Театр начинается с реставрации

1 стр. из 1

Петербург театральный тесно связан с Петербургом реставрационным. Роскошь и историческая достоверность храмов Мельпомены — это результат упорного и высококвалифицированного труда мастеров ленинградской — петербургской реставрационной школы.

Ее традиции бережно сохраняют в Союзе реставраторов, объединяющем ведущие реставрационные компании города. Их силами, под руководством КГИОП и федеральных структур по сохранению культурного наследия, поддерживается сияние таких прославленных сцен, как Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера», СПб государственная филармония им Д. Д. Шостаковича, СПб государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова, СПб государственный академический театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского (Михайловский театр), Государственный академический Мариинский театр, СПб академический драматический театр им. В. Ф. Комиссаржевской, АБДТ им. Г. А. Товстоногова, Государственный театр «Мюзик-Холл», СПб государственный театр музыкальной комедии, Александринский театр (Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина), «Зазеркалье», детский музыкальный театр, и др. Список постоянно пополняется.

О некоторых последних работах стоит сказать более подробно, поскольку в них прослеживается важная тенденция современной петербургской реставрации. Это сочетание сугубо консервативных и исторических методов с инновациями и разработками под конкретные нужды того или иного объекта.

Весной 2009 г. была завершена реставрация уникального архитектурного объекта — галереи-оранжереи бывшего Тенишевского реального училища, комплекс которого находится в оперативном управлении Государственной академии театрального искусства (СПб ГАТИ). Ныне здесь учебный театр СПб ГАТИ «На Моховой». В его реконструкции задействовано ООО «ПАССИМ».

Вообще-то работы здесь идут уже около десяти лет. Их объем очень велик, ведь до сих пор этот исторический комплекс первой половины XX в. не реставрировали. Сначала, к 2001 г., привели в порядок главное здание театра. Помимо интерьера и кресел зрительного зала отреставрированы парадные лестницы (выполненные из путиловского камня) с кованым ограждением, входной вестибюль, тамбуры, наружные и внутренние двери, окна и кованый козырек главного входа.

Пожалуй, самым интересным этапом реставрации театра «На Моховой» стала работа с корпусом «Б» — так называемой оранжереей-галереей, служащей переходом между театром и учебным зданием. Никому не могло прийти в голову, что за неряшливым дворовым сараем, забетонированным и зашитым по фасаду ржавым железом, скрывается ажурная металлическая клепаная конструкция. Увы, но к середине прошлого века неповторимый исторический облик сооружения был окончательно утрачен.

Чтобы исключить дальнейшую деформацию металла, реставраторы поставили в галерее горизонтальные балки и вертикальные скрытые колонны. Для защиты от внешних воздействий восстановленную в первоначальном виде конструкцию обшили алюминиевыми стеклопакетами.

Большой концертный зал «Октябрьский» — визитная карточка эстрадного Петербурга — открыл осенний сезон 2009 г. в новом наряде. Если кратко, то в холле БКЗ силами ООО «АжиоПроект» воссоздан пол площадью 900 кв. м, а также 12 колонн. За сухими цифрами скрывается интересная информация об истории и некоторых методах реставрации.

В частности, гордость БКЗ «Октябрьский» — наливные мозаичные полы терраццо. Выглядит такой пол, как отшлифованный камень, и в износостойкости ему нет равных. Директору БКЗ Эмме Лавринович пришлось сделать непростой выбор между современными строительными технологиями и реставрационным опытом. Она приняла единственно верное решение, и результат даже превзошел ожидания. Не только пол, но и колонны в БКЗ — особенные. На первый взгляд, они мраморные, причем словно из единого куска. Увы, но в последние годы многочисленные трещины и сколы сильно уродовали их поверхность. Сегодня в БКЗ снова поселилось чудо — сияющие изысканным светом и узорами цельномраморные колонны. Чудо это «замешано» на гипсе и пчелином воске с добавлением пигмента. Простоять такие колонны могут века.

Осенью 2009 г. профессиональное сообщество получило двойной подарок: во-первых, вместе со всеми театралами реставраторы увидели обновленные интерьеры Михайловского театра, а во-вторых, компания, занятая в этой реставрации (она входит в Союз реставраторов), стала победителем конкурса «Сделано в Петербурге» (в его реставрационной части). Награду получило также и ООО «Петрорестком», отреставрировавшее совместно с ООО «Карэ» огромный живописный плафон.

Плафон «Победа светлых сил просвещения и искусств над темными силами невежества» площадью 400 кв. м написан масляными красками на холсте, который крепится к деревянному основанию.

С 1859 г. полотно уже четырежды подновлялось, а вот саму конструкцию не трогали. Чтобы не мешать жизни театра, на сей раз плафон, демонтировав, переправили в мастерские. Специалисты вернули конструкции целостность, а краскам яркость, убрав по ходу дела сюжетные «излишки» — в частности, кукурузу, пририсованную мастерами хрущевской эпохи к прочим овощам и фруктам рога изобилия.

Той же осенью 2009 г. Группа компаний «ИНТАРСИЯ» получила еще один петербургский Знак качества — за реставрацию дворца Великого князя Алексея Александровича (здесь сегодня располагается Дом музыки). Субподрядчиками на объекте были ООО «КАСТ» и ООО «Стройтехуслуги».

Дворец Великого князя Алексея Александровича — это 3 600 кв. м фасадов и 30 000 кв. м интерьеров. За этими цифрами скрываются объемы работ: прокладка новых коммуникаций, реставрация узорной ограды, тысячи лепных и живописных украшений и художественных холстов, а также каминов из различных сортов камня, керамических изразцов, наборного паркета из разных пород дерева, даже интерьеров, полностью отделанных кожей. Только в кабинете князя восстановили и отреставрировали порядка 600 кв. м дубовой поверхности. Оба памятника, принесшие компаниям Союза победу в конкусре «Сделано в Петербурге» (Дом музыки и плафон Михайловского театра), реставрировались на средства городского бюджета и, конечно же, находились в зоне особого внимания КГИОП.

Театр «Русская антреприза» им. А. Миронова открыл свои двери после комплексной реставрации в конце 2009 г. Бывший доходный дом с мансардой, похожий на эклектичный средневековый замок, был построен по проекту К. Розенштейна и А. Белогруда в 1914–1915 гг. Многие помнят, что в конце XX в., к моменту вселения сюда Театра Андрея Миронова, у здания-памятника был весьма неряшливый вид.

К началу реставрации ситуация принципиально не изменилась. Почти два года дом с башнями простоял в лесах. Силами ЗАО «РЕМФАСАД» был выполнен полный комплекс работ по реставрационному ремонту фасадов здания (включая создание проекта). Мастера отреставрировали кирпичную кладку, известковую и терразитовую штукатурку. Балконы, эркеры и балюстрада нуждались не только в усилении, но и в воссоздании, как и выколотные элементы часов и знаков зодиака. Ничто не ушло от внимания реставраторов, даже кровля и рамы в полном порядке. Несмотря на пожар, случившийся в июне 2009 г., реставрация была закончена в срок. Открытие нового здания Молодежного театра на Фонтанке (в Измайловском саду), состоялось в начале 2010 г. Масштабный проект, объединивший строительные и реставрационные работы по заказу Комитета по строительству, реализован под строгим контролем КГИОП. Генподрядчиком и автором проекта здания является ГК «ИНТАРСИЯ».

В начале XX в. предприимчивый ярославский купец Петр Тумпаков построил здесь модный театр, сценическую площадку которого формировали высокие металлические дугообразные фермы, сконструированные инженером Шуховым. Они стали «архитектурным гвоздем» всего театрально-паркового комплекса, который, в свою очередь, быстро приобрел широкую известность у петербургской и зарубежной публики.

К 1979 г., когда в Измайловском саду начал работать Молодежный театр, из исторических построек сохранились два каменных флигеля и Шуховские фермы. Как и было обещано петербуржцам, они в процессе реконструкции отреставрированы и органично вписаны в новое здание.

О чудесах реставрационных работ в Каменноостровском театре наслышаны многие. С тех пор как КГИОП представил уникальную концепцию приспособления здания Летнего деревянного театра возрастом 180 лет под нужды самой современной театральной площадки, к этому проекту приковано пристальное внимание профессиональной общественности. Генподрядчиком на объекте является ООО «Краски Города».

Уникален не только сам объект, но и характер строительных и реставрационных работ. Так, к примеру, под театром вырыли шестиметровый котлован, и массивное здание было установлено на сваи. Одной из важнейших задач стало возвращение ему пространственной жесткости и устойчивости. Эту задачу успешно решили, используя различные технологические приемы. Принципиально важно то, что реконструированный Каменноостровский театр будет соответствовать самым современным требованиям, при этом его исторический облик и материал сохранятся.

Председатель совета Союза реставраторов Нина Шангина :
— В городе работают десятки театров и учреждений культуры, неразрывно связанных с архитектурными памятниками, ведь они располагаются непосредственно в этих зданиях. Отличительная черта их руководителей — наших потенциальных партнеров и заказчиков — огромная заинтересованность в результатах реставрации. Работать для тех, кто понимает ценность настоящего искусства и дорожит исторической правдой, вдвойне приятно. Особенно, если знаешь, что плоды твоего труда станут достоянием огромного числа зрителей. Приходя в театр, в большинстве случаев я могу с гордостью сказать: это наша работа.

Дата: 15.06.2010
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 5(126)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!