1 стр. из 1
Текущий 2010 год станет поистине знаковым для кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД).
Десятилетний рубеж строительства позади, впереди — долгожданное завершение стройки века.
Дорога в подарок
Как сообщают в ФГУП «Дирекция по строительству кольцевой автодороги» (ДСТО), сквозное движение по кольцевой должны полностью открыть 17 октября 2010 года. Известно, что, хотя срок контракта подрядчика на третьем, завершающем лоте истекает в декабре 2010 года, открытие движение увязано с профессиональным праздником — Днем дорожника. Сейчас работы идут на западном полукольце — 36-километровом участке от федеральной автодороги «Нарва» (Таллиннское шоссе) до станции «Бронка», где КАД предстоит уже на следующий год встретиться с участком, проходящим по гребню комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений (КЗС).
Из 36 километров 27 уже заасфальтировано, нанесена временная разметка, установлены силовые ограждения и дорожные знаки, мачты освещения, информационные табло с указаниями направлений, возводятся электроподстанции. В работе находится ряд искусственных сооружений на пересечениях с действующими дорогами, главным образом — на третьем лоте на участке от дороги Петродворец — Кейкино до Бронки. Искусственные сооружения на втором лоте (11 объектов) уже завершены. Кроме того, дорожникам предстоит построить новую дорогу, которая соединит КАД с Ломоносовым. Несмотря на то, что сообщение Ломоносова с Санкт-Петербургом обеспечено (такие трассы уже существуют), новая автомагистраль необходима для связи КАД с районом аванпортов, которые запроектированы на дамбе, в Бронке и Ломоносове и для беспрепятственного вывода на КАД портовых грузов.
И опыт, сын ошибок трудных…
Не будет преувеличением сказать, что вся долгая и трудная история строительства КАД стала историей не только проб и ошибок, но и бесценного опыта. Таких дорог в регионе еще не строили. И не зря говорят: строил на Северо-Западе — построишь везде. Сегодня дорожники с улыбкой отвечают на вопрос о трудностях, встретившихся на пути западного полукольца, буднично перечисляя проблемы со сведением лесов, расселением, перекладкой инженерных сетей. Между тем, именно на плечи подрядчиков легла необходимость решать все вопросы землепользования: от расселения до сноса, от кадастровых процедур до согласования решений с федеральным центром, как это было с газопроводом у дороги Петродворец — Кейкино.
Трубу диаметром 700 мм, снабжающую газом Кронштадт, Петродворец и Ломоносов, было возможно перенести только на земли, где находилось до полутысячи дачных участков. Однако выход нашелся: была достигнута договоренность с инвестором на соседних землях, который в итоге отказался от притязаний на их промышленное использование. Вопрос был решен оперативно еще и потому, что в багаже проектировщиков уже был соответствующий опыт работы с нефтепродуктопроводом на восточном полукольце.
— Конечно, на всем на этом мы теряли драгоценное время, — признается главный специалист северо-западного филиала ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» Абрам Апарцев. — Однако сложности были самыми обычными: слабые грунты, встречающиеся на трассе, когда были применены уже опробованные методики закрепления грунтов — свайное поле с ростверком, джетграудинг, на подходах к искусственным сооружениям, а к возводимых в стесненных условиях — армогрунтовые насыпи. Для укрепления откосов выемки в водонасыщенных грунтах потребовалась подпорная стенка из габионных конструкций.
Вообще о технологиях стоит сказать отдельно. Многие из них впервые использовались в дорожном строительстве Северо-Запада. Памятуя о практике восточного полукольца, были применены меры по усилению дорожного полотна. Так, песок с коэффициентом фильтрации больше 0,5 м/сут. завозился из карьеров Всеволожского района, поскольку нужного нерудного материала не оказалось поблизости. Вот только одна цифра: на два лота западного полукольца зимой и в период весенней распутицы по дорогам с ограниченным движением тяжелого транспорта на стройку было завезено более 5 млн. куб. м нужного песка. Также, по словам Абрама Апарцева, при устройстве верхних слоев дорожной одежды использовался только габбро-диабаз для производства щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА). На дороге работает самая современная техника: широкозахватные асфальтоукладчики, перегружатели шаттл-багги, катки, экскаваторы. Здесь можно увидеть практически всю линейку мировых технологических достижений.
Скрупулезное соблюдение технологий присутствует и в экологических мероприятиях, прописанных в проекте. Сегодня уже никого не удивишь гидроботаническими площадками и шумозащитными экранами, это так. Но вот поражает одна деталь: на втором лоте дорога пересекает Старопетергофский канал, питающий фонтаны нижнего парка Петродворца. Так вот при автодорожном переходе через канал строителям было предписано исключить не только попадание в воду уже очищенных стоков в гидроботанических площадках, но и защитить канал от воды, сбрасываемой с дороги воздушно-капельным путем. В итоге на мосту были установлены специальные двухметровые экраны.
В условиях, приближенных к боевым
Однако вопреки словам представителя компании генподрядчика на второй и третий лоты, трудности на строительстве дороги были не вполне обычными. Информация была бы неполной без упоминания о том, что по ходу работ заказчику пришлось сменить подрядчика на двух из трех лотов.
Напомним историю вопроса: в свое время право на строительство двух из трех участков западного полукольца КАД — от федеральной автодороги «Нарва» (Таллинское шоссе) до улицы Пионерстроя и от автодороги Петродворец — Кейкино до станции «Бронка» выиграла компания «Флора». Предприятие, уже срывавшее сроки на восточном полукольце, осталось верным себе и на этот раз.
Процедура расторжения контракта по первому лоту была инициирована ДСТО еще летом 2009 г. Дирекция требовала расторгнуть контракт и вернуть авансы, а счета ответчика были арестованы. Как тут не вспомнить слова министра транспорта Игоря Левитина, побывавшего на КАД в июле 2009 г.: «И построже с подрядчиками!». Тогда же глава Минтранса добавил, что у подрядчиков нет шансов не выполнить свои обязательства.
Так или иначе, но сложившееся положение для КАД, уже почти вышедшей на финишную прямую, было чревато прямым срывом сроков, названных еще Владимиром Путиным в бытность его президентом. На третий лот ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» вышла в конце декабря 2009 г. Оставшиеся до Бронки 11 км шестиполосной магистрали предстояло построить за 10 месяцев.
«Таких темпов в практике дорожного строительства еще поискать», — сказал тогда глава ДСТО Вячеслав Петушенко. «Задачи не обсуждаются, — заявил Вячеслав Петушенко, — а контроль качества позволяет рассчитывать на то, что этот показатель не пострадает. Кольцо необходимо замкнуть своевременно: Ломоносов сегодня уже задыхается от транзита».
Как сообщил начальник Управления строительства автомобильных дорог и аэродромов («Автодорстрой») ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» Альберт Каспаров, строительство ведется с учетом нагрузок, которые предстоит принять дороге. Рассчитывается высокая износостойкость дорожной одежды, применяется щебеночно-мастичный асфальтобетон, новейшие методы закрепления грунтов, геотекстиль, при необходимости устраиваются свайные поля, на заболоченной местности проводится полная выторфовка (глубина залегания торфа местами точечно достигала 12 м), используется самая современная техника. «Мы оставим после себя качественную дорогу, чтобы все были довольны», — пообещал Альберт Каспаров.
— Коль скоро к работам по устройству земляного полотна мы приступили зимой, — добавляет Абрам Апарцев, — пришлось использовать интенсивные методы уплотнения. У каждого субподрядчика действовал свой собственный технический контроль, а общий технадзор осуществляли специалисты предприятия ООО «Нева-Дорсервис». Действовать приходилось, в прямом смысле, в условиях, приближенных к боевым: работники «Флоры» препятствовали осуществлению полномочий нового подрядчика.
— Когда мы все же вышли на объект, — рассказывает Абрам Апарцев, — то обнаружили его в плачевном состоянии: отсыпка земляного полотна была выполнена песком не той марки, к остальным работам практически не приступали. Однако мы оперативно приняли все технические решения с тем, чтобы не допустить срыва сроков.
В частности, пришлось менять проект с тем, чтобы расширить его с 4 до 6 полос движения, поскольку развязка с дамбой на Бронке уже выполнена под 6 полос.
Сегодня работы равномерно идут по всей трассе, с должным темпом и качеством, и, наверное, не стоит бояться этого слова, с энтузиазмом. Сплоченность и единый ритм чувствуется равно как в штабе строительства ООО «КОРПОРАЦИЯ ИНЖТРАНССТРОЙ» в поселке Марьино, так и на самой дороге. А что касается качества и культуры ведения работ, так, пожалуй, только здесь можно увидеть еще столь редкое для нашей страны явление: рабочие, окрашивающие металлоконструкции путепроводов, раскатывают по асфальту рулонное полотно — «Чтобы не испачкать асфальт краской», — поясняет Абрам Апарцев.
Дата: 16.08.2010
Татьяна Корнилова
"Петербургский строительный рынок" 8(128)
«« назад
Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!