|
|||||
1 стр. из 1 Масштабная реставрация в Государственном музее-заповеднике «Царское Село», приуроченная к 300-летнему юбилею, вызывает интерес не только у петербуржцев, россиян, но и культурной общественности всей Европы. Ход работ курируют городское и федеральное правительства, а научную и технологическую составляющую контролируют научный совет ГМЗ и КГИОП Санкт-Петербурга. Исполнителями являются реставрационные компании, прошедшие жесткий конкурсный отбор. Большинство из них входит в Союз реставраторов Санкт-Петербурга. На завершающем этапе предъюбилейной реставрации на объектах всемирно известного памятника были заняты десять компаний профессионального сообщества. Античная старина павильона «Кухня-руина» Среди памятников Царского Села, по ряду причин не реставрировавшихся со времен Великой Отечественной войны, павильон «Кухня-руина» — одно из лучших произведений архитектора Д. Кваренги. Этой удивительной постройке потребовался целый комплекс ремонтно-реставрационных и восстановительных работ, которые выполняют ООО «Ресстрой» и ООО «Реставрационная мастерская “Наследие”». — Решенная в виде хижины, «Кухня-руина» уникальна тем, что в ее общий архитектурный декор вписаны подлинные античные капители и базы каннелированных колонн, фрагменты барельефов, архитектурного декора, — рассказывает заместитель генерального директора ООО «Наследие» Юлия ЛОГИНОВА. — Все эти разрозненные элементы привезены в Царское Село из Турции во второй половине XVIII в. С ними соседствуют карнизы, известняковые фризы и тяги, выполненные скульптором К. Альбани в античном стиле и состаренные искусственно, а также гипсовые рельефы того же автора, демонтированные в начале 1990-х гг. Сегодня они заменены копиями. На фасаде Кваренги установил мужскую античную статую в руинированном состоянии — у фигуры отсутствуют руки и голова, фрагмент тела. Сейчас решен вопрос о ее музеефикации и экспонировании в условиях интерьера, а на историческое место встанет копия из камнезаменителя. Изначально павильон предназначался для разогревания блюд во время собраний в Концертном зале, кроме того, в нем находилась небольшая часть античной мраморной коллекции Екатерины II. Однако внутреннее убранство павильона не сохранилось, и в течение многих лет здесь располагается пункт охраны. Вот и в проекте комплексной реставрации и ремонта памятника, разработанном еще в 1986 г. СНПО «Реставратор» Ленгорисполкома, предусмотрено именно такое его использование. В 2009-м проект подкорректировали в связи с изменениями в состоянии памятника и современными требованиями к таким помещениям. Корректировка заключалась в уточнении размеров здания, параметров оконных заполнений и дверных проемов, уровня культурного слоя, отмостки, прочих технических моментов. Все методики по реставрации и консервации были разработаны именно в 2009 г. По мнению главного архитектора ГМЗ «Царское Село» Натальи КУДРЯВЦЕВОЙ, основная сложность при реставрации павильона «Кухня-руина» состояла в том, что работы выпали на холодный период года, а зима была очень морозная. Для реставрации мрамора, кирпичной кладки и известняковых вставок нужна устойчивая положительная температура не ниже восьми градусов, поэтому работы задержались до весны. Тем не менее, к юбилею «Кухня-руина» будет радовать посетителей Екатерининского парка подлинной античной стариной. Александровский дворец «просыпается» Напомним, что этот монументальный строгий дворец в стиле классицизма тоже построен архитектором Д. Кваренги. После войны дворец был передан Музею А. С. Пушкина, который начал в нем восстановительные работы. Но, не закончив их и даже не переехав, в 1951 г. по распоряжению правительства музейщики вынуждены были отдать царские апартаменты под научно-исследовательский центр Военно-морского флота РФ. Военные, надо сказать, ничего здесь не испортили, но и профессиональных поддерживающих ремонтов, не говоря уж о реставрации, тоже не проводили. Посетители ГМЗ «Царское Село» знают, что с 1997 г. в левом крыле дворца разместилась экспозиция музея, связанная с жизнью императорской семьи, — «Воспоминания в Александровском дворце». А парадная анфилада, сохранившая отделку Кваренги в оригинальном виде, принадлежала военным вплоть до недавнего времени. Три из семи помещений анфилады — Полукруглый, Портретный и Бильярдный залы — находятся сейчас в реставрации. Подрядчиком на этом объекте является РК «Интарсия». Залы отделаны искусственным мрамором, лепным декором, камины и подоконные доски выполнены из натурального мрамора, пол выложен паркетом. После реставрации в трех центральных залах парадной анфилады Александровского дворца разместится экспозиция, и они наконец-то откроются для посетителей. Диковины павильона «Эрмитаж» «Теперь, осмотрев все любопытное по этой стороне в прежних верхнем и нижнем садах, пойдем осматривать в называвшейся первоначально Дикой роще истинно царски украшенный “Эрмитаж”», — писал известный историк Царского Села И. Яковкин. Павильон «Эрмитаж» в Царском Селе известен, прежде всего, двумя своими особенностями. Он не перестраивался с середины XVIII в., поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений. — Здесь сохранился в первозданном виде комплексный интерьер Растрелли: с резьбой, позолотой, паркетными полами, деревянной облицовкой, — уточняет Наталья Кудрявцева. — Утеряны, а теперь воссозданы только живописные плафоны и канделябры. Роскошный, изысканный павильон предназначался для отдыха и обедов царской семьи в кругу избранных гостей, и это обстоятельство имеет принципиальное значение. Чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, здесь были сооружены подъемные столы и канапе, работающие на механизмах с ручным приводом. — Проект не имел аналогов в России того времени, — дополняет генеральный директор ООО «Ресстрой» Геннадий КРАВЕЦ (компания выполняет комплексную реставрацию интерьеров и подъемных механизмов павильона). — В Петергофе, к примеру, было подъемное кресло на одного человека, а здесь — два канапе, рассчитанные на группу. Кроме того, там опускалась и поднималась средняя часть стола и «подтарельники» для отдельных блюд. Здесь же после завершения трапезы все пять столов опускали вниз, а их место занимал выдвижной паркет. Таким образом получался просторный танцевальный зал. Прежние механизмы, по оценке реставраторов, сохранились на 40–60%. Некоторые узлы и элементы пришлось дорабатывать самостоятельно, так как их чертежи до нашего времени не дошли. Вообще-то реставрация «Эрмитажа» началась в 60-е гг. и проходила этапами — по мере поступления средств. Но к 90-м гг. она была практически закрыта на середине пути. В 2006 г. толчок к ее продолжению дал кредит Всемирного банка развития и реконструкции, выделенный на реставрацию Дикой рощи и канала, входящих в эрмитажный комплекс, а также эрмитажной кухни и фасадов самого павильона. Эти масштабные работы подтолкнули музей к единственно верному решению — изыскать средства также и на реставрацию интерьеров. Нынешним летом, впервые после войны, эта жемчужина садово-парковой архитектуры будет открыта для публики. Посетители смогут увидеть механизмы в действии, как обещают музейщики. Небольшими группами, по 10–15 человек, можно будет подняться по винтовой лестнице в Парадный зал и осмотреть уже накрытые столы: центральный и два угловых. Третий угловой стол будет опущен, проем закрыт, а четвертый — приведен в действие. Церковный флигель хранит тайны В этом роскошном здании, примыкающем к Екатерининскому дворцу, размещаются музейные фонды ГМЗ «Царское Село», и поэтому его техническое и инженерное оснащение должно соответствовать требованиям хранения культурных ценностей. Работа проведена очень серьезная. Усилены все несущие конструкции в расчете на новые нагрузки — размещение библиотеки, фондов живописи, графики и рукописных фондов. Здание оборудовано современными системами безопасности и доступа в помещения вплоть до сканирования сетчатки глаза. В нем поддерживается нужный температурно-влажностный режим. — Из подлинного декора в интерьерах церковного флигеля сохранились печь и камин, — говорит Геннадий Кравец. — При реконструкции их разобрали, пронумеровали буквально по кирпичикам и потом собрали снова, отреставрировав и восполнив утраты. Отреставрировали и парадную лестницу. Комплексная реставрация интерьеров самой церкви, расположенной внутри флигеля, еще предстоит, на данном этапе она законсервирована. Однако сложная, в своем роде уникальная, пятикупольная конструкция, созданная в 80-х гг. XIX в. по проекту архитектора А. Ф. Видова, приведена в полный порядок. Кстати, изначально конструкция купольных ферм имела тройной запас прочности, но при этом не учитывала ветровую нагрузку (видимо, как предполагают реставраторы, в то время ее не умели просчитывать). При обследовании выяснилось, что тяги частично погнуты, частично повреждены осколками во время войны. Чтобы понять, как исправить ситуацию, создали компьютерную модель ферм и, ориентируясь на нее, упрочнили конструкцию. А отреставрированные и заново закрепленные кресты домовой церкви покрыли золотом. Мосты, по которым хочется гулять Некоторые царскосельские мосты еще недавно навевали только уныние. Соединяя острова и берега, ведущие к павильонам, они являются неотъемлемой частью парковых маршрутов. Вот и спешили по ним прохожие, не вглядываясь в детали. Сегодня на этих мостах хочется стоять подолгу — все здесь дышит красотой и историей. Особенно радуют глаз два Китайских моста на Крестовом канале в Александровском парке. Поначалу выполненные по проекту Ч. Камерона в дереве, они уже в скором времени были перестроены в металле. Их архитектурные элементы выкрасили масляными красками в яркие цвета восточной палитры, а отдельные детали позолотили. Несмотря на то, что реставрационные работы в XIX — начале XX вв. проводились неоднократно, 2009 год мосты встретили в удручающем состоянии — каменные устои подмыты, металлические арки сильно коррозированы, настилы из чугунных досок в аварийном состоянии, декоративные портики обрушились. Реставрацию Китайских мостов выполнили мастера ЗАО РПНЦ «Специалист». Они тщательно отреставрировали сохранившиеся подлинные конструкции и детали 1780-х гг., восстановили утраченные элементы и полихромную окраску. — Особую сложность для нас представили декоративные выколотные детали в виде драконов, расположенные на портале одного из мостов, — рассказывает главный инженер компании «Специалист» Леонид КУРГАНСКИЙ. — Детали не сохранились, и работали мы по фотографиям и архивным документам. Научный совет ГМЗ и представители КГИОП уделили этой работе пристальное внимание, и согласование проводилось на каждом ее этапе: утверждались эскизы художника, проект архитектора и отдельно цветовая гамма. К счастью, в Китайской деревне сохранились раскрашенные драконы, которые были приняты за образец. Сегодня малым Китайским мостам возвращен первозданный вид. Готовится к сдаче и мостик у павильона «Кухня-руина» в Екатерининском парке, который реставрирует та же компания. Время не пощадило и этот памятник. В частности, на нем не сохранился ни один из элементов литого металлодекора в виде гирлянд. Отыскав дореволюционные фотографии, реставраторы по ним воссоздали гирлянды. Любопытно, что в ходе работ мастера обнаружили в проекте неточность. Перильные решетки моста закреплены в тумбы из розового мрамора, на которых проектом были предусмотрены обычные в таких случаях покрышки («шапки»). Но реставраторы заподозрили, что «шапок» здесь никогда не было. И опять были найдены дореволюционные фотографии, подтверждающие эту догадку. Так совместными усилиями теоретиков и практиков мосту возвращен первозданный вид. Мостик у другого павильона Екатерининского парка — «Концертного зала» — знаменит тем, что это самый старый металлический мост в Европе, сохранившийся до нашего времени. Он изготовлен по рисунку и модели Д. Кваренги и повторяет чугунный Коалбрукдейлский мост, построенный в Англии несколькими годами раньше. Специалисты ООО «Матис» — подрядчика на этом объекте — укрепили устои моста, расчистили и отремонтировали известняковую облицовку, восполнив на ней утраты, отреставрировали металлические поверхности и камень. Благоустроена и территория вокруг обновленного мостика. Гулять по нему теперь — одно удовольствие. Экзотика Скрипучей беседки Стилизованная под китайскую пагоду Скрипучая беседка архитектора Ю. М. Фельтена, даже лишенная многих декоративных деталей и былой красочности, будоражит воображение. На этом объекте, требующем глубокой научной реставрации, заняты сразу четыре компании Союза реставраторов. — На момент начала общей реставрации лепной декор находился в плачевном состоянии, — рассказывает заместитель директора по реставрации ООО «Сфера 21 век» Юлия КОНОНОВА. — Из элементов сохранились подкарнизные полукруглые розетки и обрамление проемов, да и то, как выяснилось позже, не «родные», а воссозданные в 1954–1955 гг. Полностью утрачены барельефы драконы, цветочные наддверники, декор в виде китайских зонтиков, которые, собственно, и выражали стилистику шинуазри. К счастью, сохранились чертежи 1954 г., которые были взяты за основу при нынешней реставрации. Но некоторые детали на этих чертежах вызвали сомнения. Начались поиски аналогов в архивах КГИОП, в Интернете и исторической литературе. Консультировались мы и со специалистами отдела Востока Государственного Эрмитажа. — Что касается искусственного мрамора, которым отделан центральный зал, то сначала нам показалось, что он находится в более или менее приличном состоянии, — продолжает начальник отдела технологий и качества фирмы-генподрядчика ООО «Краски Города» Федор МОРОЗОВ. — Но обследование показало, что его основа разрушена, мрамор отслоился и держался «на честном слове». Пришли к решению, что будем практически полностью воссоздавать искусственный мрамор по сохранившимся образцам, то есть по оригинальной технологии, которую использовали при строительстве. Это должна быть не просто красивая вещь, а максимально приближенная к оригиналу. На фасаде реставраторы устранили прежние ремонтные заплаты, содержащие цемент, и возвратили на место историческую штукатурку на основе извести. Фасад Скрипучей беседки делается под мрамор по оригинальной фресковой технологии, с применением запатентованного немецкого материала — высокодиспергированной извести. — Для каждого конкретного объекта ставится своя задача и, соответственно, разрабатывается своя рецептура изготовления реставрационного состава, — говорит генеральный директор «Рестауро СПб» Юрий ЗАГВОЗДКИН. — В случае со Скрипучей беседкой подготовлены краски для росписи фасадов методом фресковой живописи, имитирующей мрамор. Визуальное восприятие окрашенной таким способом поверхности также выгодно отличается от привычного. Благодаря кристаллизации и светоотражению все цвета выглядят особенно насыщенными. Это, кстати, можно заметить и на фасадах Церковного флигеля Екатерининского дворца, синий фон которого выполнен в 2008 г. по аналогичной технологии. В настоящее время реставрация фасадов дворца продолжается со стороны плаца. Помимо штукатурки и ее окраски реставраторы заняты лепным декором, чугунными балюстрадами, балконными ограждениями с выколотными деталями и ремонтными работами. Вместе с фирмой «Краски Города», ответственной за весь комплекс работ, здесь трудятся ООО «Матис» и ООО «ВОЗНАР-ЛиК». С профессиональной точки зрения можно сказать, что компании Союза реставраторов СПб стали мощной движущей силой в процессе предъюбилейной реставрации архитектурно-исторических памятников ГМЗ «Царское Село». Эксперты и архитекторы, курирующие и контролирующие этот масштабный проект, не раз полагались на опыт, мастерство и знания лучших реставраторов Северной столицы. Поэтому предстоящий царскосельский юбилей — праздник европейского масштаба — будет по праву и праздником петербургских реставраторов. Дата: 14.07.2010 по материалам редакции "Федеральный строительный рынок" 4/1(84)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||