|
|||||
1 стр. из 1 Собор Святой Екатерины, воссозданный к 300-летию Царского Села, в городе Пушкин сразу же назвали символом народного единения. Финансирование работ осуществлялось без привлечения бюджетных средств — за счет добровольных пожертвований. Возрожденный памятник архитектуры и духовной культуры России возвышается над Соборной площадью доминантой исторического центра Царского Села. Для начала обратимся к истории. Как уточняет официальный сайт Благотворительного фонда «Воссоздание собора Святой Екатерины в Царском Селе», пятиглавый храм в стиле суздальских соборов был заложен в 1835 г. по повелению Николая I. Строился он по проекту и под наблюдением архитектора К. А. Тона, среди работ которого Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата Московского кремля, храм Христа-Спасителя. Освящение собора состоялось в присутствии императора Николая I и цесаревича Александра Николаевича 24 ноября (7 декабря по новому стилю) 1840 г., то есть в день Святой Великомученицы Екатерины. Екатерининский собор, возведенный на названной в его честь Соборной площади, в те годы был не только центральным храмом, но и важной высотной доминантой города — золоченые купола его были видны уже при подъезде к Царскому Селу по железной дороге. Екатерининский собор мог вместить до двух тысяч прихожан. К нему была приписана также небольшая каменная часовня, находившаяся в Гостином дворе. Вокруг пятиглавого крестово-купольного храма раскинут большой сквер с площадкой, на которой в установленные дни проводились церковные и городские празднества. В 1938 г. собор закрыли, а затем, в июне 1939 г., взорвали, и это за один год до его 100-летия. На месте храма воздвигли памятник Ленину (скульптура простояла более 40 лет). — Наша работа по воссозданию Екатерининского собора началась в 2006 г., то есть фактически с началом официальной подготовки к юбилею, вдохновившей нас своим масштабом, — рассказывает главный архитектор проекта Алексей МИХАЛЫЧЕВ. — Сперва, когда мы только огородили стройплощадку, многие жители города относились к нам с недоверием, предполагая, что это «новые русские для себя строятся». Но когда люди узнали, что будет воссоздаваться собор, отношение резко изменилось в хорошую сторону. Уже с начала раскопок мы ощутили, что горожане готовы помогать, как говорится, всем миром и кто чем сможет, хотя бы домашних пирожков строителям принести. Воссозданный собор святой Екатерины по своему виду и габаритам полностью тождественен своему предшественнику, построенному по проекту архитектора К. А. Тона в так называемом русско-византийском стиле. Чтобы добиться этого, были применены самые современные научные методы проектирования, в частности, использовали компьютерное моделирование, сложную вычислительную технику и математические модели, например, акустики и освещения. Высота воссозданного собора та же, что была изначально, — 53 м. Общая площадь строения — 1 145 кв. м, то есть соблюдены исторические размеры собора, рассчитанного на две тысячи прихожан. Соблюден также и уровень вертикальной нулевой отметки. При этом в образовавшейся подвальной части, где сохранился фундамент храма ХIХ в., расположится православный музей истории собора Святой Екатерины. В техническом же отношении собор постепенно будет оборудован тем, что, как говорится, в прошлом веке даже не снилось: компьютерами, новейшими системами кондиционирования, вентиляции, пожарообнаружения и пожаротушения, видеонаблюдения и т. д. — Сам по себе стиль архитектора Тона профессионалами считывается достаточно легко, — комментирует Алексей Михалычев. — Даже при раскопе по сохранившимся фрагментам кладки фундамента удалось немало узнать. Но, хотя в свое время непосредственно мой учитель был одним из лучших специалистов по творчеству архитектора, начинать приходилось практически с нуля. Вся имеющаяся информация представляла собой лишь десяток исторических фотографий, а также подобие меньших размеров — храм Петра и Павла в Петергофе, чертежи которого, опять же, сохранились в минимальном количестве. Но и их просто копировать было нельзя, потому что при переводе из одного масштаба в другой теряются внутренние пропорции. При безоговорочном решении максимально придерживаться исторической правды в материалах и объеме, все-таки были внесены коррективы в конструкции крестово-купольных сводов, ради их практичности и долговечности. По историческим свидетельствам, среди внутреннего убранства собора особой красотой выделялся резной золоченый пятиярусный иконостас, иконы которого были написаны знаменитыми художниками XIX в. Так, кисти Федора Бруни принадлежали иконы Тайной Вечери (сохранилась в запасниках Екатерининского дворца) и святых великомучениц Екатерины и царицы Александры. А изображения евангелистов в куполе собора, икона Трех Святителей и часть местных образов были выполнены Федором Брюлловым. Монтаж возрожденного иконостаса начался в мае. Впрочем, при воссоздании тоже приходилось использовать прежде всего исторические описания — информация собиралась буквально по крупицам. Инициаторы проекта уверены, что воссоздание собора Святой Екатерины, безусловно, станет важнейшим по идейно-смысловому и градостроительному значению событием в развитии города Пушкина — Царского Села. Архитектурно воссозданный объем храма заполнил своего рода провал в городской среде, замкнул перспективы улиц Оранжерейной, Леонтьевской, Пушкинской и Московской, при этом как бы усилив значительность царскосельских парков и бульваров. Собор, снова став неотъемлемой частью архитектурного облика Царского Села, возвратит и свое значение для его религиозной и культурной жизни. Традиционную структуру комплекса, кстати, дополнит расположенный в подвальной части собора церковный музей. Есть основание предполагать, что по привлекательности и посещаемости собор Святой Екатерины на Соборной площади со временем станет вторым после музея-заповедника «Царское Село» культурно-историческим местом города. Неслучайно торжественная церемония освящения воссозданного собора Святой Екатерины митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром значится в юбилейной программе на 24 июня предваряющей официальную (представителей Правительства и Федерального Собрания РФ) торжественную церемонию открытия юбилейных торжеств. Дата: 14.07.2010 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 4/1(84)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||