Главный дворец России доверили петербургским реставраторам

1 стр. из 1

Закончилась комплексная реставрация собственной половины императора в Большом Кремлевском дворце Москвы. Основные работы по реставрации и воссозданию интерьеров выполнила компания ООО «Карэ», входящая в Союз реставраторов Санкт-Петербурга и занятая на субподряде у ЗАО «БалтСтрой». Реставрация проводилась в течение года в бесперебойном режиме. 13 помещений анфилады первого этажа, растянувшейся на 125 метров главного фасада, приняты Госкомиссией без замечаний.

Около двухсот высококвалифицированных петербургских реставраторов — мастеров по работе с искусственным мрамором, художников, альфрейщиков, позолотчиков, лепщиков, резчиков, скульпторов — работали практически без выходных.

Бывшие императорские покои входят в комплекс главной парадной резиденции Президента России. Анфилада собственной половины состоит из фельдъегерской, статс-секретарской и дежурной комнат, кабинета императора, его уборной и опочивальни, кабинета императрицы и ее уборной, камерюнгферской комнаты, зеленого коридора, гостиной, столовой и передней приемной. Каждое помещение выдержано в своем стиле, а вместе они представляют художественное целое.

Здесь каждый уголок — шедевр. Рос-кошные комнаты, соответствующие монументальности дворца и в то же время уютные, даже интимные, отделаны мрамором и малахитом, эклектически украшены скульптурой, лепниной, росписью, изделиями из бронзы, фарфора, резной позолоченной и инкрустированной мебелью, декоративными тканями ярких цветов. Приемы барокко, рококо, классицизма чередуются и сочетаются друг с другом.

Работа в таких интерьерах требует огромного мастерства и знаний, ведь в реставрации нуждалась и монументальная живопись, выполненная в разных техниках, и позолота, и лепнина, и искусственный мрамор, и разнообразнейшие предметы мебели и декора. Степень утрат в некоторых комнатах собственной половины составляла 20–30%.

С наружной стороны фасада дворец выглядит трехэтажным, но фактически он состоит из двух этажей. Дело в том, что первый этаж с анфиладой выступает вперед и образует наверху открытую террасу — так называемое гульбище. Из-за этой архитектурной особенности в помещениях собственной половины императора возникали протечки. Кроме того, многие десятилетия над анфиладой размещался зал заседаний Верховного Совета СССР и РСФСР. Это было самое большое и эксплуатируемое помещение дворца длиной 81 метр. Гигант построили в 1934 г., объединив Александровский и Андреевский залы. Просуществовал он до 1994 г., однако нагрузки успели привести к деформациям и трещинам в стенах первого этажа.

Столь обширная комплексная реставрация собственной половины императора проводится впервые, хотя локальные работы выполнялись и прежде. В 1960-х годах здесь также трудились реставраторы из города на Неве. Их автографы встречаются в нескольких местах императорских покоев, преимущественно за обивочным штофом: буквы имен и фамилий, контуры Петропавловки, другие знаковые силуэты Ленинграда… Теперь это тоже часть памятника, как и эскизные наброски углем в одном из простенков, выполненные в XIX в. самим архитектором интерьера К. А. Тоном.

В отделке практически всех помещений анфилады встречается искусственный мрамор разных цветов. В столовой, оформленной в стиле классицизма, им покрыты все стены. Его спокойные тона сочетаются здесь с беломраморными статуями мифологических персонажей и вазами в стиле Боргезе.

Реставрация искусственного мрамора требует тонкого художественного вкуса и многолетнего опыта работы. Трещины, сколы и выбоины нужно заполнить составом, цвет которого максимально приближен к оригиналу и при этом воссоздает рисунок камня. Для получения нужного колера мастер готовит несколько вариантов смеси, оценить которые можно только после ее высыхания. Во многом это удается благодаря интуиции. Однако надо учитывать и тот момент, что примерно через год цвет заполнения изменится.

Настенная и потолочная живопись в анфиладе уже подвергалась реставрации, однако, как показала расчистка, авторский рисунок при этом немного пострадал. Это историческое несоответствие нужно было ликвидировать наряду с трещинами, протечками и прорезанными под новую электропроводку штробами.

Любопытно, что в большинстве орнаментов анфилады присутствует чертополох — типичный «персонаж» средневекового готического орнамента, воспроизведенный в соответствии с его природой. Но даже в изображении этого незамысловатого растения должна быть соблюдена точность авторской руки. Таковы принципы сегодняшней реставрации. Предшественники рассуждали более вольно. Искажения в отдельных случаях достигали нескольких сантиметров, а цветовая гамма местами упрощена.

В итоге пострадала не только историческая правда, но и колорит живописи, ее художественность.

Чтобы воссоздать оригинал, рисунок копировали с аналогичного уцелевшего участка методом припороха: накладывали кальку и прокалывали ее по контуру. Затем, переместив кальку на реставрируемый участок, простукивали ее специальным матерчатым мешочком с углем, в результате чего на ложном рисунке появлялся правильный угольный пунктир.

Мебель и некоторые предметы декора анфилады Большого Кремлевского дворца реставрировали в Петербурге: это стулья, кресла, столики, диваны, шкафы, ящики для дров, двери (всего 860 предметов), в том числе изысканное, роскошное пианино, выполненное в технике Андре Шарля Буля.

Устройству интерьеров Большого Кремлевского дворца уделялось большое внимание, поэтому архитекторы Ф. Ф. Рихтер, Н. И. Чичалов и В. А. Бакарев тщательно разрабатывали рисунки не только отделки помещений, лепных деталей, росписи, но и мебели, канделябров, каминов, лестничных решеток, люстр и, конечно же, дверей. Двери из ценных пород дерева изготовлены неизвестными мастерами без гвоздя и клея — на шипах.

Сюрприз поджидал реставраторов в опочивальне: здесь вскрыли стенной проем, в советское время заложенный кирпичом, и вместо него была прорублена дверь в другом месте, более подходящем для текущего момента. За вскрытым проемом наши специалисты нашли следы искусственного мрамора и воссоздали весь узкий коридорчик. Кроме того, здесь же они восстановили ванную комнату, которая не использовалась по назначению многие десятилетия.

Сейчас много говорят о дефиците способных и образованных молодых реставраторов. Однако в работе на анфиладе Большого Кремлевского дворца были заняты в подавляющем большинстве именно молодые профессионалы, среди которых есть выпускники Художественного училища им. Н. К. Рериха и реставрационных лицеев, входящих в Союз реставраторов Санкт-Петербурга. Их труд под руководством опытных мастеров компании «Карэ» оценен на самом высоком уровне, что в очередной раз доказывает лидерство петербургской реставрационной школы. В Москве это знают и именно поэтому на реставрацию объектов первостепенной важности приглашают коллег из Северной столицы.

Дата: 15.06.2010
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 5(126)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!