Беломорский порт на пути к экологическим стандартам. Экологическая безопасность как конкурентное преимущество

1 стр. из 1

Компания ЗАО «Беломорский порт» ставит своей целью создать в Белом море современный конкурентоспособный порт, соответствующий самым строгим международным экологическим стандартам. Об этом нам рассказал первый заместитель генерального директора компании А. А. ДЖАБАСОВ.

— Аскар Аменович, современные природоохранные технологии — удовольствие не из дешевых. Вместе с тем уже в проекте строительства Беломорского порта вы ориентируетесь на соблюдение самых строгих международных экологических стандартов.

Не отразятся ли дополнительные затраты на инвестиционной привлекательности проекта в целом?

— Конечно, отразятся, причем исключительно благоприятным образом. Во-первых, такой подход создает Беломорскому порту репутацию серьезного и цивилизованного делового партнера, а деловая репутация — солидное конкурентное преимущество. Во-вторых, та масштабная экологическая катастрофа, которая на наших глазах разворачивается в Мексиканском заливе, неоспоримо свидетельствует о том, что производственная деятельность в морской зоне должна обеспечиваться самыми современными природоохранными технологиями. В противном случае последствия техногенных аварий могут быть очень тяжелыми и непредсказуемыми.

Наконец, в-третьих, на прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме, где мне довелось побывать в числе приглашенных, эксперты и бизнес-сообщество, а также ведущие мировые политики постоянно увязывали в единое и неделимое целое инвестиции и инновации. В современной экономике одно неотделимо от другого. И для руководства Беломорского порта инновации — это не только современные производственные технологии и подходы в сфере логистики, но и надежные решения в области экологической безопасности, основанные на самых последних научных достижениях.

— Будет ли учтен опыт других российских портов при проведении мероприятий по защите экологии в Беломорском порту?

— Да, мы обязательно учтем опыт и российских, и зарубежных портов, причем как положительный, так и отрицательный. Во многих портах выработали свой ресурс и морально устарели очистные сооружения, а где-то их просто никогда не было, пришла в негодность ливневая канализация и т. д. В результате такого безответственного, а я считаю, преступного способа хозяйствования оказалась под угрозой исчезновения экосистема Балтийского моря. Очень неблагоприятная ситуация сложилась на Черном и Кас-пийском морях. Наша задача изначально, еще на стадии проектирования, учесть все организационные и технические аспекты строительства и использования очистных и водоотводных сооружений, мусороперерабатывающего и другого специального оборудования. Мы просто обязаны свести к минимуму ущерб, который может нанести экологии деятельность порта. Кроме того, Беломорский порт будет сертифицирован на соответствие требованиям ISO 14001:2004 «Система экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Далеко не все порты в России прошли такую сертификацию, кстати, не только в России, но и в мире.

— А в чем конкретно будут заключаться природоохранные мероприятия?

— Система природоохранных мероприятий в Беломорском порту будет основана на четырех базовых направлениях — это:
 защита атмосферного воздуха;
 защита акватории Белого моря от льяльных вод, нефтяных разливов и сточных вод, образующихся в результате общехозяйственной деятельности порта;
 создание программы по управлению портовыми отходами;
 экологический мониторинг и контроль, которые будут проводиться с целью заблаговременного выявления отклонения работы порта от запланированных показателей.

— Защита акватории — это понятно, но есть ли необходимость выделять в целое направление защиту атмосферного воздуха? С чем это связано?

— Это связано со спецификой груза. Дело в том, что Беломорский порт планируется использовать в основном для перегрузки угля, а при проведении этого вида работ неизбежно пыление. Поэтому атмосферный воздух необходимо защищать от пыли. Для этого, в частности, рассматривается вопрос об установке по периметру угольного склада ветро-пылезащитного ограждения высотой, превышающей высоту складских штабелей, — около 20 метров. Исключить выбросы пыли от открытых штабелей планируется с помощью современных систем орошения груза. У специалистов зарубежных и отечественных портов наработан большой опыт использования как стационарных, так и передвижных средств орошения с ручным, дистанционным и автоматическим управлением. В зданиях пересыпных станций, вагоноопрокидывателя и станции погрузки вагонов планируется установить системы аспирации, вентиляции и пылеуборки. Для снижения пыления при погрузке угля на судно предполагается на спускной трубе судопогрузочной машины использовать специальное устройство, снижающее скорость падения груза и предотвращающее пылеобразование. Такие устройства успешно используются во многих портах мира.

Строительство перегрузочного комплекса будет производиться на основе современного оборудования. В технических условиях на поставку оборудования должно быть предусмотрено наличие стационарной системы контроля концентрации пыли в атмосфере. Система с помощью датчиков, расположенных на оборудовании и на территории промплощадки комплекса, в случае превышения значения ПДК пыли должна автоматически подавать сигнал тревоги и прекращать технологическую операцию.

— А как вы планируете защищать акваторию, ведь деятельность порта сама по себе неизбежно загрязняет море? Ожидаются ли какие-то нововведения  в решении этого вопроса?

— Для защиты от загрязнения акватории порта в составе портового флота пред-усмотрены судно-сборщик льяльных и фекальных вод, судно-нефтемусоросборщик. Здесь ничего нового придумывать не надо, главное каждодневно должным образом исполнять эту нужную работу. И, конечно, весьма важно установить разумные тарифы на эти портовые услуги, чтобы капитанам судов было «по карману» оставлять судовые отходы для переработки у нас в порту, а не сбрасывать их в море.

Разветвленная сеть хозяйственно-бытовой и ливневой канализации свяжет в единую сеть причалы и хозяйственные службы порта с очистными сооружениями, строить которые будет стратегический партнер проекта — ЗАО «СМУ 303» — передовое предприятие, делающее ставку на инновационные технологии и современный менеджмент.

Комплекс очистных сооружений планируется возводить по блочно-модульному принципу, что позволит при необходимости увеличивать его производительность без значительных затрат. Каждый вид стоков (ливневые, фекальные, льяльные, общехозяйственные) с учетом его происхождения будет очищаться до рыбохозяйственных нормативов. Современные технологии позволяют это сделать. Одновременно с вводом порта в эксплуатацию начнет свою работу лаборатория экоаналитического контроля, которая будет вести постоянный технологический контроль над работой очистных сооружений, воздействием деятельности порта на атмо-сферный воздух и состоянием акватории, почв и качества питьевой воды.

— Вы упомянули о программе управления портовыми отходами. В чем конкретно она заключается?

— Разрабатывая программу управления портовыми отходами, мы стремимся создать эффективную систему сбора судовых и портовых отходов, которая не вызовет ненужного простоя судов в порту и будет использовать техническое оборудование в соответствии с современными требованиями. Одновременно мы обеспечим деятельность сооружений по очистке загрязненных вод в Беломорском порту в соответствии с требованиями по охране окружающей среды. Выполнение данной программы будет мотивировать судовладельцев использовать береговые приемные установки в Беломорском порту вместо того, чтобы нелегально сбрасывать отходы в море.

К сожалению, сегодня город Беломорск не имеет достаточно развитой городской инфраструктуры, которая смогла бы удовлетворить планируемые потребности Беломорского порта в части мусоропереработки. Поэтому для твердых бытовых отходов предусмотрено строительство специального полигона, а в перспективе — современного мусоросжигательного завода с установкой оборудования для бездымного сжигания. Завод будет обслуживать не только порт, но и город Беломорск, что в целом улучшит экологию края, к тому же создаст новые рабочие места.

— Предусмотрены ли меры на случай внештатной ситуации, например, пожара?

— Для обеспечения пожарной безопасности в порту будет создано специализированное противопожарное подразделение, численность и вооружение которого в настоящий момент определяется; причальные сооружения будут оборудованы современной автоматической системой пожаротушения, которая способна мгновенно обнаружить и в течение короткого времени автоматически потушить пожар любой степени сложности.

— Аскар Аменович, сейчас экономика страны переживает кризис. Может быть, разумней отложить строительство, скажем, дорогостоящих очистных сооружений до лучших времен?

— Наоборот, неразумно видеть в стремлении соответствовать самым высоким экологическим стандартам одни лишь финансовые издержки. Ведь даже в период экономического кризиса мы не испытываем недостатка в инвестиционных предложениях. В этом нет ничего удивительного. На сегодняшний день крупные российские экономические проекты рассматриваются ведущими западными инвесторами как весьма выгодный сектор для финансовых вложений. И это нашло свое наглядное подтверждение на Петербургском международном экономическом форуме. Что же касается нашего проекта, то срок его окупаемости, даже по самым осторожным прогнозам, составляет всего 8,5 лет.

Поэтому как для инвесторов, так и для государственных интересов России во главу угла следует ставить надежность работы и безопасность порта для уникальной экосистемы Белого моря. Не говоря о том, что реконструкция устаревших очистных сооружений впоследствии обойдется дороже, чем проектирование и строительство современных комплексов. Как гласит народная мудрость, не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня, причем технологичней и эффективней.

Мы рассчитываем построить порт с замкнутым хозяйственным циклом. Это позволит свести к минимуму антропогенный и техногенный ущерб от деятельности порта и в то же время даст возможность инвесторам оптимизировать финансовые вложения в мероприятия по защите экологии.

Дата: 08.07.2010
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 6-7(127)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!