«Морской фасад» — уникальный порт на намывных территориях

1 стр. из 1

«Морской фасад» — сложный инфраструктурный проект, одной из основных идей которого является создание в западной части Васильевского острова первого и единственного в России морского пассажирского порта на вновь образованных намывных территориях.

В мире не много насчитывается портов, отвечающих всем международным требованиям пассажирских перевозок, а портов с подобной «Морскому фасаду» инфраструктурой — единицы. Именно поэтому новый порт Санкт-Петербурга предоставляет новые возможности для развития не только нашего города, но и всего круизного рынка североевропейского региона.

Проект «Морской фасад» реализуется согласно Распоряжению Правительства РФ от 29 апреля 2005 г. за №512-р в рамках государственного и частного партнерства при поддержке федерального правительства и администрации Санкт-Петербурга.
От идеи и проекта — до готового объекта

Впервые идея строительства порта была озвучена в 2002 г., хотя необходимость в реализации проекта подобного масштаба возникла намного раньше. Вариантов месторасположения было несколько, в том числе рассматривались и пригороды Санкт-Петербурга: Кронштадт, Ломоносов, Петергоф. Дело в том, что согласно мировым стандартам сервисного обслуживания круизных туристов пассажирский порт должен находиться в непосредственной близости от исторического центра города, чтобы туристы могли беспрепятственно добираться до основных его достопримечательностей. По техническим характеристикам акватория порта должна быть удобно расположена с точки зрения подходных путей. И, наконец, необходимо, чтобы месторасположение порта обес-печивало прибывающим крупнотоннажным круизным судам безопасность при их заходе и швартовке. Взвесив все «за» и «против», выбор остановили на западной части Васильевского острова.

В 2006 г. принимается закон «О целевой программе “Строительство морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге”» и начинается реализация проекта. Менее чем за два года вводится в эксплуатацию первая очередь (1-й круизный терминал — два причала длиной причальной стенки в 663 м), и уже в сентябре 2008 г. италь-янское судно COSTA MEDITERRANEA доставляет в новый пассажирский порт первых туристов.

В 2010 г. работают уже две очереди строительства: 5 причалов и три терминала. Строительство порта идет с опережением сроков. Окончательная готовность объекта — 7 морских пассажирских причалов и полный комплекс береговой инфраструктуры — запланирована на 2011 г.

По реализации проекта порт «Морской фасад» станет одним из самых крупных объектов круизной и паромной индустрии, а Санкт-Петербург окажется в числе наиболее привлекательных центров международного круизного туризма. Ни один проект подобного масштаба не был реализован в столь рекордно короткие сроки.

Работа порта: навигация 2010 г.

В 2009 г. порт отработал свою первую полную навигацию. В прошлом году в Санкт-Петербург было совершено 337 судозаходов (434 570 пассажиров), из них в новый морской пассажирский порт — 115 судозаходов (244 990 пассажиров). За 145 дней летнего сезона в город прибыло 28 судов, принадлежащих крупнейшим мировым круизным линиям. Важным событием для туристов стало и открытие зимней навигации 2009/2010 гг. — состоялось 6 судозаходов паромного оператора Silja Line, организованных компанией «Экспотур». Общий пассажиропоток при этом составил 9,5 тыс. человек (с 30 декабря по 8 января).

В 2010 г. работа пассажирского порта «Морской фасад» продолжается: летняя навигация была открыта 30 апреля. Первым судном, бросившим якорь в новом порту Северной столицы, стало Silja Festival. Полторы тысячи туристов отправились из Санкт-Петербурга в четырехдневный круизный тур по Балтийскому морю. Летний сезон продлится до 10 октября 2010 г. и составит 164 дня.

Уже можно подводить предварительные итоги: всего в 2010 г. в морской пассажирский порт «Морской фасад» состоится около 200 судозаходов, по состоянию на середину августа 2010 г. число туристов составило 268 181.

Речной порт «Морской фасад»

В рамках проекта также идет строительство Речного пассажирского порта, который станет частью программы развития городского речного транспорта и отчасти позволит разгрузить улично-дорожную сеть Санкт-Петербурга. Речное сообщение в порту «Морской фасад» было открыто в 2009 г.: за небольшой отрезок времени перевезено более двух тысяч пассажиров. Сейчас работа порта в основном ориентирована на туристов, прибывших в круизный порт. По мере развития инфраструктуры порта планируется организация регулярных рейсов и для жителей нашего города.

Финансирование проекта

Проект «Морской фасад» реализуется в рамках государственного и частного партнерства, которое предполагает сотрудничество государственного и частного секторов. Частные инвестиции пошли на образование территории, строительство причальной стенки, зданий вокзалов и сооружений, центра управления портом, дорог, инженерной инфраструктуры. За счет средств федерального бюджета с 2005 г. проводились работы по дноуглублению акватории порта, строительству подходного канала, реконструкции Петровского фарватера. Также федеральное финансирование было направлено и на создание в порту пунктов пропуска через госграницу, на приобретение и установку навигационного оборудования, обеспечивающего безопасность мореплавания в акватории порта. Согласно целевой программе «Реализация инвестиционного проекта по развитию морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге», порт по окончании строительства перейдет в собственность Санкт-Петербурга.

Награда

Сегодня это пока единственный в России специализированный порт, способный принимать современные круизные суда.
Переход морской составляющей туристической индустрии Санкт-Петербурга на качественно иной, европейский уровень высоко оценили и профессионалы круизного бизнеса. В частности 15 сентября прошлого года в Гамбурге на выставке Seatrade Europe-2009 новый морской пассажирский порт «Морской фасад» победил в номинации «Лучший транзитный порт года» ежегодной премии Seatrade Insider Cruise Awards.

Дата: 20.09.2010
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 9(129)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!