Росжелдор: проекты реализуются, но есть корректировки по срокам

1 стр. из 1

В марте министр транспорта РФ Игорь ЛЕВИТИН принял участие в работе расширенного заседания совета Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор). Были рассмотрены итоги работы в 2009 г. и задачи на 2010 г. С главным докладом выступил руководитель Росжелдора Геннадий ПЕТРАКОВ, по традиции уделив значительное внимание реализации строительных проектов.

Многие целевые задачи удалось решить

«Прошлый год был непростым для железнодорожного транспорта: произошли глобальные изменения как в мировой экономике, так и в экономике страны, которые повлияли на работу отрасли, — напомнил глава Росжелдора в начале своего доклада «Об основных итогах работы Федерального агентства железнодорожного транспорта, его территориальных управлений и подведомственных организаций в 2009 г.

и задачах на 2010 г.». — В результате, в прошлом году грузооборот российских железных дорог сократился на 6,3% (по сравнению с 2008 г.) и составил 2 270,7 млрд т-км, а пассажирооборот — на 12,4%, составив 154,1 млрд пасс.-км».

Решая в рамках Антикризисной программы Правительства РФ вопросы, направленные на оптимизацию существующей инфраструктуры железнодорожного транспорта, Росжелдор в 2009 г., в частности, продолжил работу по открытию и закрытию железнодорожных станций и путей общего пользования для постоянной эксплуатации, а также по примыканию железнодорожных путей общего и необщего пользования к существующим путям. При этом по обращениям владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта, компании «Российские железные дороги», издано 24 приказа на открытие железнодорожных путей общего пользования (это около 450 км) для постоянной эксплуатации.

«Однако на сегодняшний день возникает множество проблем с формированием комиссии по открытию железнодорожных путей общего пользования, несвоевременно предоставляются требуемые в соответствии с административным регламентом документы, — отметил Геннадий Петраков. — Мы понимаем, что завершенные строительством объекты должны быть как можно скорее открыты для постоянной эксплуатации, но вместе с тем мы несем ответственность за то, чтобы принимаемые объекты и технические устройства отвечали действующим нормам и правилам. Это, в первую очередь, касается Забайкальской и Куйбышевской железных дорог».

Как далее сообщил выступавший, несмотря на непростую экономическую ситуацию, в 2009 г. наблюдалось заметное оживление в части развития железнодорожного транспорта необщего пользования. За год было издано 160 приказов о примыкании новых железнодорожных путей к существующим железнодорожным путям общего и необщего пользования (в 2008 г. — 135 приказов). Всего в 2009 г. построено 582 км новых железнодорожных путей необщего пользования.

В рамках федеральных целевых программ финансировалась реализация двух транспортных инфраструктурных объектов, имеющих особое стратегическое значение для Российской Федерации. Это строительство железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск (Нижний Бестях) в Республике Саха (Якутия), которая сегодня отрезана от общей сети железных дорог РФ. «Целевая задача в 2009 г. по проекту была решена в полном объеме, — отметил Геннадий Петраков, — это и расширение разъезда в Хмыловском Дальневосточной железной дороги, и строительство железнодорожной инфраструктуры на участке Кузнецово — Находка — Хмыловский. Построенная в рамках этого проекта железнодорожная инфраструктура была сдана в эксплуатацию конце 2009 г., обеспечив стратегические интересы государства».

Кроме проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ, Росжелдор в 2009 г. являлся ответственным исполнителем по реализации за счет средств Инвестиционного фонда РФ девяти транспортных инфраструктурных проектов на принципах государственно-частного партнерства при государственной поддержке:
 «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края» (8,5 млрд руб.);
 «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске» (2,862 млрд руб.);
 «Строительство железнодорожной станции «Кызыл-Курагино» в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» (309 млн руб.);
 «Промышленный комплекс в г. Новомосковск Тульской области» (1,948 млрд руб.);
 «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская Октябрьской ж. д.»
(526 млн руб.);
 «Реконструкция участка Оунэ — Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань» (1,345 млрд руб.);
 «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» (420,3 млн руб.);
 «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Урал Промышленный — Урал Полярный»»(465,9 млн руб);
 «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» (3,86 млрд руб.).
На эти цели было выделено 22,61 млрд руб., что на 1,78 млрд руб. (7,3%) меньше объема средств Инвестфонда, выделенных Росжелдору в 2008 г.

В 2009 г. в целях поддержки предприятий железнодорожного транспорта государством предоставило:
 28,24 млрд руб., которые были внесены Росжелдором в уставной капитал ОАО «РЖД» на строительство объектов железнодорожной инфраструктуры в рамках подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи (2008 г. — 24,58 млрд руб.);
 79,95 млрд руб. на предоставление субсидий, что превышает объем 2008 г. на 75,6%.

«Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, для нас было особенно важным максимально эффективно использовать именно субсидии, которые призваны обеспечить оперативную поддержку транспортному комплексу в самых уязвимых местах», — сказал Геннадий Петраков.
В частности, федеральным бюджетом в 2009 г. были предусмотрены субсидии в объеме свыше 4,8 млрд руб. субъектам РФ на софинансирование развития метрополитенов и других видов скоростного внеуличного транспорта, и удалось заключить 11 соглашений с субъектами РФ и муниципальными образованиями (Москва, Санкт-Петербург) со 100%-ным освоением выделенных средств.

Последующие периоды реализации проектов

В соответствии с федеральным бюджетом в 2010 г., как сообщил Геннадий Петраков, Росжелдору выделяются 154,6 млрд руб. В частности, в целях государственной поддержки предприятий железнодорожного транспорта предусмотрено 60 млрд руб. в качестве взноса в уставной капитал ОАО «РЖД» на строительство объектов железнодорожной инфраструктуры в рамках подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи, что превышает аналогичный показатель 2009 г. на 47,1%.

На федеральные целевые программы в 2010 г. направляется 6,657 млрд руб. Планируется реализация двух объектов по ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2010–2015 гг.)»: это продолжение строительства стратегической железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск (Нижний Бестях) (в объеме 6,13 млрд руб.) и расширение (реконструкция) учебно-лабораторного корпуса Уральского государственного университета путей сообщения в Екатеринбурге (441,64 млн руб.).

«Хочу подчеркнуть, что в результате оптимизации расходной части федерального бюджета средства, предусмотренные Росжелдору на ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2015 гг.)» в 2010 г. сокращены на 83% (около 32 млрд руб.)», — заявил далее Геннадий Петраков. Итогом корректировки будет «к сожалению, невозможность начала реализации» таких инвестиционных проектов, как проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург, строительство железнодорожной линии Прохоровка — Журавка — Чертково — Батайск. Проекты будут реализованы в 2012–2014 гг.

С государственной поддержкой за счет средств Инвестфонда РФ в 2010 г., согласно соответствующим актам Правительства РФ, Росжелдор выступает ответственным исполнителем по шести проектам:
 «Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Забайкальского края» (2 млрд руб.);
 «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске» (400 млн руб.);
 «Строительство железнодорожной станции «Кызыл-Курагино» в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва» (100 млн руб.);
 «Промышленный комплекс в г. Новомосковск Тульской области»
(83,2 млн руб.);
 «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Хельсинки» (3 млрд руб.);
 «Реконструкция участка Оунэ — Высокогорная со строительством нового Кузнецовского тоннеля на участке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань» (4,364 млрд руб.);
 «Разработка проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» (795,3 млн руб.).
Таким образом, общий объем средств Инвестиционного фонда РФ для Росжелдора составит около 10,8 млрд руб., что на 52,3% меньше аналогичного показателя в 2009 г.

«Необходимо учесть, что, в соответствии с рядом поручений Правительства РФ по оптимизации расходной части бюджета 2010 года, указанная сумма практически в 4 раза меньше той, что предусмотрена на реализацию проектов с действующими паспортами, — продолжил Геннадий Петраков. — Но несмотря на столь значительное сокращения финансирования в 2010 г., общий его объем по проектам не изменился. Средства были распределены на последующие периоды реализации проектов».

В 2010 г. планируется сдать в эксплуатацию внеплощадочную железнодорожную инфраструктуру комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске, а также завершить разработку проектной документации для реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии».

Затрагивая тему нововведений, Геннадий Петраков сообщил, что Росжелдор в целях совершенствования деятельности по обеспечению качества оказания государственных услуг в сфере железнодорожного транспорта подготовил и направил на согласование в Минтранс России проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта». Проектом предусматривается наделение Росжелдора, в частности, следующими дополнительными полномочиями:
 принятие решений о резервировании земель для федеральных нужд в целях развития инфраструктуры железнодорожного транспорта;
 аккредитация испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации на железнодорожном транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленной сфере деятельности;
 принятие решений о закрытии или об отказе в закрытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
 проверка обоснованности предложений и представленных к ним документов о закрытии железнодорожных путей общего пользования, в том числе малоинтенсивных линий и участков, а также железнодорожных станций.

Внесение изменений, по словам главы Росжелдора, предусмотрено планом мероприятий по реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте на 2006–2010 гг.

В завершение доклада Геннадий Петраков отметил: «От того, насколько эффективно и профессионально мы будем выполнять свои функции и задачи, во многом будут зависеть устойчивость работы железнодорожного транспорта, его безопасность и доступность, а также качество оказываемых отраслью услуг».

Дата: 22.06.2010
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 3-4(83)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!