На Сахалин вместо Штокмана

1 стр. из 1

На Выборгском судостроительном заводе завершается строительство нижнего основания полупогружной плавучей буровой установки (ППБУ) «Северное сияние». Это вторая по счету платформа, которую завод должен построить по контракту с ООО «Газфлот» (дочерней компанией «Газпрома»).

Тендер на строительство двух буровых установок типа Moss CS-50 MK II для Штокмановского газоконденсатного месторождения Выборгский завод выиграл летом 2007 г. Предприятие должно было обеспечить проектирование и строительство платформ «под ключ» со сдачей в эксплуатацию первой из них в конце 2010 г., второй — в марте 2011 г. Речь идет о создании уникальных ППБУ шестого поколения для работы в арктических условиях при наличии битого льда толщиной до 70 см. Буровые cмогут работать на глубинах до 500 м и осуществлять бурение на глубину до 7,5 км. Таким образом, установки были спроектированы с некоторым запасом, т. к. глубина моря на Штокмановском месторождении составляет около 350 м.

Особые требования предъявляются к поставщикам оборудования, т. к. оно должно безотказно функционировать при температуре минус 30 °С. Платформы будут оснащены самыми современными средствами бурения и контроля этих процессов, системой динамического позиционирования и якорными устройствами для нахождения на точке бурения. Предусмотрен большой объем средств автоматики для обеспечения режима безопасной эксплуатации. В соответствии с экологическими требованиями к работам в арктических условиях буровые установки не будут давать абсолютно никаких сбросов в море.

Поскольку производственные мощности Выборгского завода позволяют строить только нижнее основание ППБУ, для сооружения верхнего строения был привлечен субподрядчик — южнокорейская компания Samsung Heavy Industries. Свои договорные обязательства этот тандем выполняет точно в соответствии с графиком работ. Однако поменялись планы у «Газпрома»: начало освоения Штокмановского месторождения откладывается на два-три года, а посему обе буровые платформы решено пока эксплуатировать на Сахалине.

«В связи с этим мы подписали дополнительное соглашение с «Газфлотом», — говорит генеральный директор ОАО «Выборгский судостроительный завод» Валерий Левченко. — Определен новый порт приписки обеих платформ — «Холмск» на Сахалине. Стыковку нижнего и верхнего оснований буровых установок решено было проводить на Дальнем Востоке. Нижнее основание первой платформы «Полярная звезда» мы построили за 22 месяца и в начале мая нынешнего года на специальном судне отправили в Корею».

Путь предстоял долгий: через Балтийское море в Северное, затем вдоль побережья Европы по проливу Ла-Манш, далее по Бискайскому заливу с проходом через Гибралтар, через Средиземное море и Суэцкий канал с выходом в Красное море и Индийский океан. Поскольку в Суэцком канале орудуют сомалийские пираты, был нанят конвой. К счастью, все прошло благополучно. Транспортировка нижнего основания буровой платформы на борту голландского полупогружного транспортного судна «Талисман» заняла 42 дня.

Рассказывает руководитель проекта Владимир Маркушин:
— В 8 утра 17 июня мы прибыли на верфь компании Samsung Heavy Industries в Южной Корее и через два-три дня приступили к операции балластировки нижнего основания платформы. Выборгскими судостроителями в сотрудничестве с корейскими и голландскими подрядчиками была совершена уникальная технологическая операция по бескрановой установке верхнего строения ППБУ «Полярная звезда» весом более 18 тыс. т на нижнее основание платформы. Уникальность стыковки состояла в том, что она впервые в мире проводилась на плаву. Все расчеты для этого сделали специалисты ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова. Нижнее основание платформы было притоплено, на него было наведено судно-транспортировщик с верхним строением на борту. После соответствующего позиционирования судно-транспортировщик тоже было притоплено для достижения стыковки между верхним строением и колоннами нижнего основания. Для этого были разработаны и применены специальные стыковочные устройства, которые изготовили в США. Благодаря этим шести устройствам нагрузка с верхнего строения платформы на ее нижнее основание передавалась медленно, поэтапно. После завершения этой операции и технической сварки стыков судно-транспортировщик покинуло точку интеграции. Вся операция «наплыва» заняла пять дней и завершилась 5 июля. После этого на платформе начались пуско-наладочные работы, испытание оборудования и достройка. Срок сдачи буровой установки в эксплуатацию — 15 декабря нынешнего года. Добавлю, что транспортировка нижнего основания в Корею и стыковка его с верхним строением платформы сопровождались договором страхования с известной компанией.

В последних числах августа нижнее основание второй ППБУ «Северное сияние», которое сейчас стоит у заводской стенки, будет погружено на голландское судно-транспортировщик и отправлено в Корею. Переход займет около 40 дней. Поскольку всеми компаниями-участниками уже приобретен бесценный опыт по осуществлению «наплыва», операцию стыковки верхнего строения с нижним основанием платформы предполагается сократить.

Дата: 20.09.2010
Ольга Лоскутова
"Петербургский строительный рынок" 9(129)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!