Сергей Алпатов: «Повышение качества строительных работ – основная задача СРО»

1 стр. из 1

Поводом для новой встречи с генеральным директором саморегулируемых организаций НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» и НП «Объединение проектных организаций "ОПС-Проект"» Сергеем АЛПАТОВЫМ для «Федерального строительного рынка» стал недавно прошедший в Сочи III Международный семинар «Современные технологии при строительстве тоннелей и искусственных сооружений». Темой беседы стало решение фактически главной задачи СРО — повышение качества строительства, что, в свою очередь, требует применения передовых технологий. Заодно были затронуты и другие актуальные вопросы саморегулирования.

— Сергей Николаевич, поскольку «Объединение подземных строителей» оказало поддержку организации и проведению семинара «Современные технологии при строительстве тоннелей и искусственных сооружений», а лично Вы входили в число основных докладчиков, хотелось бы услышать Ваши комментарии по поводу значимости этого профессионального мероприятия.

— Семинар, прошедший в Сочи, — одно из немногих профессиональных мероприятий в области тоннелестроения. Семинар был, на мой взгляд, очень представительным. На нем присутствовали и проектные, и строительные организации, которые так или иначе связаны с тоннелестроением.

Насколько мне известно, никогда прежде такого количества тоннелей, как в готовящемся к Олимпиаде Сочи, не сооружалось примерно в одно время.

Сегодня Сочи — это своеобразный полигон, на котором испытывают и совершенствуют новые технологии, уникальную современную технику, различные методы проходки.

На семинаре обсуждался достаточно широкий круг вопросов: начиная с общих проблем, стоящих перед отраслью, и заканчивая техническими моментами использования тоннелепроходческих комплексов и комбайнов, крепления тоннелей, возможности использования временной обделки при расчете постоянной и т. д. Одним словом, затронут достаточно широкий спектр профессиональных проблем. И очень приятно, что этот семинар проводится уже третий год, набирает силу, на нем присутствует все больше специалистов. Аналогичных мероприятий на сегодняшний день в стране практически нет. Единственно можно сказать, что Тоннельная ассоциация России в рамках московской выставки «Подземный город» тоже проводит технические и научно-практические конференции, но там рассматривается более широкий круг вопросов. В Сочи же — более узкая тематика, что позволяет сосредоточиться на решении проблем именно строительства транспортных тоннелей.

— В одном из предыдущих интервью Вы говорили о возможной организации филиала в городе Сочи. Как сегодня обстоят дела с сочинским филиалом?

— Главная особенность выстраиваемой нами филиальной системы — специализация. Хотя мы охватываем относительно небольшой сегмент строительной отрасли, но, тем не менее, в подземном строительстве тоже достаточно много направлений. Так, филиал «Горизонтально–направленное бурение», созданный при поддержке Международной ассоциации специалистов ГНБ (МАС ГНБ), объединяет более 30 организаций, расположенных в 20 субъектах РФ. И хотя он зарегистрирован в Казани, называется не «Казанский филиал», а филиал «ГНБ».

Тоннели и метрополитены — это, пожалуй, наиболее серьезные сооружения в подземном строительстве, причем транспортные тоннели — это фактически еще одна самостоятельная категория. И, безусловно, перед тоннельщиками стоит ряд очень важных задач. Филиал, который предполагается создать в Сочи, объединит организации, сооружающие транспортные тоннели, и поможет эти задачи решить.

Наиболее острая проблема — отсутствие нормативно-технической документации на сооружение тоннелей современными механизированными комплексами. И сегодня в связи с достаточно большим объемом нового тоннелестроения, сконцентрированного в одном месте, возникает возможность привлечь внимание к этой проблеме и объединить усилия для ее устранения. Те организации, которые работают над созданием транспортных тоннелей, идею организации филиала в Сочи поддерживают. Но мы не стремимся форсировать события — нам не нужен филиал ради филиала. Его создание — процесс естественный и осознанный, он вызван необходимостью объединить усилия тех, кто занимается тоннелестроением.

— Насколько вашей практике близка сегодня тема внедрения новых технологий, главенствовавшая на семинаре?

— Внедрение современных технологий как таковое в прямые задачи СРО не входит, но одна из наших главных целей — повышение качества строительно-монтажных работ, в том числе в тоннелестроении. За счет чего эта цель будет достигаться? В первую очередь, конечно, за счет применения новых технологий. При этом так называемый человеческий фактор должен отойти на второй план, и сама технология производства работ должна обеспечивать максимальное качество. А это требует более высокой квалификации как инженерно-технических работников, так и рабочих. В Сочи сегодня особенно важно выдерживать сроки сооружения объектов, и без применения современных технологий и оборудования необходимая скорость строительства недостижима.

Вопросы новых технологий чрезвычайно важны, но они, опять же, неразрывно связаны с разработкой необходимой нормативно-технической базы. Сегодня в Сочи работают специалисты многих научно-исследовательских и проектных институтов, которые отслеживают процесс строительства, предлагают новые решения и, что очень важно, проводят соответствующий мониторинг — по «поведению» тоннелей, воздействию на окружающую среду и т. д. Проблема в том, что даже эти проектные институты сегодня не имеют универсальных нормативов, по которым они могли бы закладывать при проектировании тоннелей эти самые современные технологии. В каждом случае вопросы решаются частным порядком, а на это требуются дополнительные материальные и временные затраты.

Что касается сроков разработки новой нормативно-технической базы, то это процесс длительный. Посмотрите, как долго разрабатывались технические регламенты. А ведь практикой доказано, что это примерно 15% разработки проекта, а остальные 85% — техническое обоснование, то есть нормативно-техническая база. Я считаю, мы достаточно активно включились в работу, и в ближайшее время следует ожидать конкретных результатов.

Не стоит забывать, что нормативно-техническая база является основой для экономических расчетов. Для того чтобы знать, например, сколько будет стоить метр тоннеля при том или ином способе проходки, требуются технические нормативы, их отсутствие — это отсутствие базы для оперативного проведения расчетов, а значит, источник разногласий. Когда строят, не имея явных критериев, скажем, расходования тех или иных материалов, естественно, возникают споры. Заказчик обычно считает, что работы могут стоить дешевле, чем предлагают строители, а те ни чем не могут подтвердить свою профессиональную точку зрения.

Для строителей это очень важный момент — получить те нормы, которые имели бы определенный статус, и ни у кого бы не вызывало сомнения применение тех или иных расценок при строительстве тоннелей.

— Можно ли уже привести примеры первых успехов строительной отрасли в деле повышения качества выполняемых работ в условиях саморегулирования?

— О реальном повышении качества строительных работ за несколько месяцев, которые прошли со времени отмены лицензий, конечно же, говорить рано. Но, по крайней мере, тенденция к этому сейчас уже выражена достаточно ярко, саморегулируемыми организациями предпринимаются конкретные меры. Так, к разработке нормативно-технической базы руководство СРО НП «Объединение подземных строителей» уже привлекает организации и специалистов, которые являются непререкаемыми авторитетами в подземном проектировании и строительстве. Собственно, сейчас мы осуществляем анализ той нормативно-технической базы, которая имеется в подземном строительстве, и стараемся привлечь лучших профессионалов России — в частности, подключаем научный потенциал филиала ОАО ЦНИИС НИЦ «Тоннели и метрополитены», факультета «Метро и тоннели» Санкт-Петербургского университета путей сообщения, других научно-исследовательских институтов. Эту работу мы ведем совместно с профильными комитетами Санкт-Петербурга, ведь город тоже разрабатывает определенные нормативы, связанные с освоением подземного пространства.

На сегодняшний день по инициативе НП «Объединение подземных строителей» в комитете по транспортному строительству Национального объединения строителей организован подкомитет «Метро и тоннели». Также принято решение о создании комитета по освоению подземного пространства, который призван заниматься другими объектами подземного пространства — от канализационных коллекторов до подземных парковок, магазинов, складов. Это, прежде всего,  инструменты, через которые мы также будем решать определенные проблемы.

Мы последовательно и целенаправленно ведем работу, связанную с созданием нормативно-технической базы, привлекаем к этой работе все возможные ресурсы и заинтересованные стороны. Хотелось бы, чтобы нормативные документы, разработанные при нашем участии, стали достоянием всех организаций, занимающихся подземным строительством, и подспорьем для других СРО, в состав которых вошли такие компании. В связи с этим мы информируем другие саморегулируемые организации о той деятельности, которая ведется.

— Каковы, на Ваш взгляд, перспективы саморегулирования сегодня? От чего зависит развитие строительной отрасли?

— Мне кажется, сейчас очень многое зависит от национальных объединений СРО. От того, как они построят работу своего аппарата, какие задачи посчитают первоочередными, насколько будут прислушиваться к мнению своих членов, зависит, по какому пути будут двигаться участники этих объединений, то есть саморегулируемые организации. Думаю, что это именно та сила, которая способна приблизить перемены в строительной отрасли как в законодательном плане, так и в нормативном. Мы в этом направлении уже достаточно активно сотрудничаем с Национальным объединением строителей и Национальным объединением проектировщиков. Оказывать влияние на ход их работы НП «Объединение подземных строителей» и НП «Объединение подземных строителей "Проект"» намерены через определенные инструменты. Такими на сегодняшний день являются комитеты и секции национальных объединений.

Сегодня фактически любое некоммерческое партнерство может выдавать допуски на все виды работ. В связи с этим мы постоянно говорим и пишем, что требования к СРО, которые выдают допуски на особо опасные, технически сложные и уникальные работы, должны быть особыми. Я думаю, со временем строительная отрасль к этому все-таки придет. Ведь при соответствии только чисто формальным требованиям, но без определенного опыта и наличия ноу-хау, технически сложный объект построить практически нереально.

Еще один важный момент. К сожалению, в законодательство по саморегулированию постоянно вносятся существенные изменения. Это вынуждает СРО заниматься переоформлением документации, что отнимает много времени и сил, причем время тратят не только специалисты СРО, но и сотрудники строительных компаний. Мне кажется, в ближайшее время следовало бы наложить своего рода мораторий на изменения в законодательстве по саморегулированию. Пусть оно далеко от совершенства, но пока еще рано делать какие-либо выводы, стоит спокойно поработать хотя бы год, осмыслить результаты и после этого вносить обоснованные изменения. Это позволит сэкономить время на текущей работе и заняться вопросами развития строительной области: формированием нормативно-технической базы, организацией обучения специалистов, повышением уровня требований к саморегулируемым организациям, выдающим допуски на особо опасные и технически сложные виды работ.

Дата: 22.06.2010
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 3-4(83)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!