«Северный поток» дошел до Балтики

1 стр. из 1

Проект создания международного Северо-европейского газопровода Nord Stream вступил в завершающую и, безусловно, самую сложную фазу — строительства морской части трубопроводной магистрали.
В Выборге 9 апреля состоялась символическая сварка труб для соединения сухопутной и морской частей газопровода. В торжествах, посвященных этому событию, принял участие Президент РФ Дмитрий Медведев.

Открывая церемонию начала строительства морской части «Северного потока» (Nord Stream), который пройдет по дну Балтийского моря из бухты Портовая до германского порта «Грайфсвальд», Дмитрий Медведев отметил, что уже на сегодняшний день европейские соседи нашей страны потребляют порядка 140 млрд куб. м газа в год, и потребность в голубом топливе продолжает расти.

По оценкам экспертов, суммарное потребление газа в странах ЕС в течение ближайших двадцати лет превысит 500 млрд куб. м в год. Это обусловлено как экономическим, так и экологическим факторами. Природный газ по сравнению с альтернативными видами топлива имеет самый низкий уровень выброса CO2 (на 50% ниже, чем, например, уголь). В соответствии с докладом Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата, природный газ играет ведущую роль при переходе к энергетике будущего, основанной на использовании водорода и возобновляемых источников энергии.

Таким образом, задуматься о возможных логистических схемах целесообразно уже сегодня.

Строительство трубопровода «Северный поток», соединяющего напрямую европейских потребителей с газоносными регионами России, позволит решить проблему транспортировки минимум 55 млрд куб. м голубого топлива и снизить стоимость, учитывая отсутствие транзитных государств, а также минимизировать политические риски.

«Строительство "Северного потока" — это не только крупный транснациональный коммерческий проект, но это еще и наш вклад в общее решение экологических и климатических проблем, причем не только регионального, но и глобального масштаба. Увеличение доли газа в энергетическом балансе Европы позволит сократить выбросы загрязняющих веществ и, что особенно важно, без ущерба для экономики достигнуть целей программы по борьбе с изменениями климата», — подчеркнул Дмитрий Медведев.

«Северный поток» также является ключевым звеном в обеспечении глобальной европейской энергетической безопасности и системным проектом в энергодиалоге России и Европейского союза, о чем ярко свидетельствует присвоение ему особого статуса — трансевропейской энергетической сети (Trans-European Energy Networks — TEN-E), что обозначает его как «приоритетный проект, отвечающий интересам всей Европы». Совместная компания с участием ОАО «Газпром» (51%), E.ON Ruhrgas (20%), BASF/Wintershall (20%) и Nederlandse Gasunie (9%), отвечающая за предпроектные исследования, разработку и строительство морской части трубопровода, была создана в 2005 г. Параллельно, для соединения его с сетями Единой системы газоснабжения России (ЕСГ), в декабре того же года было начато строительство сухопутного участка СЕГ (Северо-европейский газопровод) по маршруту Грязовец — Выборг.

На сегодняшний день строительство сухопутной части СЕГ фактически завершено, дело — за морской составляющей. Ожидается, что первая линия трубопровода будет запущена в эксплуатацию уже в следующем году. А на полную мощность — 55 млрд куб. м газа в год — газопровод выйдет в 2012 г. Суммарно инвестиции в строительство должны составить около 7,4 млрд евро: 30% внесут акционеры компании Nord Stream, а 70% составят заемные средства, на получение которых уже заключены контракты с 26 банками разных стран.

«Данный газопровод обеспечит надежное снабжение топливом европейских потребителей, причем снабжение по приемлемым, разумным ценам, ну и, конечно, убережет от проблем, связанных с несовершенством действующей нормативной базы, в том числе по транзиту газа. Создана очень хорошая основа для российско-европейской кооперации в будущем. Я уверен, что газопровод Nord Stream станет еще одним связующим звеном между Россией и Европой. Его строительство отвечает нашим долгосрочным целям и целям развития наших национальных экономик. Он откроет возможности для развития транснациональных энергетических структур и совместной разработки газовых месторождений, позволит загрузить производственные мощности, а самое главное — создать новые рабочие места и в Российской Федерации, и в странах Евросоюза», — добавил глава России.

Дмитрия Медведева поддержала в своем видеообращении и канцлер Германии Ангела Меркель:
— Участие в проекте «Северный поток» — это равноправное сотрудничество, равноправная кооперация и партнерство, так как предоставляет взаимовыгодные условия обеим сторонам. Хочу подчеркнуть, что это не политический, а экономический многонациональный проект, уже на текущем этапе связанный с огромными усилиями, вложенными в него всеми участвующими компаниями. Изготовление труб, их изоляция, прокладка — все это масштабная инженерная задача, решенная силами коммерческих предприятий, задействованных в проекте, которым я хочу высказать свою благодарность и поздравления.

Интересно отметить, что строительство газопроводной системы Nord Stream в Балтийском регионе потребовало создания специальной логистической инфраструктуры, включающей заводы по бетонированию, складские терминалы, а также порты для погрузки и отгрузки труб. Что, впрочем, не удивительно. О масштабности «Северного потока», протяженность морской части которого составит 1 220 км, красноречиво могут сказать такие цифры: каждая из двух параллельных ниток трубопровода будет состоять из 100 тыс. труб длиной 12,2 м. Внешний диаметр труб — 1 153 мм, рабочее давление — до 220 бар. Вес каждой трубы составит около 12 тонн, а после нанесения утяжеляющего покрытия увеличится почти вдвое. По оценкам специалистов, суммарный вес построенного трубопровода достигнет 4,3 млн тонн!

Проходя по морскому дну, газопровод Nord Stream на некоторых участках будет заглублен в траншеи и засыпан гравийной породой для достижения глубины не менее 14 м на всей трассе. Особое внимание планируется уделить заглублению трубопровода в районах интенсивного судоходного трафика во избежание риска повреждения газопровода корабельным якорем. Сам процесс монтажа газопровода будет выполняться с помощью специально оборудованных трубоукладочных судов, на которых отдельные секции труб свариваются в единую нитку трубопровода. Каждый сварочный шов будет проверен методом неразрушающего ультразвукового контроля.

После выполнения монтажных соединений по закрытию сварных швов устойчивыми к коррозии термоусадочными манжетами и полиуретаном трубопровод будет опускаться на дно Балтийского моря. Периодически с помощью аппаратов с дистанционным управлением будет производиться мониторинг опускания трубной плети с целью контроля и подтверждения позиции газопровода на дне.

Помимо интернационального экономического взаимодействия, не менее интересен опыт предпроектных исследований для мировых экологических организаций. Трансграничный проект Nord Stream регулируется международными конвенциями и национальными законодательствами стран, через воды которых он пройдет (Россия, Финляндия, Швеция, Дания и Германия).

Возможный коридор укладки газопровода изучался около пяти лет, чтобы сделать его максимально прямым и обойти при этом все известные места наличия боеприпасов (например, затопленные в Балтийском море боеприпасы, конфискованные союзными державами у Германии после окончания Второй мировой войны). Началу строительства газопровода Nord Stream предшествовали работы по очистке коридора безопасности и якорного коридора вдоль трассы газопровода.

В ходе этих операций было обнаружено около 80 обычных боеприпасов, которые планируется обезвредить с применением современных, экологически щадящих технологий. По крайней мере, в тех зонах, где соответствующие работы будет выполнять британская компания ВАСТЕС, использующая в таких случаях устройства для отпугивания рыбы и тюленей и другие подобные современные экологические наработки.

В целом при реализации проекта Nord Stream экологической безопасности региона Балтийского моря уделялось особое внимание. Необходимо было скорректировать прокладку газопровода в экологически чувствительных или запретных зонах, в местах прохождения важных судоходных маршрутов, в зонах традиционного нереста рыб. Важно, что проделать такую работу удалось благодаря привлеченным негосударственным средствам. Было исследовано порядка 40 тыс. км морского бассейна, и данные исследования стали самыми крупными в истории Балтийского моря. На этом акцентировал внимание в своем выступлении бывший канцлер Германии, а ныне генеральный директор компании Nord Stream Герхард Шредер.

В частности он сказал: — Мы, кто занимался продвижением этого проекта, всегда отдавали себе отчет в том, что Балтийское море представляет собой особую экосистему, поэтому нашей целью было максимальное снижение негативных воздействий на окружающую среду. Было потрачено более 100 млн евро на самые масштабные за последнее время экологические исследования. И все участники этого проекта имеют полное право гордиться тем, что нам удалось найти сложное технологическое решение для того, чтобы реализовать проект с использованием самых современных технологий и без ущерба для экосистемы бассейна.

Проект Nord Stream является стыком между системами газоснабжения России и Европы, поэтому здесь, в бухте Портовая, мы осуществляем символическую стыковку этих газовых сетей. Здесь, неподалеку от Петербурга, который еще Петром Великим был назван «окном в Европу», мы открываем еще одно окно, даже, наверное, ворота, в Европу из России.

Дата: 08.07.2010
Вадим Ежов, Яна Карева
"Петербургский строительный рынок" 6-7(127)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!