|
|||||
1 стр. из 1 Благоустройство российских городов, их санитарная очистка и организационный инструмент для их реализации — жилищно-коммунальное хозяйство — являются одной из важнейших отраслей городского хозяйства. Санитарное состояние мегаполисов определяется также функционированием трех-четырех других отраслей города — топливно-энергетическим комплексом, промышленным сектором, транспортным комплексом, объектами социальной сферы. Каждая из этих отраслей характеризуется тем или иным уровнем выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образованием отходов производства и потребления, которые приводят к химическому загрязнению городской среды, физическому (акустическому) загрязнению и механическому загрязнению, т. е. захламленности, загроможденности городской среды. Какие же виды городских отходов следует признать отходами, требующими принятия неотложных, первоочередных мер? На этот вопрос должна дать ответ Целевая региональная программа по обращению с городскими отходами Санкт-Петербурга, которая сейчас формируется в нашем городе. Основные виды отходов, о которых так много говорят и пишут в последние годы, — ТКО с их сложным морфологическим составом, опасные отходы, строительные отходы, медицинские отходы, а также отходы дорожно-транспортного комплекса. Мы все живем в век автомобилизации. Так вот, сегодня, по мнению ведущих экспертов-экологов, главными городскими отходами, представляющими непосредственную угрозу жизни людей, являются отходы, возникающие при функционировании дорожно-транспортного комплекса, с учетом того, что загрязнение воздушного бассейна любого города является ключевым фактором, оказывающим негативное влияние не только на окружающую среду, но и на качество жизни и уровень здоровья горожан. Речь идет о продуктах истирания дорожного покрытия, износа авторезины, эрозии асфальтового покрытия в результате воздействия шипованых шин и антигололедных материалов, измельчения дорожной пыли, поступающей на проезжую часть с дождевой и талой водой с неухоженных газонов и стройплощадок. Приоритетным типом загрязняющих веществ, являющихся видом отходов ДТК, следует считать микродисперсные частицы (ТЧ или РМ). Загрязнение воздуха, которым мы дышим, РМ-частицами, характеризуется максимальными рисками здоровью. К сожалению, этот вид загрязнения воздуха в нашем отечестве даже не нормирован. Отсюда — трудности и с количественным инструментальным определением их в атмосферном воздухе, и с обоснованием мер по снижению РМ-выбросов. Необходимо подчеркнуть, что концентрация пыли, в том числе мелкодисперсных частиц, и других загрязняющих веществ повышена именно в приземном слое атмосферного воздуха, т. е. на уровне 1–3 этажей, что усугубляет ситуацию. Медиками доказано, что «благодаря экологическому прессингу» со стороны объектов автотранспортного комплекса (АТК) продолжительность жизни среднестатистического жителя крупного города России сокращается на 4–5 лет, что для Санкт-Петербурга эквивалентно ежегодному уменьшению численности населения на 8 тыс. человек. Эксперты прогнозируют к 2020 г. в Санкт-Петербурге при сохранении выявленной тенденции в суммарном загрязнении атмосферного воздуха увеличение заболеваемости по различным нозологиям от 20% до 400% (новообразований — в 2 раза, болезней крови — в 3 раза). Приоритетным видом веществ, загрязняющих атмосферный воздух городов Европы, признаны взвешенные частицы диаметром менее 10 микрон, называемые обычно РМ-10, особенно менее 2,5 микрон (РМ-2,5). Массовая доля РМ-частиц, по данным детальных исследований, составляет 0,58–0,70 общей массы взвешенных частиц (TSP). Анализ многочисленных материалов зарубежной литературы показывает, что рассматриваемая проблема остается чрезвычайно актуальной. По результатам работ зарубежных специалистов, наиболее существенными источниками поступления РМ-частиц в атмосферный воздух являются: Антигололедные материалы в городах РФ, применяемые службами по содержанию автодорог в зимний период года, не современны, способствуют увеличению запыленности в магистральных зонах. В РФ использование шипованой резины законодательно не регламентировано ни на федеральном, ни на региональном уровнях. Во всех 27 странах Евросоюза такой закон действует. В Европе всерьез заняты разработкой эффективных стратегий по сокращению территорий крупных городов, характеризуемых высокими концентрациями РМ-частиц как приоритетным видом загрязняющих атмосферный воздух веществ. Немалые усилия прилагаются при решении вопросов, связанных с совершенствованием системы управления качеством окружающей среды. В последнее десятилетие ХХ в. экологический менеджмент концептуально возник благодаря усилиям ряда международных организаций, прежде всего Международной организации по стандартизации (ИСО), Всемирной организации здравоохранения, ряда международных комиссий ООН, как конкретная мера по реализации Концепции устойчивого развития. В настоящее время экологический менеджмент в сфере дорожно-транспортного комплекса (ДТК) представляет собой совокупность правовых средств, мер организационно-технического, финансового, воспитательного и иного характера, лежащих в основе взаимоувязанных процедур, документированных в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 14001, ИСО 9001 и идентичных им национальных стандартов РФ. К сожалению, в РФ выполняются не все принципы экологического менеджмента, декларируемые международными документами, в том числе принцип по идентификации экоаспектов и экофакторов (выбросов, сбросов вредных веществ, отходов), требующий на основе современной международной нормативной базы проведения инвентаризации источников и механизмов возникновения угроз со стороны объектов ДТК для окружающей среды и здоровья населения. Россия, признавая человеческую жизнь и здоровье граждан наивысшей ценностью, к сожалению, существенно отстает не только в проведении эколого-гигиенических исследований, но и в части восприятия общемировой практики использования уже достигнутых результатов по оценке воздействия, нормирования приоритетных загрязняющих веществ и внедрения первоочередных мер, направленных на улучшение эколого-гигиенической и санитарно-эпидемиологической обстановки в крупнейших городах. Отставание составляет 25–30 лет. Необходимо формирование федеральной/региональной целевой Программы по снижению рисков загрязнения городской среды приоритетными видами загрязняющих веществ, возникающих при функционировании объектов жилищно-коммунальной сферы и дорожного комплекса, а также стройиндустрии. Как второй шаг требуется скорейшая проработка методических основ в рамках данной проблемы. Реализация I этапа Программы создаст объективные условия для существенного и устойчивого снижения в последующий период (2014–2025 гг.) уровня негативного воздействия объектов дорожного комплекса и жилищно-коммунальной сферы на окружающую среду и здоровье населения Санкт-Петербурга и приведения его в соответствие с уровнем, достигнутым в большинстве европейских стран. Важнейшими разделами I этапа Программы (2010–2013 гг.) являются: Для последующих этапов Программы основные разделы, а также перечень целевых показателей будут разработаны дополнительно. Уверен, только так можно сохранить здоровье жителей крупных российских городов.
Дата: 15.06.2010 В. Н. Денисов "Петербургский строительный рынок" 5(126)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||