Строители в новой системе координат

1 стр. из 1

Четкая координация работы строительной отрасли зависит от того, насколько сами участники рынка сумеют консолидироваться и наладить диалог с государством, а также с общественными организациями, которые оказывают влияние на рынок недвижимости и производства стройматериалов. Таков основной вывод, который был сделан в Санкт-Петербурге на II Всероссийском съезде саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Министр регионального развития России Виктор Басаргин в своем выступлении выразился предельно четко: «Важную роль в становлении института саморегулирования должно сыграть само строительное сообщество, которое в итоге должно стать институтом гражданского общества, отстаивающим интересы отрасли».

Президент некоммерческого партнерства «Нострой» Ефим Басин на II Всероссийском съезде саморегулируемых организаций в строительстве уточнил, что переход строительной отрасли к саморегулированию — это свершившийся факт, с которым приходится считаться как федеральным, так и региональным властям.

По подсчетам Е. Басина, в России уже создано более 400 саморегулируемых организаций (СРО), которые обеспечили допуск на рынок свыше 80 тыс. строительных, проектных и изыскательских компаний, а также и трем национальным объединениям СРО. Общий компенсационный фонд организаций составляет более 20 млрд рублей. Вне системы саморегулирования остались компании, выполняющие работы, которые не влияют на безопасность объектов капитального строительства.

Пора почистить перышки

Как подчеркнул Е. Басин, уже ощутимы первые положительные результаты саморегулирования: отрасль избавилась от десятков тысяч фирм-однодневок, которые паразитируют на несовершенстве законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд, не платят налоги, нарушают миграционное законодательство, а также обналичивают финансовые средства через строительство.

Аналогичный вывод прозвучал на II Всероссийском съезде СРО в строительстве и из уст других представителей системы саморегулирования. В частности, председатель правления НП СРО «Самарская гильдия строителей» Любовь Аристова сказал так: «Строительная отрасль благодаря переходу на саморегулирование начала избавляться и от такого явления, как умышленное дробление бизнеса на множество малых предприятий с целью использования упрощенной системы налогообложения».

В связи с этим министр регионального развития РФ В. Басаргин в своем выступлении на съезде отметил, что переход на саморегулирование означает, что сами строительные организации готовы поддерживать «чистоту рядов», поскольку это должно сделать отрасль прозрачнее и эффективнее. Поэтому министерство готово усилить взаимодействие с СРО.

Это решение можно считать своего рода ответом на пожелание, которое прозвучало на предшествующей съезду мартовской расширенной коллегии Минрегиона РФ от заместителя Председателя Правительства РФ Дмитрия Козака.

И это не случайно: в течение 2010 г. министерству вместе с представителями СРО предстоит усовершенствовать законодательную базу для снятия лишних административных барьеров, которые мешают развиваться строительной отрасли.

В. Басаргин выразил готовность выполнить эту работу. А для укрепления взаимодействия с СРО министру регионального развития РФ было предложено возглавить координационный совет национальных объединений.

На съезде, а также в рамках X Международного конгресса по строительству IBC в своих выступлениях представители СРО из российских регионов поделились своими проблемами. Как подчеркнула заместитель председателя правительства Пензенской области Надежда Лежикова, необходимо участие строителей в выработке таких программ, которые бы стимулировали строительный рынок и помогли ему выйти из кризиса.

В Пензенской области, в частности, для этого постарались переориентировать региональные жилищные программы и рынок с валовых показателей развития на качественные и инновационные. В большинстве субъектов РФ о работе строительного комплекса судят, прежде всего, по введенным в эксплуатацию квадратным метрам недвижимости. Однако этот показатель оторван от реальных потребителей. Для качественного анализа, который позволит выработать механизмы для развития рынка, требуется более гибкий синергетический подход.

Малый бизнес просит помощи

Другая проблема — защита малого бизнеса. Президент Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) Елена Николаева говорила о необходимости стимулирования малоэтажного строительства жилья экономического класса. А тут не обойтись без координации с целым рядом правительственных программ и поправок в отечественном законодательстве.

Между тем, как сказал председатель Комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум, законодательная база и без того усложнилась: в период подготовки к переходу рынка на саморегулирование было принято 27 новых законов. Сейчас идет формирование к ним новых блоков законодательных актов и ведомственных нормативно-правовых документов, чтобы создать поле для эффективного регулирования деятельности рынка. И эта работа требует огромных усилий.

Однако объем поправок, которые хотели бы внести представители СРО в законы, так велик, что если этим процессом в СРО займутся сами, то, как заметил председатель Комитета по строительству Санкт-Петербурга Роман Филимонов, строители скоро приобретут второе образование — юридическое. И оно, если процесс пойдет в том же русле, грозит стать основным. А ведь основная задача строителей — возводить дома и объекты недвижимости. СРО должны заниматься выработкой корпоративных стандартов и контролем над их соблюдением.

А законодательство — это все-таки задача государственная. К тому же в РФ остается профильное министерство, которое курирует строительный комплекс, а для регулирования транспортного строительства существует Минтранс РФ. Поэтому, посоветовал Р. Филимонов, не стоит взваливать на СРО непосильную ношу. Надо искать способы наладить партнерство с государством как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Кроме того, в Санкт-Петербурге и Лен-области уже 47 строительных СРО. Из них в городе и области зарегистрированы только 22 организации, остальные — иногородние структуры. Разобраться, кто и по каким стандартам готов работать, Комитету по строительству Санкт-Петербурга очень сложно. Возникла проблема взаимодействия СРО между собой и с госструктурами. Без него крайне сложно проводить конкурсы по городским заказам.

С аналогичными проблемами столкнутся и при проведении тендеров на строительство федеральных объектов.

Государство помогло отрасли не умереть

В кризисный период государственные программы стали существенным подспорьем для российских строителей: благодаря им рынок РФ в целом не скатился в пропасть, а достаточно быстро стал восстанавливаться. К такому мнению пришли эксперты в сфере строительства комитета по предпринимательству Торгово-промышленной палаты РФ. В обзоре, который они подготовили для делегатов съезда, были приведены итоги работы за 2008–2009 гг.: рынок практически избежал сильного сжатия, на нем работает примерно столько же компаний, сколько в 2007–2008 гг., — более 115 тыс.

строительных организаций и 11 тыс. проектно-изыскательских фирм.

По предварительным данным, среднесписочная численность работников в строительстве (с учетом субъектов малого предпринимательства) на конец 2009 г. — 3 млн. человек, что на 7,6% меньше, чем в 2008 г. При этом среднемесячная зарплата составила 18,3 тыс. рублей, что на 1,5% ниже уровня 2008 г. В 2010 г. просроченная задолженность по зарплате была только у 104 строительных организаций. А общая задолженность из-за несвоевременного поступления денежных средств из бюджетов всех уровней и отсутствия собственных средств в строительных организациях оценивалась не более чем в 416 млн рублей, что составляет примерно 12% от общего объема просроченной задолженности наблюдаемых видов экономической деятельности. Причем, по сравнению с началом 2009 г. она снизилась на 19,7% и продолжает сокращаться.

По сведениям Минздравсоцразвития РФ, в 2010 г. только 9,5% строительных организаций провели увольнение персонала в связи с ликвидацией компаний или должностей. На Северо-Западе это коснулось только 751 организации, а в Санкт-Петербурге — свыше 7,5 тыс. строительных компаний. По оценкам комитета по предпринимательству в сфере строительства ТПП РФ, в 2010 г. в отрасли может быть уволене еще около 80,5 тыс. человек, что составляет 8,5% от общей среднесписочной численности работников предприятий. Однако многое будет зависеть от господдержки в строительстве, которая, как мы уже сказали, связана с системой госзаказов. Поэтому на II Съезде очень многих участников волновало, на каких условиях государство намерено проводить тендеры.

Смету привяжут к проекту

Как выяснилось, к 2011 г. российская система образования строительных цен кардинально изменится. Чиновники обещают, что стоимость объектов, право возведения которых государство реализует на тендерах, будет рассчитываться в реальных ценах и без коэффициентов и индексов.

Теперь предлагается отменить существующую схему федеральных и региональных «единичных расценок», которые опираются на тарифы 2000 г. Она позволяла компаниям выигрывать тендеры по одной цене, а затем, применив различные повышающие коэффициенты, обосновать значительное увеличение стоимости.

Новая схема этого не позволит. По словам директора департамента Минрегионразвития Ильи Пономарева, на первом этапе госорганы будут определять укрупненную стоимость проекта, исходя из цены уже построенных аналогичных объектов. На этой стадии госзаказчик принимает решение о финансировании. Затем рассчитывается укрупненная стоимость проектных решений. Будет установлена конкретная стоимость определенных работ (в текущих ценах и без всяких индексов), например, цена кубометра кирпичной кладки и т. д. Используя около 500 таких показателей, можно «прикинуть» стоимость объекта.

— Лезть в механику строительных работ — не государево дело. Тот же монолит можно заливать вручную, а можно мощным бетононасосом. Это дело подрядчика. Главное, что максимальная стоимость объекта уже определена. Укрупненные нормативы актуализируют в зависимости от специфики региона, — пояснил Илья Пономарев.

Между тем, попытка на практике использовать представленные сегодня укрупненные нормативы, как отмечают эксперты, фактически воспроизводит старые стандарты. Например, расценка на дверной блок основана на тех операциях, которые уже сегодня не выполняются: использование башенных кранов подъема и установки дверного блока, обивка по краям коробки толем, заливка швов битумом. Такие укрупненные стандарты в 2010 г. возвращают строителей к уровню прошлого века по технологиям, а по ценам — в 2000 год.

Другие операции описаны так, что, наоборот, необоснованно завышают стоимость строительства. Скажем, расценки на буронабивные сваи оказались основаны на проектной мощности нового оборудования, которая автоматически переносится в стандарты. В результате бурение расписано так, что итоговая расценка выросла едва ли не вчетверо по сравнению с расчетами, которые выполняются по старой методике. Как же по таким методикам составлять смету строительных работ?

К середине ноября 2010 г. в строительной отрасли должен быть составлен перечень стандартов и сводов правил, обес-печивающих выполнение технического регламента «О безопасности зданий, строений и сооружений». В нем заложено немало подводных рифов для строительных организаций.

Дата: 08.07.2010
Андрей Лазарев
"Петербургский строительный рынок" 6-7(127)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!