Возрожденный храм как символ народного единения

1 стр. из 1

Собор Святой Екатерины, воссозданный к 300-летию Царского Села, в городе Пушкин сразу же назвали символом народного единения. Финансирование работ осуществлялось без привлечения бюджетных средств — за счет добровольных пожертвований. Возрожденный памятник архитектуры и духовной культуры России возвышается над Соборной площадью доминантой исторического центра Царского Села.

Для начала обратимся к истории. Как уточняет официальный сайт Благотворительного фонда «Воссоздание собора Святой Екатерины в Царском Селе», пятиглавый храм в стиле суздальских соборов был заложен в 1835 г. по повелению Николая I. Строился он по проекту и под наблюдением архитектора К. А. Тона, среди работ которого Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата Московского кремля, храм Христа-Спасителя. Освящение собора состоялось в присутствии императора Николая I и цесаревича Александра Николаевича 24 ноября (7 декабря по новому стилю) 1840 г., то есть в день Святой Великомученицы Екатерины. Екатерининский собор, возведенный на названной в его честь Соборной площади, в те годы был не только центральным храмом, но и важной высотной доминантой города — золоченые купола его были видны уже при подъезде к Царскому Селу по железной дороге.

Екатерининский собор мог вместить до двух тысяч прихожан. К нему была приписана также небольшая каменная часовня, находившаяся в Гостином дворе. Вокруг пятиглавого крестово-купольного храма раскинут большой сквер с площадкой, на которой в установленные дни проводились церковные и городские празднества.

В 1938 г. собор закрыли, а затем, в июне 1939 г., взорвали, и это за один год до его 100-летия. На месте храма воздвигли памятник Ленину (скульптура простояла более 40 лет).

— Наша работа по воссозданию Екатерининского собора началась в 2006 г., то есть фактически с началом официальной подготовки к юбилею, вдохновившей нас своим масштабом, — рассказывает главный архитектор проекта Алексей МИХАЛЫЧЕВ. — Сперва, когда мы только огородили стройплощадку, многие жители города относились к нам с недоверием, предполагая, что это «новые русские для себя строятся». Но когда люди узнали, что будет воссоздаваться собор, отношение резко изменилось в хорошую сторону. Уже с начала раскопок мы ощутили, что горожане готовы помогать, как говорится, всем миром и кто чем сможет, хотя бы домашних пирожков строителям принести.

Воссозданный собор святой Екатерины по своему виду и габаритам полностью тождественен своему предшественнику, построенному по проекту архитектора К. А. Тона в так называемом русско-византийском стиле. Чтобы добиться этого, были применены самые современные научные методы проектирования, в частности, использовали компьютерное моделирование, сложную вычислительную технику и математические модели, например, акустики и освещения.

Высота воссозданного собора та же, что была изначально, — 53 м. Общая площадь строения — 1 145 кв. м, то есть соблюдены исторические размеры собора, рассчитанного на две тысячи прихожан. Соблюден также и уровень вертикальной нулевой отметки. При этом в образовавшейся подвальной части, где сохранился фундамент храма ХIХ в., расположится православный музей истории собора Святой Екатерины. В техническом же отношении собор постепенно будет оборудован тем, что, как говорится, в прошлом веке даже не снилось: компьютерами, новейшими системами кондиционирования, вентиляции, пожарообнаружения и пожаротушения, видеонаблюдения и т. д.

— Сам по себе стиль архитектора Тона профессионалами считывается достаточно легко, — комментирует Алексей Михалычев. — Даже при раскопе по сохранившимся фрагментам кладки фундамента удалось немало узнать. Но, хотя в свое время непосредственно мой учитель был одним из лучших специалистов по творчеству архитектора, начинать приходилось практически с нуля. Вся имеющаяся информация представляла собой лишь десяток исторических фотографий, а также подобие меньших размеров — храм Петра и Павла в Петергофе, чертежи которого, опять же, сохранились в минимальном количестве. Но и их просто копировать было нельзя, потому что при переводе из одного масштаба в другой теряются внутренние пропорции. При безоговорочном решении максимально придерживаться исторической правды в материалах и объеме, все-таки были внесены коррективы в конструкции крестово-купольных сводов, ради их практичности и долговечности.

По историческим свидетельствам, среди внутреннего убранства собора особой красотой выделялся резной золоченый пятиярусный иконостас, иконы которого были написаны знаменитыми художниками XIX в. Так, кисти Федора Бруни принадлежали иконы Тайной Вечери (сохранилась в запасниках Екатерининского дворца) и святых великомучениц Екатерины и царицы Александры. А изображения евангелистов в куполе собора, икона Трех Святителей и часть местных образов были выполнены Федором Брюлловым. Монтаж возрожденного иконостаса начался в мае. Впрочем, при воссоздании тоже приходилось использовать прежде всего исторические описания — информация собиралась буквально по крупицам.
Что касается финансового обеспечения, то общая стоимость реализации проекта воссоздания собора Святой Екатерины первоначально была обозначена суммой в 17 млн долларов США. По состоянию на 28 апреля текущего года рублевый эквивалент вложений, по данным администрации Пушкинского района, составил около 280 млн рублей. Финансирование осуществляется без привлечения бюджетных ассигнований, за счет добровольных пожертвований (физических и юридических лиц, общественных организаций, Русской Православной Церкви), поступающих в Благотворительный фонд «Воссоздание собора Святой Екатерины в Царском Селе». Следует напомнить, что весомый личный вклад внесла губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко.

Инициаторы проекта уверены, что воссоздание собора Святой Екатерины, безусловно, станет важнейшим по идейно-смысловому и градостроительному значению событием в развитии города Пушкина — Царского Села. Архитектурно воссозданный объем храма заполнил своего рода провал в городской среде, замкнул перспективы улиц Оранжерейной, Леонтьевской, Пушкинской и Московской, при этом как бы усилив значительность царскосельских парков и бульваров. Собор, снова став неотъемлемой частью архитектурного облика Царского Села, возвратит и свое значение для его религиозной и культурной жизни. Традиционную структуру комплекса, кстати, дополнит расположенный в подвальной части собора  церковный музей. Есть основание предполагать, что по привлекательности и посещаемости собор Святой Екатерины на Соборной площади со временем станет вторым после музея-заповедника «Царское Село» культурно-историческим местом города.

Неслучайно торжественная церемония освящения воссозданного собора Святой Екатерины митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром значится в юбилейной программе на 24 июня предваряющей официальную (представителей Правительства и Федерального Собрания РФ) торжественную церемонию открытия юбилейных торжеств.

Дата: 14.07.2010
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 4/1(84)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!