Культурное наследие — связь эпох, пространств и людей

1 стр. из 1

Одним из первых мероприятий Недели реставрации в Петербурге стала Международная выставка «Культурное наследие». Выставка, организованная журналом «Реликвия» и Союзом реставраторов при поддержке КГИОП, прошла с 28 по 30 июня в Центральном музее связи имени А. С. Попова.

Пожалуй, более подходящую среду для такого мероприятия сложно найти: в модернизированном памятнике архитектуры соседствуют первые телеграфные аппараты и средства космической связи. Ну а на время выставки «Культурное наследие» связь эпох, пространств и людей стала еще более очевидной.

Как заметил директор петербургского филиала НИИ теории архитектуры и градостроительства Борис Кириков, выставка «Культурное наследие» становится традицией, хотя изначально, когда проект был еще только задуман, этого от него не ждали. Впрочем, все закономерно: в музее под открытым небом не нужно искать экспонаты — они на каждом шагу. Нигде больше не умеют так воссоздавать памятники из руин (война научила), нигде нет таких реставраторов живописи и произведений искусства. Мы привыкли к реставрации, она — часть жизни петербуржцев, поэтому широкий интерес к теме гарантирован, что тут же и было доказано.

Выставка расположилась в двух залах музея, демонстрируя самые разные аспекты сохранения культурного наследия, включая образование, издательский процесс и деятельность профессионального сообщества. Каждая экспозиция — отдельная глава общей истории. Здесь представлены как уже известные петербуржцам реставрационные проекты, так и обойденные вниманием СМИ, но от этого не менее достойные: РМ «Наследие» демонстрирует реставрацию скульптур Мраморного дворца и копирование скульптуры из Висячего сада Государственного Эрмитажа, а институт «Ленпроектреставрация» — реставрацию Великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости.

Программа выставки поражает насыщенностью. Посетителям предложено около 30 мастер-классов и семинаров. Заявлены как сугубо прикладные темы, например, «Идентификация фотографий XIX в., их хранение», так и философские, в частности «Концепция развития Петербурга: историзм, антиисторизм, псевдо-историзм, консервация».

Впрочем, реставраторы по большей части не теоретики, а практики, поэтому самой большой популярностью на подобных мероприятиях пользуются мастер-классы, где открываются многие секреты профессии. Одним из таких откровений для посетителей выставки «Культурное наследие» стала демонстрация лазерной очистки камня, которую провели специалисты Международного института мрамора (IS.I.M., Италия) совместно с компанией Союза реставраторов «Ресстрой».

Осколок известняка, потемневший от многолетнего воздействия петербургской атмосферы, на глазах обретает природный цвет. Светлое пятнышко разрастается под лазерной «бомбардировкой», сопровождающейся мелкими локальными вспышками и пощелкиванием. Как поясняют специалисты, все, что на поверхности камня появилось извне, под воздействием лазера нагревается и испаряется. При этом луч отражается от материала, совершенно его не повреждая. Традиционные методы — расчистка мрамора скальпелем, использование абразивных материалов и химических реагентов — такого эффекта не дают. Реставраторы, перенявшие зарубежный опыт, уверены, что лазер способен решить масштабную проблему сохранения памятников, в том числе и мраморных, стремительно разрушающихся под воздействием агрессивной среды мегаполиса. А проблема действительно назрела: за два-три последних десятилетия глубина деструкции, объемы утрат, темпы эрозии материалов сопоставимы с теми, что накопились за предшествующие 200–300 лет.

О том, как ухаживать за уже отреставрированными памятниками из камня, пожалуй, лучше всех в Петербурге знают специалисты Службы по текущему уходу и содержанию памятников Государственного музея городской скульптуры. С мастер-классом на эту тему выступила заведующая Службой, заместитель директора реставрационной мастерской «Наследие», входящей в Союз реставраторов, Юлия Логинова. Оказывается, грамотный мониторинг и профилактические меры могут увеличить срок жизни памятника без реставрационного вмешательства в несколько раз.

С каменной скульптуры внимание гостей выставки переключается на сияющие золотом и серебром завитки и фигурки. Мастера из Белогорода, представители НПФ «Златоград», объясняют любопытствующим, что сусальное золото используют не только для декоративной отделки монументальных архитектурных сооружений. Позолотить можно практически все, а особенно красивые работы получаются на дереве, гипсе, коже, стекле, металле, камне и полимерах. Действительно, представленные публике изделия выглядят так, словно они из цельного золота — стыки между тончайшими листами драгоценного металла совершенно не видны. Как заверяют позолотчики, роскошный блеск сохранится в течение полувека, потому что соблюдены все до единого технологические нюансы.

Дата: 16.08.2010
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 8(128)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!