Качество подготовки кадров — показатель качества строительства

1 стр. из 1

Основная задача саморегулируемых организаций — повышение качества строительно-монтажных работ. Важной составляющей здесь является обеспечение необходимой квалификации кадрового состава организаций. Законом определена организация профессионального обучения работников как одна из основных функций и обязанностей саморегулируемой организации.

На практике это означает, что СРО при выдаче допусков на право ведения тех или иных работ берет на себя контроль уровня профессиональной подготовки сотрудников организаций-членов сообщества, а также отслеживает повышение ими профессиональной квалификации, которое необходимо проводить не реже 1 раза в пять лет. Такие требования не новы. Но только теперь, в системе саморегулирования, периодичное повышение квалификации явилось обязательным условием вхождения и нахождения в СРО, получения свидетельства на допуск к работам. И это серьезный положительный момент саморегулирования.

Качество подготовки кадров как один из главных показателей качества строительства требует сегодня особого внимания. Из чего оно складывается.

Во-первых, это организация процесса обучения в учебном заведении, во-вторых, направленная позиция руководства самой строительной организации и, в-третьих, консолидация усилий органов власти, образования, саморегулирования для создания и совершенствования условий дополнительного образования в рамках саморегулирования.

В результате перехода строительной отрасли на саморегулирование востребованность в ускоренном повышении квалификации возросла. По словам директора Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Н. В. Балберовой, это привело к тому, что «…в настоящее время сложилась нездоровая ситуация в сфере повышения квалификации специалистов строительной отрасли». В частности, Н. В. Балберова пояснила:
— За повышение квалификации берутся так называемые учебные центры, которые не имеют на то соответствующих разрешений — Лицензии на право осуществления образовательной деятельности и Свидетельства о государственной аккредитации каждой образовательной программы, по которой в результате обучения выдается документ государственного образца. Такие центры не имеют постоянного профессорско-преподавательского штата, оборудованных учебных помещений, программных комплексов, современной технической базы, лабораторий, специализированного библиотечного фонда, необходимых для обеспечения качественного учебного процесса. Это полностью дискредитирует систему повышения квалификации. Во избежание получения нелегитимных документов о повышении квалификации ИПК СПб ГАСУ готов оказывать строительным организациям консультационную помощь в вопросах лицензирования и аккредитации образовательной деятельности.

Руководитель Центра строительной отрасли Института повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов Петербургского государственного университета путей сообщения А. В. Кабанов ставит вопрос еще более остро:
— Не секрет, что на рынке зачастую происходит торговля удостоверениями. Это резко снижает не только качество услуг в сфере дополнительного образования, но и конкурентоспособность профильных государственных вузов.

К примеру, минимальная цена курса повышения квалификации, которую мы можем предложить нашим слушателям, составляет 8 000 рублей, некоторые организации оказывают подобного рода услуги в два раза дешевле. Учитывая, что большинство компаний идет по линии наименьшего сопротивления, в такой, с позволения сказать, рыночной борьбе учебные заведения, имеющие в своем распоряжении квалифицированный профессорско-преподавательский состав и реальную материально-техническую базу, оказываются неконкурентоспособными.

Поэтому важно серьезно подходить к выбору учебных заведений и работать с теми, у кого хорошая репутация и есть необходимая учебная база. Это, в первую очередь, государственные учебные заведения. Законом не оговорено, что обучение должно обязательно проводиться в госучреждении, но работодатель должен грамотно выбирать поставщиков услуг в сфере повышения квалификации, т. к. от этого зависит качество образования, которое получат его работники, и, соответственно, это отразится на качестве выполняемых работ.

Значительное количество специалистов проходит обучение по дистанционной и заочной формам. И это вызывает некоторые опасения. Уровень знаний слушателей не всегда контролируется должным образом, что зачастую приводит к формализму в процессе обучения. Должна быть введена в практику система обязательной итоговой аттестации слушателей курсов повышения квалификации методом компьютерного тестирования или очной сдачи экзамена.

Система дополнительного образования основана на огромном опыте, имеет большую базу учебных программ, но в сложившихся условиях саморегулирования программы повышения квалификации требуют некоторых изменений и дополнений. Необходимо провести сопоставление между ними и работами, включенными в Перечень по приказу №624.

«Поскольку квалификационные требования напрямую связаны с Перечнем работ, то они и меняются вместе с ним, — комментирует ситуацию Н. И. Ватин, руководитель курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки по направлению «Строительство», заведующий кафедрой «Технология, организация и экономика строительства» Инженерно-строительного факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. — Но, конечно же, вузы не могут постоянно менять состав и программы своих курсов повышения квалификации и переподготовки.

И, естественно, не меняются специальности высшего образования. Необходимо лишь провести сопоставление между работами, включенными в Перечень, и существующими программами. Например, по Приказу №624 в Перечень вошли такие виды работ, как выполнение функций заказчика-застройщика и генподрядчика. В Политехническом университете давно существуют курсы повышения квалификации с таким названием, просто в старой редакции Перечня они были как бы не нужны».

Эффективность обучения зависит не только от квалификации преподавательского состава, полноты раскрытия темы в программах обучения, но и ответственного подхода руководства организаций к этому вопросу. Руководители зачастую не осознают важности непрерывного повышения квалификации специалистов, считая, что это бесполезное вложение денежных средств. Повышение квалификации воспринимается некоторыми строителями не как форма приобретения современных знаний, а как административный барьер. Профессор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета В. И. Юсупджанов, который также является руководителем СРО НП «Управление строительными предприятиями Петербурга» и СРО НП «Северо-Западный альянс проектировщиков», заметил: «Ведь оторвать человека на учебу — это проблема, а если еще и платить за него надо — это двойная проблема. Что может повлиять на желание учиться? Настрой и условия, которые должно создать само общество. Это сложная задача, которую нужно решать, и саморегулирование здесь играет особую роль».

Для повышения квалификации сотрудников необходима направленная позиция руководства самой строительной организации. Поэтому очень важным является построение системы обучения ИТР на уровне организации, актуальными становятся вопросы именно системного повышения квалификации. СРО должны отслеживать этот процесс, формировать положительный настрой организаций на обучение, поддерживать и развивать значимость дополнительного образования. Ведь именно квалифицированные кадры — фундамент надежности организации и, соответственно, СРО. «Очевидно, что качество образования напрямую влияет на качество и безопасность работ, — заявил А. В. Кабанов. — Организации, несущие материальную ответственность за деятельность строительных предприятий, а это саморегулируемые организации и страховые компании, постепенно придут к осознанию этого факта».

Такого же мнения придерживается Н. И. Ватин: «Основная цель саморегулирования в строительстве — обеспечение безопасности. И отдельно здесь следует отметить объекты подземного строительства как входящие в список особо опасных, технически сложных и уникальных. Организации, осуществляющие проектирование и строительство таких объектов, предпочитают объединяться в специализированные СРО, такие, как СРО НП “Объединение подземных строителей” и СРО НП “Объединение подземных строителей — Проект”. Специализированные СРО отличаются от других требованиями к вступающим организациям, в том числе, и квалификационными. Что касается повышения квалификации, то в этой области существуют специализированные курсы, например, в Петербургском государственном университете путей сообщения. Но члены “подземных” СРО нуждаются также в допусках к обычным видам работ: подготовительным, земляным, бетонным и т. п. И по этим программам ГОУ СПб ГПУ успешно работает с “Объединением подземных строителей” и “Объединением подземных строителей — Проект”».

СРО НП «Объединение подземных строителей» и СРО НП «Объединение подземных строителей — Проект» ведут активную работу для выполнения задачи оказания помощи в организации обучения специалистов саморегулируемых организаций. Подписаны соглашения о сотрудничестве с ведущими учебными заведениями Санкт-Петербурга: Петербургским государственным университетом путей сообщения, Санкт-Петербургским государственным архитектурно-строительным университетом, Санкт-Петербургским государственным политехническим университетом, Санкт-Петербургским государственным горным институтом. Данные вузы являются крупными учебными центрами, готовят специалистов в области строительства и проектирования и имеют давние профессиональные и педагогические традиции, постоянно обновляющуюся техническую базу обучения.

СРО НП «Объединение подземных строителей» и СРО НП «Объединение подземных строителей — Проект» — специализированные саморегулируемые организации, основанные на членстве юридических лиц, осуществляющих проектирование и строительство преимущественно подземных сооружений. В связи с этим партнерства совместно с Петербургским государственным университетом путей сообщения разработали программу повышения квалификации для строителей подземных сооружений «Строительство подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов, в т. ч. особо опасных, технически сложных и уникальных».

Партнерства систематизируют обучение персонала уже вступивших и вступающих в СРО компаний, ведут консультирование компаний по вопросам организации дополнительного профессионального образования сотрудников. Информация по курсам и семинарам направляется в каждую организацию по электронной почте и размещается на сайтах партнерств. Стоит также отметить, что и сами сотрудники исполнительного органа партнерств проходят обучение в области саморегулирования, строительства, проектирования и в других областях, связанных с профессиональной деятельностью, для поддержания компетентности и высокого уровня квалификации.

В результате практической работы в области организации профессионального обучения были выявлены некоторые проблемы и вопросы, требующие урегулирования, разъяснения и решения. СРО должно иметь возможность осуществлять контроль уровня профессиональной подготовки, а для этого необходимы:
 ведение доступного реестра учебных заведений для оперативной проверки наличия соответствующей лицензии у образовательной организации;
 ведение общего реестра образовательных заведений, предлагающих программы повышения квалификации в области строительства и проектирования;
 ведение реестра выдаваемых документов о повышении квалификации для оперативной проверки подлинности документа о повышении квалификации;
 разработка программ повышения квалификации в области строительства особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, о которых говорится в Постановлении № 48 Правительства РФ от 03.02.2010 г., т. к. в вузах на данный момент таких программ с подобной формулировкой практически нет;
 рекомендации и разъяснения по приему документов зарубежных государств об образовании при вступлении в СРО иностранных компаний;
 разработка и внедрение единой нормативно-правовой базы для аттестации руководителей и специалистов;
 организация мероприятий по контролю проведения и результатов повышения квалификации;
 формирование базы документов, касающихся проблем повышения квалификации и квалификационной аттестации, а также документов, влияющих на указанные мероприятия;
 разработка программного продукта с целью усовершенствования организации отслеживания профессионального обучения и аттестации работников членов саморегулируемой организации.

Остается вопрос общественной аккредитации учебных заведений, нужна ли аккредитация учебного центра при СРО. Данные вопросы и проблемы требуют оперативного решения для эффективной организации системы профессионального образования в условиях саморегулирования в строительной отрасли. Это возможно лишь в результате совместной работы ведущих вузов страны, саморегулируемых организаций, национальных объединений СРО, призванных координировать деятельность по разработке подходов и требований к квалификации кадрового состава отрасли.

Серьезную работу в этой части ведут Национальное объединение строителей и Национальное объединение проектировщиков. Комитет по профессиональному образованию при «НОСТРОЙ» и Комитет по науке и образованию при НОП призваны решать вопросы и проблемы подготовки кадров в рамках строительной отрасли. Н. И. Ватин, который состоит в Комитете по профессиональному образованию «НОСТРОЙ», говорит: «Один из основных результатов работы Комитета — создание системы типовых учебных программ повышения квалификации. Сейчас этот документ уже разработан, хотя пока имеет статус проекта. Он включает наименования типовых учебных программ и соответствующие им виды работ, а также приблизительные учебные планы курсов». Применение такого пакета обязательных модулей для формирования учебных программ по повышению квалификации строителей позволит формировать эти программы исходя из потребностей конкретных строительных компаний.

В Санкт-Петербурге по вопросам дополнительного профессионального образования проделана большая работа. При Союзе строительных объединений и организаций (ССОО) создан координационный совет по подготовке, переподготовке и аттестации персонала, в который вошли представители ведущих учебных заведений Санкт-Петербурга, осуществляющих подготовку специалистов для инвестиционно-строительного комплекса региона. Важным шагом на пути решения задач по подготовке кадров стало создание информационной базы об учебных заведениях региона, ведущих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов для строительного комплекса и реализуемых ими программах.

Следует также отметить ту работу, которую проводят сами учебные заведения. Например, Политехническим университетом подготовлены квалификационные требования к специалистам строительных организаций — соискателям допусков на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства.

А на базе Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета прошло заседание правления Международной ассоциации строительных высших учебных заведений и Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области строительства. Были изданы «Основные положения о порядке и условиях профессионального обучения руководителей, специалистов и служащих в системе саморегулируемых организаций в строительной отрасли». В Петербургском государственном университете путей сообщения совместно с НП «Объединение подземных строителей» состоялась встреча за круглым столом, посвященная вопросам повышения квалификации работников, занятых на выполнении особо опасных, технически сложных и уникальных работ, к которым относится и метростроение.

Вопросов много, и они все требуют решений. Объединение усилий через введение института саморегулирования должно способствовать повышению качества подготовки и усилению ответственности, и в целом эффективному развитию системы подготовки персонала.

Дата: 16.08.2010
М. С. Лещева
"Петербургский строительный рынок" 8(128)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!