Саморегулирование и госзаказ

1 стр. из 1

Может ли строительный бизнес повлиять на проведение конкурсов и аукционов?  Федеральный закон № ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вызывает обоснованную критику со стороны представителей бизнес-сообщества. Формирующаяся в настоящее время система саморегулирования хозяйственной деятельности, возможно, исправит сложившуюся практику госзаказа.

Нельзя сказать, что законодатели не предпринимают определенных шагов: начиная с 2006 г. было внесено большое количество поправок, совершенствовался и сам 94-й закон. Система госзаказа находится в движении исходя из правоприменительной практики и экономических реалий. Однако о каких-либо положительных результатах говорить не приходится.


Тернистый путь госзаказа

По мнению многих экспертов, Федеральный закон № 94-ФЗ не дает возможности реализовывать долгосрочные высокотехнологические проекты. Именно в этом его основной недостаток. Кроме того, общим местом и притчей во языцех стал демпинг со стороны недобросовестных подрядчиков, искусственно занижающих цену, чтобы выиграть аукцион. Затем эти недобросовестные исполнители срывают выполнение контракта. Много нареканий вызывает и внедрение системы электронных площадок. Принцип, по которому выбраны эти площадки, не понятен. Как указывают эксперты, целесообразнее было бы оставить в соответствии с рынком свободной конкуренции много площадок, чтобы каждый мог ее выбрать на свое усмотрение, либо создать единую государственную площадку, тогда не возникнет проблемы, как найти определенный заказ. Кроме того, использовать электронно-цифровую подпись практически невозможно, поскольку не создана сеть удостоверяющих центров для обес-печения эффективной работы.

«Сегодня необходимо выстроить такую систему управления рисками, которая сама по себе минимизировала бы их возникновение, — считает директор ООО «УМТранс» Малик Гасанов. — Закон должен быть более гибким. Помимо желания исправить ситуацию в области госзакупок, есть еще факторы рынка, ведь поставщики и государственные заказчики работают на классическом рынке, так или иначе подчиняясь его правилам. 94-й Федеральный закон должен учитывать, что реально существует на рынке, каковы его сегменты и модели ведения бизнеса, каковы виды продукции и т. д.»

Президент НП «Центр объединения строителей “Сфера-А”» Илья Константинов считает: «Малые предприятия привлекаются к строительству, в основном, для проведения субподрядных работ. Они занимают нишу разного рода ремонтных и других проектов стоимостью от 100 тыс. до 50 млн рублей. Как раз на этих аукционах и проводятся незаконные сговоры участников. Схема проста и цинична: представители фирм-участниц предстоящего аукциона собираются отдельно и проводят свой аукцион (в кулуарах, с чемоданами средств). Кто-то предлагает вручить 20% от заявленной цены аукциона всем его участникам наличными сразу, на месте, в обмен на неучастие в аукционе или участие по разработанному сценарию. Если находится недовольный, то остальные участники борются за снижение до 50% — легче потерять 20%, чем 50%. На этом многие строят свой «фиктивный бизнес». Я думаю, что электронные торги уберут коррупционный фактор, но останется один критерий для выбора подрядчика — наименьшая цена за стройработы. А это напрямую влияет на качество строительства и, в частности, на выбор стройматериалов».

Компании, участвующие в аукционе, часто отклоняются по каким-либо абсурдным причинам. Так, запрашиваются виды работ, каких нет в Перечне работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденном Министерством регионального развития. До сих пор в некоторых регионах в аукционах и тендерах наблюдается участие компаний с лицензиями. Серьезная проблема сегодняшних аукционов также и в демпинговании: цена снижается до такой степени, что нормальное ведение строительных работ становится просто невозможным.

Систему нужно менять на корню!

По мнению Ильи Константинова, тендеры в формате конкурсов должны прийти на смену аукционам. В частности он отметил: «Систему нужно менять на корню! В этот процесс нужно вмешиваться на уровне НОСТРОЙ и рассматривать работу строительных компаний, участвуя во всех стадиях реализации 94-ФЗ, предварительно проведя его масштабное переустройство».

Председатель наблюдательного совета СРО НП «Лига строительных организаций» Николай Таскин полагает: «Именно национальные объединения СРО, объединив потенциал строительного комплекса, должны вести совместно с федеральными министерствами и Госдумой законодательную работу по совершенствованию проведения конкурсов и аукционов. В законодательстве необходимо предусмотреть разные условия по различным видам работ и услуг, исключая из участников фирмы, которые значительно демпингуют. И, в конечном итоге, законодательно не допускать на рынок компании, имеющие пустые амбиции, и фирмы-однодневки, не имеющие ни малейшего опыта работ».

Как подчеркнул Илья Константинов, СРО должны активно участвовать в решении вопросов с аукционами. Одними из путей, по его мнению, могут стать выборочный мониторинг и проверка аукционов, возможность участия СРО в подготовке тендерной документации вплоть до передачи контрольных функций над проведением аукционов саморегулируемым организациям, которые способны обеспечить демократичный подход к участию в аукционах. Необходимо убрать административный и бюрократический барьеры, все еще существующие и мешающие строителям полноценно работать.

Сегодня нет никакого контроля над тем, как проходят тендеры и аукционы. Поэтому часто возникают ситуации, когда или максимально занижается стоимость лота (т. е. строителей вынуждают работать себе в убыток), или выигрывают компании, которые заранее известны. «За рубежом существует антидемпинговое законодательство, — поясняет Илья Константинов. — Практически с момента своего образования Европейский союз разрабатывал правила защиты от демпинга. Необоснованно низкую цену там рассматривают «под микроскопом» и выясняют, за счет чего достигнута такая сомнительная экономия. Один из основных инструментов, используемых на Западе, — введение пошлин в том случае, если возможен материальный ущерб промышленности сообщества. Механизм антидемпингового расследования пред-усматривает ознакомление с мнением производителей, импортеров, пользователей и потребителей. Окончательные антидемпинговые меры вводятся только сроком на пять лет и могут быть пересмотрены в сторону изменения размера пошлины или продления срока, если будет доказано, что их принятие не обеспечивает защиту производителей».

Переход к системе СРО — один из многочисленных шагов на пути развития нашей страны. Демпинг — способ работы, который тормозит развитие, и он недопустим при добросовестной хозяйственной деятельности. Поэтому при СРО должен быть создан отдел ценообразования, который бы контролировал соответствие конечной аукционной цены лота его реальной стоимости, чтобы не возникало ситуаций, когда строители не могут выполнить заказ из-за нехватки денег.

«Механизм саморегулирования должен упорядочить практику конкурсов и аукционов, — полагает председатель совета некоммерческих партнерств «Главсоюз» Алексей Пышкин. — Представители СРО должны получить возможность присутствовать на всех процедурах конкурсных торгов, быть неким механизмом общественного контроля над их проведением».

Алексей Пышкин видит перспективу также в совершенствовании системы самих процедур размещения государственного заказа. В первую очередь, имеется в виду отказ от преобладающей формы открытых конкурсных торгов и переход к открытому и закрытому конкурсам. Когда это потребуется, можно использовать двухуровневую процедуру с предварительным кругом участников. Второе, что могло бы повлиять на прекращение демпинга — оценка обоснованности конкурсных предложений. К ним должен быть приложен определенный расчет — смета. Явный недочет объемов и стоимости работ в смете будет говорить о том, что предложение заведомо недопустимо.

По мысли генерального директора компании ISOEMO Дмитрия Морозова, ситуацию с недостаточно эффективным Федеральным законом № 94-ФЗ может изменить лишь экономическое положение в стране. В частности он подчеркнул: «До тех пор пока отдельных участников аукционного процесса будет устраивать работа на грани банкротства, а заказчикам будет безразлично качество получаемого продукта, никаких существенных изменений не произойдет. Проблема аукционов и конкурсов намного глубже, чем их плохая организация и недобросовестные участники. Экономика страны пока позволяет работать с крайне низкой эффективностью.

Необходимость государства в высокотехнологичном производстве и, как следствие, увеличении требований к качеству выполняемых работ рано или поздно приведет к улучшению ситуации с госзаказами как для заказчиков, так и для подрядчиков».

Ну а пока участники строительного рынка выражают пожелания о том, что законодательство в сфере госзаказа должно развиваться по следующим основным векторам: 
 разработка полноценной, документально подтверждаемой оценки квалификации участника торгов, наличие у них необходимой материально-технической базы (в собственности, в аренде или на иных условиях), наличие квалифицированных специалистов и положительного опыта выполнения подобных контрактов;
 упрощение доступа к информации о размещении заказа и его условиях.

В последнее время наметилось и встречное движение со стороны властной вертикали.

Дата: 16.08.2010
Сергей Васильев
"Петербургский строительный рынок" 8(128)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!