Инженерно-экологические изыскания в строительстве портовых комплексов

1 стр. из 1

Прорубив «окно в Европу», царь Петр I предопределил судьбу и облик Санкт-Петербурга как морской столицы государства российского. На исходе же XX в. политические и общественно-экономические преобразования в нашей стране и в Европейском союзе привели Россию к необходимости ускоренного строительства здесь, на Балтике, мощных портовых комплексов — в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России».

Разумеется, строительство в акватории Финского залива портов и терминалов международного уровня сопряжено с обострением в регионе экологических проблем, т. к. столь крупные многоуровневые объекты не могут не оказывать негативного воздействия на окружающую среду как в процессе строительства, так и при их эксплуатации. Тем более что на побережье расположены особо охраняемые природные территории — заказники.

Однако минимизация экологического ущерба возможна при условии тщательного выполнения экологических изысканий на предпроектной стадии строительства портового комплекса, а также постоянного экологического мониторинга в период строительства и эксплуатации порта. Следует вовремя определить самые уязвимые составные окружающей среды и предусмотреть все компенсирующие меры и защитные мероприятия. А последующий мониторинг непременно выявит негативные тенденции и аварийные ситуации, что позволит вовремя их ликвидировать.

Портовые комплексы строятся и функционируют на границе суши и водной среды, воздействуя одновременно на их природный потенциал. Соответственно расширяется и объем экологических исследований. Кроме работ по оценке состояния почв, атмосферы, грунтовых вод, растительного и животного мира на суше, необходима и оценка состояния вод-ной среды, донных отложений, морских биоценозов, а также возможного ущерба рыбному хозяйству.

Таким образом, комплексные экологические изыскания позволяют оценить степень устойчивости экосистемы и вовремя предусмотреть охранные и компенсирующие мероприятия. Заметим, что при проектировании портовых комплексов следует учесть и «болевые точки» экологических цепей. Это позволит максимально снизить их негативное воздействие на экологическую обстановку и составить оптимальный план ликвидации возможных аварийных ситуаций.

Отметим, что воздействия на окружающую среду, которые возникают при строительстве портового комплекса, могут быть как технологически обусловленные (объективно возникающие при проведении работ), так и не обусловленные (возникающие при отступлениях от проектных решений или при невыполнении экологических требований). Для своевременного выявления таких воздействий и в соответствии с российским природоохранным законодательством, а также нормативно-правовыми документами должен осуществляться производственный экологический мониторинг и контроль (ПЭМиК).

Концепция ПЭМиК представляет собой систему из двух составляющих: производственного экологического мониторинга (ПЭМ) и производственного экологического контроля (ПЭК).

Основные цели ПЭМ: получение достоверной информации о состоянии окружающей среды на строительной площадке, оценка изменений, прогнозирование последствий таких изменений, а также предоставление рекомендаций по нейтрализации негативного воздействия на окружающую среду.

Основная цель ПЭК: обеспечение исполнения в процессе строительства объекта проектных природоохранных мероприятий по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Многолетний опыт Российского гео-экологического центра позволяет определить основные экологические нарушения, зафиксированные при строительстве и эксплуатации портовых комплексов на Балтике.

Нарушения Земельного кодекса:
 несанкционированные выемки грунта и проезды, повреждения почвенного покрова тяжелой техникой;
 загрязнение и деградация почв за границами отведения (пролив ГСМ, захламление строительно-бытовыми отходами).
Нарушения Лесного кодекса:
 несанкционированные вырубки;
 оставленная в лесной зоне выруб-ленная древесина;
 оставленные в лесной полосе строи-тельно-бытовые отходы.
Нарушения Водного кодекса:
 нарушение гидрологического режима (подтопление) на участках подъездных дорог и трубопроводов;
 ослабление береговых зон на участках переходов (оврагообразование);
 загрязнение водоемов.
Нарушение в обращении с отходами:
 отсутствие мусоросборников, туалетов, оборудованных площадок для хранения ГСМ и заправки техники.
Ответственность за вышеперечисленные нарушения несет генеральный подрядчик или заказчик объекта.
Следует помнить, что качественное экологическое обоснование проекта строительства портового комплекса и жесткий экологический контроль над производством строительных работ позволят избежать затрат на ликвидацию экологических аварий и катастроф и сохранить авторитет предприятия-заказчика.

 

Дата: 08.07.2010
Андрей Горький
"Петербургский строительный рынок" 6-7(127)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!