Союз реставраторов в Царском Селе

1 стр. из 1

Масштабная реставрация Царского Села, приуроченная к 300-летию музея-заповедника, вызывает интерес не только у петербуржцев и россиян, но и культурной общественности всей Европы. Ход работ курирует городское и федеральное правительство, их научную и технологическую составляющую жестко контролирует научный совет ГМЗ и КГИОП Санкт-Петербурга. Ну а исполнителями работ являются реставрационные компании, прошедшие жесткий конкурсный отбор. Подавляющее большинство из них входит в Союз реставраторов Санкт-Петербурга. На завершающем этапе предъюбилейной реставрации на объектах всемирно известного памятника заняты десять компаний профессионального сообщества.

Античная старина — «Кухня-руина»

Среди памятников Царского Села, не реставрировавшихся с войны, одно из лучших произведений архитектора Д. Кваренги — павильон «Кухня-руина». Этой удивительной постройке потребовался целый комплекс ремонтно-реставрационных и восстановительных работ, которые выполняют ООО «Ресстрой» и ООО «Реставрационная мастерская “Наследие”».

— Решенная в виде хижины, «Кухня-руина» уникальна тем, что в ее общий архитектурный декор вписаны подлинные античные капители и базы каннелированных колонн, фрагменты барельефов и архитектурного декора, — рассказывает заместитель генерального директора ООО «Наследие» Юлия Логинова. — Все эти разрозненные элементы привезены в Царское Село из Турции во второй половине XVIII века. С ними соседствуют карнизы, известняковые фризы и тяги, выполненные скульптором К. Альбани в античном стиле и искусственно состаренные, а также гипсовые рельефы того же автора, демонтированные в начале 1990-х годов. Сегодня они заменены копиями. На фасаде архитектор Д. Кваренги установил мужскую античную статую в руинированном состоянии. Сейчас решен вопрос о ее музеефикации, а на историческое место встанет копия из камнезаменителя.

Основная сложность при реставрации павильона «Кухня-руина» состояла в том, что работы выпали на морозную зиму.
А для реставрации мрамора, кирпичной кладки и известняковых вставок нужна устойчивая положительная температура не ниже восьми градусов, поэтому работы задержались до весны.

— Поверхность античного мрамора из-за столь длительного пребывания на открытом воздухе эрозирована и частично утратила авторскую обработку, — продолжает Юлия Логинова. — Сначала камень очистили от сажевых и пылевых, атмо-сферных и биологических наслоений, затем последовал наиболее ответственный процесс его укрепления и, наконец, обработка консервационными составами, защищающими от вредных воздействий окружающей среды.

Помимо мрамора, известняковых деталей и кирпичной кладки на фасаде «Кухни-руины» есть старая штукатурка, которая была выполнена фрагментарно и покрыта искусственными трещинами. Проведя петрографический анализ известкового раствора, реставраторы изготовили точно такой же состав. Различия между старыми и новыми фрагментами штукатурки с вновь созданными шероховатостями, выветренностями и трещинами видны только специалистам.

К лету «Кухня-руина» будет радовать посетителей Екатерининского парка подлинной античной стариной.

Александровский дворец просыпается

Этот монументальный строгий дворец в стиле классицизма построен архитектором Д. Кваренги. После войны здание было передано Музею А. С. Пушкина, начавшему восстановительные работы. Однако, не закончив их и даже не переехав во дворец, в 1951 г. музейщики вынуждены были, по распоряжению правительства, отдать царские апартаменты Научно-исследовательскому центру Военно-морского флота. Военные, надо сказать, ничего здесь не испортили, но и поддерживающих ремонтов, не говоря о реставрации, не проводили.

Посетители Царского Села знают, что с 1997 г. в левом крыле дворца разместилась экспозиция ГМЗ, связанная с жизнью императорской семьи, «Воспоминания в Александровском дворце». А парадная анфилада, сохранившая отделку Д. Кваренги в оригинальном виде, принадлежала военным вплоть до недавнего времени.

Три помещения анфилады — Полукруглый, Портретный и Бильярдный залы — находятся сейчас в реставрации. РК «Интарсия», являющаяся подрядчиком на этом объекте, выполняет и общестроительные работы (например, усиления перекрытий над Полукруглым залом и утепление перекрытий над Портретным и Бильярдным залами), и комплексную реставрацию интерьеров.

Залы отделаны искусственным мрамором и лепным декором, камины и подоконные доски выполнены из натурального мрамора, пол выложен паркетом. После реставрации в трех центральных залах парадной анфилады Александровского дворца разместится экспозиция, и они наконец-то откроются для посетителей.

Диковины «Эрмитажа»

Известный историк Царского Села И. Яковкин писал: «Теперь, осмотрев все любопытное по этой стороне, в прежних верхнем и нижнем садах, пойдем осматривать в называвшейся первоначально Дикой роще истинно царски украшенный «Эрмитаж».

Роскошный, изысканный павильон предназначался для отдыха и обедов царской семьи в кругу избранных гостей, и это обстоятельство имеет принципиальное значение. Чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в «Эрмитаже» были сооружены подъемные столы и канапе, выполненные на механизмах с ручным приводом.

— Здесь сохранился в первозданном виде комплексный интерьер Растрелли: с резьбой, позолотой, паркетными полами, деревянной облицовкой, — рассказывает главный архитектор ГМЗ «Царское Село» Наталья Кудрявцева. — Утеряны и воссозданы только живописные плафоны и канделябры.

— Проект не имел аналогов в России того времени, — дополняет генеральный директор ООО «Ресстрой» Геннадий Кравец (компания выполняет комплексную реставрацию интерьеров и подъемных механизмов павильона «Эрмитаж»). — В Петергофе, к примеру, было подъемное кресло на одного человека, а здесь — два канапе, рассчитанные на группу. Кроме того, там опускались и поднимались средняя часть стола и подтарельники для отдельных блюд. Здесь же после завершения трапезы все пять столов опускались вниз, а их место занимал выдвижной паркет, образуя просторный танцевальный зал.

Прежние механизмы, по оценке реставраторов, сохранились на 40–60%. Некоторые узлы и элементы пришлось дорабатывать самостоятельно, так как их чертежи до нашего времени не сохранились. А вот подъемные канапе, увы, уже не восстановить — их место еще в XIX в. заняли две винтовые лестницы. Вообще-то реставрация «Эрмитажа» началась в 1960-е гг. и проходила этапами, по мере поступления средств, а к 1990-м гг. была практически закрыта на середине пути. В 2006 г. стимул к ее продолжению дал Всемирный банк реконструкции и развития, выделив кредит на реставрацию Дикой рощи и канала, входящих в эрмитажный комплекс, а также эрмитажной кухни и фасадов самого «Эрмитажа». Эти масштабные работы подтолкнули музей к единственно верному решению — изыскать также средства и на реставрацию интерьеров. Нынешним летом (впервые после войны) эта жемчужина садово-парковой архитектуры будет открыта для публики.

Церковный флигель хранит тайны

В этом роскошном здании, примыкающем к Екатерининскому дворцу, размещаются музейные фонды ГМЗ «Царское Село», поэтому его техническое и инженерное оснащение должно соответствовать требованиям хранения культурных ценностей. Реконструкцию здания и его приспособление для современного использования выполнило ООО «Ресстрой». Работа проведена очень серьезная. Усилены все несущие конструкции в расчете на новые нагрузки: размещение библиотеки, фондов живописи, графики и рукописных фондов. Здание оборудовано современными системами безопасности и доступа в помещения, вплоть до сканирования сетчатки глаза. В нем поддерживается нужный температурно-влажностный режим.

— Система кондиционирования сложная, многоуровневая. Проблема в том, что разным фондам требуются разные условия, поэтому центральный кондиционер подает воздух усредненных параметров, а корректирующая аппаратура на каждом этаже и в конкретных помещениях доводит показатели до нужных параметров, — говорит генеральный директор компании-генподрядчика «Ресстрой» Геннадий Кравец. — Из подлинного декора в интерьерах Церковного флигеля сохранились печь и камин. При реконструкции их разобрали, буквально, по кирпичикам, пронумеровали и потом собрали снова, отреставрировав и восполнив утраты. Отреставрировали и парадную лестницу.

Комплексная реставрация интерьеров самой церкви, расположенной внутри флигеля, еще предстоит (на данном этапе она законсервирована). Однако сложная, в своем роде уникальная пятикупольная конструкция, созданная в 80-х гг. XIX в. по проекту архитектора А. Ф. Видова, приведена в полный порядок.

Как пояснил Геннадий Кравец, не только купола, но и их барабаны представляют собой пространственные стержневые металлические конструкции. Причем облицовка конструкций выполнена из так называемой желтой меди — это самый первый аналог латуни. Большое количество цинка в сплаве привело к старению и полному разрушению облицовки. Чтобы не повторять ошибки прошлого, сегодня барабаны куполов решено покрыть обычной медью.

Конструкция ферм имела тройной запас прочности, но при этом не учитывала ветровую нагрузку. При обследовании выяснилось, что тяги частично погнуты, частично повреждены осколками во время войны. Чтобы понять, как исправить ситуацию, специалисты создали компьютерную модель купольных ферм и, ориентируясь на нее, упрочнили конструкцию, отреставрированные и заново закрепленные кресты домовой церкви покрыли золотом.

Мосты, по которым хочется гулять

Некоторые мосты в Царском Селе еще недавно навевали только уныние. Вот и спешили по ним прохожие, не вглядываясь в детали. Сегодня на этих мостах хочется подолгу стоять — все в них дышит красотой и историей. Особенно радуют глаз два Китайских моста на Крестовом канале в Александровском парке. Выполненные в дереве по проекту Ч. Камерона, они почти сразу были перестроены в металле. Их архитектурные элементы выкрасили масляными красками в яркие цвета восточной палитры, а отдельные детали позолотили.

Несмотря на то, что реставрационные работы на мостах в XIX — начале XX вв. проводились неоднократно, в 2009-м году они оказались в удручающем состоянии: каменные устои подмыты, металлические арки сильно коррозированы, настилы из чугунных досок находились в аварийном состоянии, декоративные портики обрушились. Реставрацию Китайских мостов выполнили мастера ЗАО РПНЦ «Специалист».

— Особую сложность для нас представляли декоративные выколотные детали в виде драконов, расположенные на портале одного из мостов, — рассказывает главный инженер компании «Специалист» Леонид Курганский. — Они не сохранились, и мы работали по фотографиям и архивным документам. Научный совет ГМЗ и КГИОП уделили этой работе пристальное внимание — согласование проводилось на каждом ее этапе: утверждались эскизы художника, проект архитектора и отдельно цветовая гамма. К счастью, в Китайской деревне сохранились раскрашенные драконы, которые были приняты за образец.

Сегодня малым Китайским мостам возвращен первозданный вид. Вот только историческая масляная краска, недолговечная, была заменена современным уретановым окрасочным покрытием.

Готовится к сдаче и мостик у павильона «Кухня-руина» в Екатерининском парке, который реставрирует тоже компания «Специалист». Время не пощадило и этот памятник. В частности, на нем не сохранился ни один из элементов литого металлодекора в виде гирлянд. Отыскав дореволюционные фотографии, реставраторы воссоздали гирлянды.

Любопытно, что в ходе работ мастерами была обнаружена неточность в проекте: перильные решетки моста закреплены в тумбы из розового мрамора, на которых проектом предусмотрены обычные в таких случаях покрышки («шапки»). Реставраторы заподозрили, что «шапок» здесь не могло быть, и снова стали искать и нашли дореволюционные фотографии, подтверждающие эту догадку. Так совместными усилиями теоретиков и практиков мосту возвращен первозданный вид.

Мостик у другого павильона Екатерининского парка — «Концертного зала» — знаменит тем, что это первый металлический мост в Европе, сохранившийся до нашего времени. Специалисты ООО «Матис» — подрядчика на этом объекте — укрепили устои моста, расчистили и отремонтировали известняковую облицовку, восполнив на ней утраты, отреставрировали металлические поверхности и камень. В частности, воссоздали мраморные покрышки на тумбах и изготовили недостающие бронзовые розетки. Благоустроена и территория вокруг обновленного мостика.

Экзотика Скрипучей беседки

Стилизованная под китайскую пагоду Скрипучая беседка архитектора Ю. Фельтена, даже лишенная многих декоративных деталей и былой красочности, будоражит воображение. На этом объекте, требующем глубокой научной реставрации, заняты сразу четыре компании Союза реставраторов. Например, за столярные работы на дверях, окнах и лестнице отвечает ООО «РестАрт», а за реставрацию и воссоздание лепного декора — ООО «Сфера 21 век».

— На момент начала общей реставрации лепной декор находился в плачевном состоянии, — рассказывает заместитель директора по реставрации ООО «Сфера 21 век» Юлия Кононова. — Из элементов сохранились подкарнизные полукруглые розетки и обрамления проемов, да и то, как выяснилось позже, не «родные», а воссозданные в 1954–1955 гг. Полностью утрачены барельефы драконов, цветочные наддверники, декор в виде китайских зонтиков. К счастью, сохранились чертежи 1954 г., которые были взяты за основу при нынешней реставрации.

— Что касается искусственного мрамора, которым отделан центральный зал, то сначала нам показалось, что он находится в более или менее приличном состоянии, но обследование показало, что его основа разрушена, — продолжает начальник отдела технологий и качества фирмы-генподрядчика ООО «Краски Города» Федор Морозов. — Пришли к решению, что будем практически полностью воссоздавать искусственный мрамор по сохранившимся образцам.

На фасаде реставраторы устраняют прежние ремонтные заплаты, содержащие цемент, и возвращают на место историческую штукатурку на основе извести. Фасад Скрипучей беседки предполагается разделать под мрамор по оригинальной фресковой технологии с применением запатентованного немецкого материала — высокодиспергированной извести. Методику окраски готовят технологи компании «Рестауро СПб», имеющей беспрецедентную в России практику применения этого ноу-хау.

— Высокодиспергированная известь является очень активным связующим материалом для различных реставрационных составов и при этом максимально приближенным к исторической субстанции, — говорит генеральный директор «Рестауро СПб» Юрий Загвозкин. — Для каждого конкретного объекта ставится своя задача и, соответственно, разрабатывается своя рецептура реставрационного состава.

Помимо оштукатуривания и окраски, реставраторы заняты лепным декором, чугунными балюстрадами, балконными ограждениями с выколотными деталями. Вместе с фирмой «Краски Города», ответственной за весь комплекс работ, здесь трудятся ООО «Матис» и ООО «ВОЗНАР-ЛиК».

Компании Союза реставраторов стали мощной движущей силой в процессе реставрации исторических и культурных памятников в Царском Селе. Эксперты и архитекторы, курирующие и контролирующие этот масштабный проект, не раз полагались на опыт, мастерство, знания и креатив лучших реставраторов нашего города. Поэтому предстоящий юбилей музея-заповедника по праву станет праздником для петербургских реставраторов.

Дата: 15.06.2010
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 5(126)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!