|
|||||
1 стр. из 1 На прошедшем в июне XIV Петербургском международном экономическом форуме были намечены принципиально новые точки роста отечественной экономики. Принимавший непосредственное участие в работе форума первый заместитель генерального директора ЗАО «Беломорский порт» Аскар Аменович Джабасов уверен, что решения, озвученные в Санкт-Петербурге, способны повлиять и на будущее портового хозяйства страны. — Аскар Аменович, на Петербургском форуме речь шла о финансовом кризисе и бюджетном дефиците, о международном сотрудничестве и энергетике, об образовании и даже о кинематографе. Но проблемы транспортной инфраструктуры в повестку дня просто не вошли. Чем же это мероприятие стало значимым для Вас как для портовика? — Для меня особенно ценным стало то, что на данном мероприятии были предложены новые модели эффективных экономических стратегий на уровне государств и крупных корпораций. И что особенно значимо, в основных подходах к их рассмотрению сошлись не только отечественные чиновники и бизнесмены, но и зарубежные эксперты. Многие комментаторы, освещавшие Петербургский экономический форум, делали основной упор на модернизации как динамическом сочетании инвестиций и инноваций. По существу это верно. Но такая констатация выглядит поверхностно, если перейти к анализу конкретных финансово-экономических и социальных инструментов модернизации, проще говоря, от вопроса «что делать?» к вопросу «как именно делать?». — В чьих же руках сегодня находится весь набор «инструментов»? — Разумеется, в первую очередь, в руках Президента РФ, Правительства РФ, а также нашего парламента, если вести речь о законодательной базе для развития экономики. Кстати, говоря о нормативно-правовых аспектах намеченных преобразований, Президент РФ Дмитрий Медведев озвучил новые рамки для инвестиционной политики, в том числе и для компаний морского и речного транспорта. Ведь в число предприятий, утративших статус стратегических, согласно Указу Президента РФ, включено 22 порта и 11 пароходств. Теперь их доли и акции будут значительно более активно обращаться на финансовых, в том числе и международных рынках. Но дело не только в этом. Современная инновационная экономика — слишком сложное и хрупкое образование, для развития которого мало только политической воли и благоприятной финансовой конъюнктуры. Ее основой должен служить мощный и диверсифицированный промышленно-производственный потенциал. На заседаниях форума эта мысль озвучивалась неоднократно, в том числе зарубежными финансовыми экспертами, что знаменует определенный поворот в их взглядах. Ведь не секрет, что до того, как разразился финансовый кризис, роль реального сектора экономики повсеместно принижалась западными специалистами, которые слыли адептами постиндустриального общества. Сейчас же все чаще речь заходит о том, что даже самым благополучным странам пора наращивать рабочие места в производственном секторе, хотя бы в рамках, достаточных для покрытия внутреннего спроса. И это вдвойне справедливо для России, которая еще далеко не исчерпала возможности индустриального подъема. — Находит ли, на Ваш взгляд, эта позиция понимание у российских руководителей? — Мне кажется, что наиболее развернуто и последовательно на форуме данную систему взглядов выразил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин. Мне, например, запомнились его слова о том, что модернизация должна непременно включать в себя три направления работы: диверсификацию экономики, включение в процессы производства товаров и услуг современных (уже разработанных и освоенных) технологических наработок и уже на этой основе инновационную деятельность, т. е. внедрение изобретений, которых еще не было на рынке. Причем, держа равнение на страны-лидеры в области хай-тека, необходимо четко осознавать, что он еще долгие годы не будет доминировать в нашей экономике. Поэтому жизненно необходимо «доводить до ума» те технологические и инфраструктурные цепочки, которые могут обеспечить развитие бизнеса и социальной сферы, а в конечном итоге поддержать те самые инновационные составляющие экономики будущего. — О каких именно технологических цепочках Вы говорите? — Проще всего мне будет объяснить это на примере нашего предприятия. На сегодняшний день строительство Беломорского морского торгового порта — это проект, правда, практически полностью готовый к реализации и уже включенный в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)». Его необходимость была вызвана как раз структурной несбалансированностью российской транспортной схемы. Общеизвестно, что Россия, являясь признанным лидером по добыче природных ресурсов, упускает огромные финансовые возможности, связанные с переработкой и транспортировкой этих богатств. В настоящее время порядка 100 млн тонн российских грузов ежегодно уходит в порты Прибалтики и Украины, способствуя росту экономики и созданию новых рабочих мест у наших зарубежных соседей. А наши собственные территории, например, Республика Карелия, где расположено наше предприятие, буквально задыхаются от отсутствия инвестиций и недостатка собственных точек роста. Наш порт — это как раз одно из тех самых недостающих звеньев в производственной и инфраструктурной цепочке, в которых так остро нуждается российская экономика. — Но ведь осуществление такого проекта требует немалых затрат? — Да, строительство обойдется примерно в 16 млрд руб. Но даже по самым осторожным прогнозам, срок окупаемости проекта составит всего 8,5 лет. — А каковы объемы этих средств? — Порядка 4 млрд рублей. Эти деньги нужны, главным образом, для проведения дноуглубительных работ (недостаточные глубины для проводки крупнотоннажных судов — главный бич большинства российских портов). Но это возвратные средства, которые станут долей государства в собственности компании. — Да, картина вырисовывается довольно мрачная… — И назвать ее в этом случае следовало бы «Упущенные возможности». Сколько таких картин мы видим повсеместно в российской действительности — оборванных экономических цепочек, технологических ниш, отданных на откуп зарубежным компаниям… Вряд ли есть аналитик, способный дать численное выражение этим потерям. Поэтому я был искренне рад услышать на Петербургском форуме от представителей российской и мировой экономической элиты трезвые и взвешенные рассуждения по поводу направлений и перспектив проводимой в стране политики модернизации. В своей программной речи Президент России Дмитрий Медведев четко обозначил главный приоритет для нашей страны: «Очевидно, что инвестиционная активность — один из решающих факторов инновационного развития и успешной модернизации нашей экономики. России нужен настоящий инвестиционный бум». Под эту основополагающую цель уже «верстается» новая налоговая политика, пересматриваются принципы расходования бюджетных средств. — В чем же ее суть? — Ресурсы для отечественной модернизации находятся как в сфере инноваций и высоких технологий, так и в оптимизации и развитии уже наработанного производственного и промышленного потенциала страны. Мобилизовать работу на этих направлениях — вот главная задача, которая на сегодняшний день стоит перед нашим бизнесом и сектором государственного управления. Таков, на мой взгляд, главный вывод, который можно сделать по итогам работы Петербургского форума. Дата: 20.09.2010 по материалам редакции "Петербургский строительный рынок" 9(129)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||