо объективных причин снижения уровня безопасности (например, длительный период недофинансирования ремонтных работ), имеются и субъективные причины. Сроки выполнения планируемых мероприятий, направленных на повышение надежности и безопасности, указанные в декларациях безопасности и извещениях со стороны эксплуатирующих организаций, не соблюдаются. Выполнение работ планируется на более поздние сроки и иногда включает в себя только косметический ремонт, не охватывая ремонт конструктивных основных элементов. В результате подобного планирования ремонтных работ отдельные конструктивные элементы ГТС длительное время находятся в предаварийном или аварийном техническом состоянии, что значительно увеличивает риск возникновения аварии на гидросооружении.

По утвержденным декларациям делаются выводы о техническом состоянии ГТС. Наиболее важными являются данные по гидротехническим сооружениям, находящимся в аварийном и предаварийном состоянии. В зоне ответственности Черноморского управления, в порту «Новороссийск», находятся 2 аварийных причала, которые выведены из эксплуатации. В предаварийном состоянии причал «Пассажирский пирс» в порту «Туапсе» — в настоящее время он используется только (в благоприятную погоду) для швартовки судов портового флота.

Недавние события на Саяно-Шушенской ГЭС, поднадзорной Ростехнадзору, наглядно продемонстрировали размер возможных последствий аварии на гидросооружении. Причем на Саяно-Шушенской ГЭС произошла авария без прорыва напорного фронта. При прорыве напорного фронта размер возможных последствий аварии может увеличиться на два-три порядка, ведь в зонах затопления в таком случае могут оказаться десятки тысяч человек. Разрушительный декабрьский шторм в порту «Сочи» показал, что надзор за безопасной эксплуатацией гидротехнических сооружений должен осуществляться не только в процессе эксплуатации, но и на стадии строительства.

На Ространснадзор и Черноморское УГМРН возложены обязанности по ведению государственного мониторинга поднадзорных водных объектов. Также Черноморское управление ведет Государственный водный реестр по поднадзорным объектам, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 253 от 28. 04. 2007 г. «О порядке ведения Государственного водного реестра».

Отсутствие достаточных полномочий у сотрудников Госморречнадзора не позволяет в полной мере принять исчерпывающие меры по принуждению собственников и эксплуатирующих организаций содержать в надлежащем состоянии ГТС. Учитывая зарубежный опыт контрольной деятельности в отношении соблюдения требований и норм на речном и морском транспорте, можно сделать вывод, что только значительные штрафные санкции или обязательное страхование ответственности пред третьими лицами могут заставить собственника и эксплуатирующих организаций исполнять установленные обязательные требования.

Дата: 12.04.2010
Н. П. Ходько
"Петербургский строительный рынок" 3-4(125)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!