К «политическому измерению» транспортного развития

1 стр. из 1

Первый международный геополитический симпозиум «1520: Стратегический диалог» прошел этой весной в Москве. Генеральным партнером в проведении мероприятия выступило ОАО «Российские железные дороги», а непосредственным организатором — компания «Бизнес Диалог». Новый проект ставит своей задачей обсуждение перспектив формирования единой эффективной транспортной политики. А в числе идей, озвученных на симпозиуме, особо можно отметить возможную перспективу развития Транссиба.

В числе участников форума были: президент ОАО «РЖД» Владимир ЯКУНИН, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту Владимир КЛИМЕНКО, председатель Комитета по международным делам Совета Федерации Федерального Собрания РФ Михаил МАРГЕЛОВ, председатель исполкома Координационного транспортного совещания стран-участниц СНГ Чингиз ИЗМАЙЛОВ, председатель Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) Тадеуш ШОЗДА, руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ Алексей МАКУШКИН, а также представители общественных организаций и транспортные аналитики.

Открывая симпозиум, Владимир Якунин сказал: «Транспортная тематика неоднократно и разносторонне рассматривается в различных контекстах человеческой деятельности. Нас уже длительное время интересует междисциплинарный подход к анализу и формированию государственной политики транспортного развития на основе синтеза с общей внешней и внутренней политикой государства».

В стране, простирающейся по территории 11-ти часовых поясов, роль и значение транспорта с неизбежностью входят в поле политических процессов и развития политических институтов. Включение России в мирохозяйственные связи, глобальная конкуренция за грузопассажирские потоки также вводят транспортную тему в область политических проблем развития страны.

На сессии «Транспорт и государственная политика» Михаил Маргелов отметил, что транспортные вопросы сегодня не должны обсуждаться в отрыве от политических. По его словам, в истории есть немало примеров, когда восстановление инфраструктуры становилось главным фактором даже воссоединения стран, разрушенных военными и иными глобальными конфликтами. Он предложил продолжить разговор, начатый на Международном геополитическом симпозиуме «1520: Стратегический диалог», на площадке Совета Федерации.

«Транспортная система легко может стать одним из спасательных кругов для российской экономики, — отметил в своем выступлении Владимир Клименко. — Но этого никогда не произойдет, если работать теми методами, которые используются сегодня. Неэффективность использования бюджетных средств, вынужденная оптимизация расходов путем секвестра, экономия на качестве строящихся транспортных объектов, отсутствие системы привлечения средств частных инвесторов — все это не просто не помогает экономике, а создает дополнительные проблемы. Система работает, менять ее институты не имеет смысла. Но вот изменить методы управления внутренними ресурсами системы в сторону большей рациональности, открытости, эффективности денежных потоков и инвестиций просто необходимо. Чтобы предупредить новые катаклизмы, нужно создавать мобилизационную рыночную экономику. Без этого мы никогда не сформируем инновационный класс и не сможем обеспечить конкурентоспособность России на мировой арене».

В ходе сессии на тему «Транспорт и геоэкономика» старший вице-президент ОАО «РЖД» Борис ЛАПИДУС сказал, что в условиях глобализации мировой экономики транспортные и, прежде всего, железнодорожные сети являются «не только важнейшим компонентом продуктивной инфраструктуры, самостоятельной отраслью экономики страны и мирового хозяйства в целом, но и инструментом государственной политики, в том числе ее геополитических стратегий. При этом успешное развитие в целом мирового хозяйства будет достигаться только при наличии бесперебойно действующих надежных международных транспортных коммуникаций, неотъемлемой частью которых, безусловно, являются железные дороги».

Директор института опережающих исследований им. Е. Л. Шифферса академик Российской академии естественных наук Юрий ГРОМЫКО назвал главной проблемой геоэкономики «пространства 1520» неопределенность в вопросе, какое место займет Россия в формировании трансевразийского коридора, в создании которого также заинтересован и Китай. Сегодня вопрос, по мнению академика, состоит в том, будут ли создаваться и действовать три евразийских коридора — транссибирский, российско-трансказахстанский, иранско-турецко-трансказахстанский, — или это будет только один коридор, или вообще ни одного. «Россия, — считает Юрий Громыко, — заинтересована в том, чтобы стали работать все три коридора. Опасения о том, что запуск уже хотя бы российско-трансказахстанского транспортного коридора выведет из поля действия Транссиб и сделает его убыточным, правомерны лишь при восприятии Транссиба как завершенной, неизменной геоэкономической конструкции».

С точки зрения академика, Транссиб ждет «совершенно новая большая судьба при строительстве моста или тоннеля с Сахалина на материк и строительстве небольшого участка, соединяющего этот мост с Транссибом».

В этом случае Россия сделает эффектный геоэкономический ход, предложив Японии построить систему транспортного сообщения между Сахалином и Хоккайдо. Таким образом, Россия «предъявляет возможность подтянуть японский товаропоток в Россию и Европу через свою транспортную артерию». По словам академика, следует еще учесть и то, что соединение Сахалина с материком позволяет «увидеть будущее транспортное кольцо вокруг Японского моря, соединяющее Корею и Японию тоннелем, а Японию с Россией — через Сахалин». Эта идея, в свою очередь, может стать одной из ключевых для обсуждения на будущем саммите АТЭС во Владивостоке.

Дата: 22.06.2010
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 3-4(83)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!