Надежное основание для морских ворот Санкт-Петербурга

1 стр. из 1

Строительство «Морского фасада» в Санкт-Петербурге является крупнейшим в Европе проектом по образованию новых территорий в прибрежной зоне западной оконечности Васильевского острова.

План развития вновь образованной территории общей площадью  476,7 га предусматривает строительство специализированного Морского пассажирского порта, объектов транспортной инфраструктуры, а также коммерческой и жилой недвижимости. При этом динамика реализации столь масштабного проекта диктует весьма сжатые сроки освоения территорий, созданных на основе технологий гидронамыва.

Компания ООО «КАРСТ» была привлечена УК «Морской фасад» в качестве специализированной организации для выполнения работ по устройству свайных оснований и глубинной консолидации грунтов под объекты строительства инфраструктуры Морского пассажирского порта.

Отметим, что новые намывные территории обладают переменной мощностью песчаных масс от 4 до 9 м, уложенных на природное дно Финского залива. Причем верхняя зона намытых грунтов, согласно инженерно-геологическим изысканиям, состоит из крупных песков, которые далее подстилаются обводненными песками средней крупности и супесями с включением растительных остатков в нижней зоне, т. е. вблизи естественного морского дна. Уровень грунтовых вод переменный и соответствует зеркалу воды Финского залива.

В мировой строительной практике, как известно, для инженерной подготовки территории широко применяются технологии ускоренной консолидации и укрепления скелета намывных грунтов. На новых территориях данные работы следует выполнять до начала строительства зданий, сооружений и объектов транспортной инфраструктуры. Такая последовательность выполнения работ позволяет предотвратить или же сократить сверхнормативные осадки поверхности, опасность которых возможна и по завершении намыва территории.

Специалистам ООО «КАРСТ» заказчик определил следующую задачу: в составе инженерной подготовки участка для строительства третьего пускового комплекса Морского порта произвести дополнительную консолидацию намытого грунтового массива с целью увеличения плотности сложения и обеспечения равномерности его несущих свойств.

Для производства работ выбрали метод глубинного виброуплотнения толщи намывных песков (виброфлотацию) и устройство в грунтовом разрезе армирующих колонн из щебня, которые опираются на прочные подстилающие слои. Глубина заложения колонн — до 28 м.

Техническими консультантами ООО «КАРСТ» в выборе методики производства работ выступили специалисты компаний APE Holland и геотехнической лаборатории из города Делфт (Нидерланды), которые в свое время разработали и успешно применили аналогичную методику на строительстве нефтеналивного терминала в городе Фуджейра (ОАЭ). Для выбора оптимальных технологических параметров и получения экспериментальных данных, необходимых для разработки рабочего проекта инженерной подготовки территории, были выполнены опытные работы на выделенном для этих целей участке размером 50 х 50 ( в метрах). В процессе опытных работ был определен необходимый шаг расположения точек виброфлотации, подобраны режимы работы комплексов вибрационного оборудования. Кроме того, была проверена методика контроля над параметрами уплотнения грунтов на основе данных статического зондирования и геодезических наблюдений за отметкой уровня поверхности намывной территории.

Стоит подчеркнуть, что массовые работы по глубинному виброуплотнению на территории третьего пускового комплекса Морского портового терминала общей площадью 8,7 га были выполнены компанией в период с ноября 2009 г. по апрель 2010 г.

В результате выполненных работ рыхлые обводненные пески в инженерно-геологическом разрезе намывной территории были уплотнены до состояния песков плотных или средней плотности, о чем свидетельствует лобовое сопротивление в пределах от 10 до 30 МПа при продавливании зонда в процессе контрольного статического зондирования грунтов, а толща намывных грунтов приобрела равномерные несущие свойства. При этом средняя осадка поверхности территории, образовавшаяся в результате работ по вибро-флотации, составила 40–50 см.

Качественное выполнение работ
в сложных погодных условиях стало возможным благодаря применяемым ООО «КАРСТ» современным
и мощным комплексам оборудования
в составе вибропогружателей
и гидравлических силовых модулей производства компании APE (США). Аналогичное оборудование с успехом применяется компанией для погружения тяжелых стальных шпунтов, выпускаемых заводом ArcelorMittal (Люксембург), на многих объектах строительства в Санкт-Петербурге.

Компания «КАРСТ» также выполнила работы на территории Морского пассажирского порта по устройству свайных оснований из буронабивных свай под тремя строящимися зданиями морских вокзалов и зданием оформления перевозок автотранспорта.

Толща намывных грунтов и песков основания морского дна Финского залива подстилается илами и текучими тиксотропными грунтами со слабыми несущими свойствами. Опорные грунты для свай в данном районе залегают на глубинах от 28 до 45 м и представлены отложениями в виде суглинков или глин пылеватых с величиной модуля деформации до 180 кг/кв. см, которые подтвердили несущую способность до 230 тс при испытаниях грунтов статической нагрузкой буронабивными сваями. Во избежание негативного технологического влияния на сооружения причалов и анкерных стенок были применены щадящие технологии устройства буронабивных свай FUNDEX и VIBRO. При этом значительная часть свай по технологии VIBRO диаметром до 630 мм и длиной до 46 м была выполнена с использованием стальных обсадных труб. В конструкции свай они были использованы в качестве несъемной опалубки, что предупредило проникновение бетона в толщу слабых тиксотропных грунтов. Кстати, технология VIBRO предусматривает погружение стальной трубы-оболочки необходимой длины до проектной отметки с помощью вибропогружателя, а также последующую выемку шнеком грунтовой пробки из внутреннего объема обсадной трубы, затем установку арматурного каркаса и бетонирование.

Следует отметить, что буронабивные сваи, изготавливаемые по технологиям VIBRO или TUBEX, применяют в сложных грунтовых условиях, а также при наличии в инженерно-геологическом разрезе обширных напластований тиксотропных грунтов и горизонтов с напорными грунтовыми водами. Они же при этом могут стать причиной перерасхода бетонной смеси при бетонировании ствола сваи или вымывания цемента из свежеуложенного в скважину бетона.

Как показывает опыт, все специализированные работы в сложных грунтах требуют детальной технологической проработки и системного подхода. И лишь предприятия, обладающие значительным и успешным опытом выполнения таких задач, гарантируют обеспечение высокого качества работ на объектах. Безусловно, проведение большого объема работ нулевого цикла на строительстве комплекса сооружений для Санкт-Петербургского Морского порта на Васильевском острове стало для специалистов ООО «КАРСТ» новой ступенью профессионального роста и подтвердило готовность к участию в реализации проектов самого высокого уровня и степени сложности.

Дата: 08.07.2010
Алексей Берендеев
"Петербургский строительный рынок" 6-7(127)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!