Современным технологиям тоннелестроения посвятили семинар в Сочи

1 стр. из 1

Под девизом «Безопасность, качество и надежность при строительстве автодорожных тоннелей» 27–29 апреля прошел в Сочи III Международный семинар «Современные технологии при строительстве тоннелей и искусственных сооружений». Организаторы: Министерство транспорта РФ, Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), ФГУ «Дирекция по строительству и реконструкции автомобильных дорог Черноморского побережья» (ДСД «Черноморье»), Тоннельная ассоциация России.

Международный статус мероприятия подтвердило участие представителей стран ближнего и дальнего зарубежья: Украины, Казахстана, Беларуси,  Испании, Италии, Германии, Австрии и Японии.

Среди крупных и известных всей России специализированных предприятий и организаций, приславших на семинар своих представителей, можно назвать ФДА «Росавтодор», «Бамтоннельстрой», «Тоннельдорстрой», «Тоннельный отряд №44», «Ленметрогипротранс», «Транстоннельстрой», «Мостовик», «Корпорация “Трансстрой”», ФГУП «УС-30», «Мосинжпроект», «Алматыметрокурылыс», «Казметрострой», «Минскметропроект» и др.

В программе семинара было заявлено более двух десятков докладов, а в число спикеров входили: директор ФГУ ДСД «Черноморье» Владимир КУЖЕЛЬ, заместитель председателя правления Тоннельной ассоциации России Борис КРОХАЛЕВ, генеральный директор СРО НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» Сергей АЛПАТОВ, заместитель начальника управления ФДА «Росавтодор» Борис КУТЬКО. Что касается представителей зарубежья, то, например, с докладом выступил Альберто АБЕЛЬЯ, советник правительства Астурии (Испания) по вопросам безопасности в тоннелях.

Владимир Кужель: «С учетом значимости тоннельного строительства»

В приветствии участникам III Международного семинара «Современные технологии при строительстве тоннелей и искусственных сооружений» директор ФГУ ДСД «Черноморье» Владимир КУЖЕЛЬ отметил, что мероприятие проводится в Сочи не первый раз именно потому, что город получил высокий статус столицы Олимпиады-2014.

«Сочи стал развиваться быстрыми темпами, — подчеркнул Владимир Кужель. — В последнее время здесь начато строительство по всем возможным направлениям. Во многих районах города обновляется инженерная структура, реконструируются и строятся новые отели, а также строится новый и модернизируется старый морской порт, получают свое развитие железнодорожные пути, автодороги и магистрали с большим количеством транспортных развязок и тоннелей».

Что касается тоннелей, то, по словам директора ДСД «Черноморье», при их строительстве все больше применяются инновационные технологические решения. «Новые объекты оснащаются необходимыми системами: вентиляционными, сигнализационными, теленаблюдения, автоматического управления, резервного электроснабжения, — продолжил Владимир Кужель. — Особое внимание уделяется вопросам экологии, в частности, строительство объектов не начинается без экологических и государственных экспертиз. Для эксплуатации построенных дорог и сооружений строятся также новые инженерно-производственные здания».

В целом же, как подчеркнул директор ДСД «Черноморье», на модернизацию транспортной инфраструктуры Сочи, которая должна быть завершена к началу игр, обращено особое внимание Международного олимпийского комитета. На реализацию программы «Строительство олимпийских объектов и объектов, обеспечивающих их функционирование» при этом отведены сжатые сроки, исходя из чего Министерство транспорта РФ и Федеральное дорожное агентство определили приоритетные задачи, которые Владимир Кужель сформулировал следующим образом: «Строить быстро, но без потерь в качестве и при четком взаимодействии всех межотраслевых структур в организации строительства объектов, включенных в концепцию развития транспортной инфраструктуры олимпийской столицы».

На открытии семинара Владимир Кужель, которому было предоставлено первое слово, подробно осветил и непростые проблемы, возникшие при строительстве автодорожных объектов в Сочи, реализуемых Минтрансом РФ на средства федерального бюджета. В соответствии с программой, утвержденной Правительством России, ДСД «Черноморье» ответственно за десять объектов. Один из них — автодорожный обход города Сочи — уже введен в эксплуатацию в декабре прошлого года. Девять сейчас находятся в работе: по семи непосредственно начато строительство, а по двум заканчивается экспертиза, к строительству запланировано приступить во втором полугодии 2010 г.

По свидетельству Владимира Кужеля, реализацию федеральных проектов серьезно тормозят выявившиеся на практике бюрократические препоны в вопросах предоставления земли — до сегодняшнего дня полностью она не предоставлена ни по одному объекту. Нелегко решаются вопросы с переселением людей из мест намеченного строительства, а также с оценкой и инвентаризацией их недвижимого имущества и т. д.

Проблемы создает и плотная застройка в черте города (школы и другие социально значимые объекты), а также плотно сконцентрированные коммуникации. При том что обозначенные сроки строительства, по словам директора ДСД «Черноморье», изначально сжаты как минимум в полтора-два раза по сравнению с ранее принятыми российскими нормативами, они «сжимаются все более и более».

Строители же в лице подрядных организаций, как подчеркнул Владимир Кужель, на сегодняшний день проявляют себя достойно и дополнительных проблем не создают. Так, по самому крупному автодорожному объекту, дублеру Курортного проспекта, все деньги освоены до копейки. Тема реализации этого проекта прозвучала особо актуально, поскольку общая протяженность тоннельных выработок здесь составляет 27 км.

«Что же касается факта самого проведения семинара, то переоценить его сложно», — сказал Владимир Кужель, сделав акцент на уникальности этого специализированного мероприятия, по масштабам и профессиональному уровню сопоставимого только с мероприятиями Тоннельной ассоциации России в Москве.

Директор ДСД «Черноморье» от лица Минтранса РФ также сообщил о грядущем увеличении финансирования программы НИОКР и, соответственно, о возникающей возможности получения помощи под дальнейшее проведение семинара — «с учетом значимости тоннельного строительства».

Теория и практика передовых технологий

От Тоннельной ассоциации России выступил заместитель председателя правления организации Борис КРОХАЛЕВ. Спикер, в частности, отметил, что данный семинар стал для всех строителей шагом вперед, а решение об организации мероприятия было принято «в связи с большой программой строительства транспортных тоннелей для предстоящей зимней Олимпиады-2014 и общим расширением строительства тоннелей на территории России (с целью обобщения передового опыта подземного строительства и выработки рекомендаций для строительства будущих сооружений)».

От НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов», оказавшего поддержку при проведении семинара, выступил гендиректор партнерства Сергей АЛПАТОВ. Тема была обозначена как «Саморегулируемые организации и их задачи в области повышения качества работ в строительстве и сокращения сроков внедрения новых технологий, материалов и оборудования (в части их сертификации, создания и утверждения нормативной базы)». Кстати, в структуре СРО НП «ОПС» более 40% составляют предприятия и организации, занимающиеся непосредственно метро- и тоннелестроением. Докладчик обратился к присутствующим: «Что сегодня наиболее актуально в строительстве, особенно в тоннелестроении? Это, безусловно, качество СМР, которое может быть достигнуто, в первую очередь, благодаря применению современных технологий, оборудования и материалов. А чтобы использовать это, необходимо вносить изменения в действующие технические нормативы как на проектирование, так и на строительство, а также дополнять их новыми».

В подробностях Сергей Алпатов остановился на соответствующих проблемах, которые должны решаться на законодательном уровне. При этом, по его словам, именно переход на саморегулирование сегодня дает профессиональную возможность поднимать данные вопросы, обсуждать их на высшем уровне и находить оптимальное решение.

Советник правительства Астурии по вопросам безопасности в тоннелях сеньор Альберто АБЕЛЬЯ выступил с докладом «Установки и системы безопасности в тоннелях: современное состояние вопроса и взгляд в ретроспективе». Как отметил испанский специалист, в данном случае речь идет об относительно новой теме. В глобальном аспекте к развитию этого направления побудило существенное количество несчастных случаев в горных тоннелях, и в определенный момент на Западе началась «гонка» по оснащению тоннелей средствами безопасности. Сложность транспортного движения, развитие социальных запросов и, прежде всего, требование минимизировать потери вследствие происшествий постепенно привели к выработке норм и правил, которые превращают современные тоннели в высокотехничную инфраструктуру с передовыми системами управления и контроля.

Докладчик представил свой взгляд на развитие систем безопасности тоннелей с 80-х гг. прошлого века до наших дней, сравнив с развитием электроники и информатики, а также в свете достижений и исследований международных организаций, занимающихся вопросами безопасности на дорогах и в тоннелях.

Переход к теме практики тоннелестроения в Сочи начался с выступления заместителя генерального директора ООО «Бамтоннельстрой» Михаила БЕЛЕНЬКОГО, который представил доклад «Строительство тоннелей трассы Адлер — Красная Поляна (курорт «Альпика-Сервис»)». Он, в частности, уточнил для присутствующих, что на данном направлении планируются шесть тоннельных комплексов, включающих в себя:
 6 железнодорожных тоннелей протяженностью 10 823 м;
 3 автодорожных тоннеля протяженностью 6 753 м;
 3 сервисно-эвакуационные штольни протяженностью 9 663 м.
«Общая протяженность всех тоннелей на данной трассе составит 27 239 м, — сообщил Михаил Беленький. — Естественно, решение столь объемной задачи в сжатые сроки потребует использования самых современных технологий и высокопроизводительной техники. Исходя из длин тоннелей и горно-геологических условий, а также опыта строительства в данном регионе, предусматриваются две основные технологии строительства: горным способом (с использованием проходческих комбайнов и буро-взрывного метода), а также с применением современных тоннелепроходческих механизированных комплексов».

В продолжение семинара с докладом «Горно-экологический мониторинг при строительстве дублера Курортного проспекта: задачи и первые результаты» выступил директор филиала ОАО ЦНИИС НИЦ «Тоннели и метрополитены» Валерий МЕРКИН.

В других выступлениях затрагивались такие темы, как «Навигационные системы для проходческих комбайнов», «Опыт применения современных технологий облицовки при строительстве тоннелей», «Новые технологии и применяемое оборудование подземных сооружений».

Состоялись также выступления представителей компаний, которые занимаются продажей различной техники, материалов и оборудования («ПЕРИ», «Дока Рус», «Джи-трэйдинг Рус», Soilmec S.p.A., «Атлас Копко», «Херренкнехт АГ», CFT GmbH Compactfiltertechnic и др.). Так, представитель испанской фирмы ZITRON (кстати, ставшей спонсором семинара) Виктора КАСТАНЬЕДА выступил с содержательным докладом «Безопасность в тоннелях: системы эксплуатационной вентиляции». На примере чрезвычайных ситуаций, приведших к многочисленным жертвам, специалист убедительно продемонстрировал, насколько важен правильный выбор системы вентиляции. Были проанализированы различные системы эксплуатационной вентиляции, применяемые в тоннелях Испании, Франции, Германии и других западных стран.

Что же касается общих итогов мероприятия, то тут вспоминаются слова директора ФГУ ДСД «Черноморье» Владимира Кужеля, высказанные им в его официальном приветствии: «С помощью таких семинаров мы можем не только встречаться и обсуждать насущные вопросы, но и делиться опытом». И действительно, участники сходились во мнении, что III Международный семинар «Современные технологии при строительстве тоннелей и искусственных сооружений» принес профессионалам немало открытий, что, соответственно, предоставляет и новые возможности.

Дата: 22.06.2010
Сергей Александров
"Федеральный строительный рынок" 3-4(83)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!