За 90 лет подготовлено 30 тысяч инженеров-путейцев

1 стр. из 1

Петербургский институт инженеров путей сообщения со дня его учреждения в 1809 г. и до 1920 г. был высшим техническим учебным заведением, не имевшим в своей структуре факультетов. В нем готовили специалистов сначала по проектированию и строительству шоссейных дорог, искусственных водных путей сообщения, мостов и тоннелей, а с осени 1835 г. — железных дорог.

Уже в 1817 г. были составлены «Правила по сооружению шоссейных и грунтовых дорог», в которых указывалось: «...чтобы издержки на построение и содержание дороги не превзошли выгод от того произойти могущих». В првилах говорилось о необходимости учета не только экономии средств при строительстве, но и «экономии в расходах на ежегодное содержание по окончании построения». Таким образом, удалось сформулировать главные принципы технико-экономического обоснования проектных решений, которыми и руководствовались преподаватели при обучении студентов, а инженеры — при подготовке проектов транспортных сооружений и устройств.

В институте существовало три ученых звания: профессор курса (сейчас заведующий кафедрой), помощник профессора и репетитор. Основные специальные предметы: «Курс построений» ( с 1842 г. «Курс строительного искусства»), «Курс практической механики» и «Курс составления технических проектов».

«Курс строительного искусства» предусматривал изучение проектирования и возведения всех транспортных сооружений и устройств. Профессор курса М. С. Волков и его помощник Н. И. Липин в 1836–1841 гг., ознакомившись с практикой строительного дела в России и за рубежом, создали первый русский учебник по этому предмету: «Полный курс строительного искусства». литографированный в 1842 г., он состоял из трех частей.

Учебные занятия по названным курсам вели бывшие выпускники института: профессора и преподаватели М. С. Волков, П. П. Мельников, Н. О. Крафт, С. В. Кербедз, Н. И. Липин, П. И. Собко, А. Г. Добронравов, Н. Ф. Ястржембский, Н. С. Соколов, Ф. И. Сулима, Е. А. Адам, П. Ф. Буттац, Ф. И. Энрольд, И. П. Глушинский, Э. М. Зубов, Л. А. Ераков и др. Многие из них, в том числе профессора П. П. Мельников и Н. О. Крафт, в 1842 г. были откомандированы на строительство железной дороги Петербург — Москва.

А в 1849 г. туда же направили профессора П. И. Собко и инженера Ф. И. Сулима. Профессор С. В. Кербедз ушел из института и возглавил строительство первого постоянного моста через Неву. Таким образом, ученые и преподаватели института всегда взаимодействовали с производством. Эту славную традицию строительный факультет Университета путей сообщения поддерживает и сейчас.

Инженеры путей сообщения выпусков 1816–1833 гг. построили первую в стране шоссейную магистраль — Петербург–Новгород–Вышний Волочек–Москва, а выпуски 1825–1830 гг. — первую крупнейшую двухпутную железнодорожную магистраль — Петербург–Бологое–Москва, сданную в эксплуатацию в 1851 г.

Родоначальником отечественной школы проектирования и строительства железных дорог, несомненно, является профессор Павел Петрович Мельников — автор проекта и строитель первой в России магистральной железной дороги общего пользования — Петербург –Москва. Он в камеральных условиях выбрал и обосновал кратчайшее направление дороги без захода в Новгород, на котором настаивали некоторые российские специалисты, купцы и предприниматели. Он также установил основные технические параметры линии (ширину колеи, руководящий уклон, минимальный радиус кривых и др.), позволившие длительное время обходиться без существенного переустройства дорогостоящих сооружений, плана и продольного профиля магистрали. Благодаря этому и сегодня главный ход Петербург–Бологое–Москва является полигоном для испытаний новой техники и технологий железнодорожного транспорта, необходимых для внедрения и развития скоростного и высокоскоростного движения поездов. Технические условия, перечень норм и правил, составленные под руководством П. П. Мельникова, применялись при проектировании новых железных дорог.

Ознакомившись с зарубежным опытом, в первую очередь США, П. П. Мельников и Н. О. Крафт использовали его в железнодорожном строительстве. Однако следует отметить, что линию Петербург –Москва проектировали и строили без привлечения иностранных специалистов. Пригласили лишь американца Дж. Уистлера на должность совещательного инженера «как человека опытного в железнодорожном деле».

Российские инженеры, выпускники института путей сообщения, с честью выполнили стоящую перед ними задачу по созданию первоклассной железной дороги, уже более полутора веков безотказно действующей между двумя столицами.

В 1854–1863 гг. П. П. Мельников составил первый в стране научно обоснованный план развития железных дорог протяженностью 11 тыс. км, определивший общие принципы формирования железнодорожных путей сообщения в европейской части России. В дальнейшем план был полностью реализован. Следует подчеркнуть, что профессор Мельников, будучи уже министром путей сообщения, выступал не только против иностранной помощи, но и против привлечения частного капитала.

Он считал, что железные дороги нужно строить за счет казны, и они должны принадлежать государству. На протяжении всей своей жизни он последовательно отстаивал эту точку зрения, в том числе и перед первыми лицами государства.

На рубеже XIX–XX вв. разрабатывались теоретические основы и практические методы проектирования и строительства железных дорог. Инженеры Г. Ф. Краевский (1902 г.), А. А. Штукенберг (1904 г.) и профессор Н. А. Богуславский (1906 г.) опубликовали ряд работ об изысканиях и эксплуатации железных дорог, о применении геодезических способов в области технических изысканий.

В 1907–1910 гг. выпускники института под руководством профессора Н. П. Петрова подготовили основы технических условий проектирования вторых путей для переустройства Сибирской железной дороги. В 1907–1914 гг. в институте разработали и применили на изысканиях Амурской, Крымской, Кавказской и других дорог метод наземной стереофотограмметрической съемки. В 1913 г. инженер И. М. Зубов изобрел способ расчета проектируемых и выправки существующих кривых. В 1915 г. инженер К. Н. Кашкин опубликовал книгу «Экономика изысканий железных дорог».

В первое послереволюционное десятилетие вышли в свет учебники и учебные пособия по всем основным специальностям железнодорожного транспорта. Все авторы — выпускники Петербургского института инженеров путей сообщения.

На протяжении всей истории российских железных дорог, начиная с учреждения Александром I в 1809 г. Ведомства путей сообщения, Корпуса инженеров путей сообщения и Института корпуса инженеров путей сообщения, первые лица государства уделяли особое внимание проектированию и строительству железных дорог. Эта традиция продолжилась и в советский период. Достаточно вспомнить план ГОЭЛРО, важной составной частью которого был раздел электрификации железных дорог. Все это позволило создать надежную железнодорожную систему и обеспечить ее высококвалифицированными кадрами, успешно решать задачи транспортной обеспеченности экономики страны, в том числе на переломных этапах (послереволюционная разруха, Великая Отечественная война, перестроечный и постперестроечный периоды).

Сегодня строительный факультет объединяет 9 кафедр (4 из них — выпускающие), 3 отраслевые научно-исследовательские лаборатории, 9 научно-исследовательских бюро и групп. На факультете обучается более 1 300 студентов, работают 75 сотрудников учебно-вспомогательного персонала и 100 преподавателей, из которых 20% — профессора, 54% — доценты, 12% — старшие преподаватели, 14% — ассистенты. Ученые степени и звания у 76% преподавателей.

Факультет в настоящее время готовит инженеров по следующим специальностям: «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» со специализацией «Управление техническим состоянием пути», «Строительство магистральных железных дорог», «Строительство дорог промышленного транспорта», «Стандартизация и сертификация», а также «Водоснабжение и водоотведение». Разработан учебный план для подготовки специалистов по строительству автомобильных дорог.

За 90 лет обучающей деятельности факультет подготовил более 30 тыс. инженеров, в числе которых были выпускники безотрывной формы обучения. На факультете подготовлено 148 специалистов для стран дальнего зарубежья: Германии, Польши, Монголии, Китая, Кубы, Болгарии, Сирии, Конго, Чехословакии, Эфиопии и др. 

Все выпускающие кафедры, следуя традициям, поддерживают тесную связь с производством, выполняя по заданиям научные исследования и осуществляя научное сопровождение наиболее серьезных проектов и государственных программ.

Дата: 12.04.2010
Л. С. Блажко, Е. С. Свинцов
"Петербургский строительный рынок" 3-4(125)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!