Основные тенденции развития рынка легких металлических конструкций и сэндвич-панелей на 2010–2012 гг.

1 стр. из 1

Говоря сегодня о тенденциях и трендах, мы будем вести разговор не только о новых материалах и решениях, но и о потребностях «Заказчика», о том, что нужно «Клиенту», чего он ждет от производителей.

Непростое нынешнее время убедительно доказало, что «Клиент» приходит в «Компанию», которая не просто его ожидает, а готова к его приходу, ей есть что предложить. Именно в этом ракурсе мы хотели бы сегодня посмотреть на рыночную ситуацию и попытаться спрогнозировать некоторые тренды в ее развитии. Итак, данная статья адресована тем, кого пока еще интересуют благоприятные прогнозы на развитие рынка, кто им пока еще верит.

Сегодня сохранение бизнеса зависит от наличия устойчивых конкурентных преимуществ, которые помогают не только остаться на плаву, но, и воспользовавшись слабостью конкурентов, существенно увеличить долю рынка. 

Мы все понимаем, что рынок ограждающих конструкций в ЛМК и легких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) в настоящее время находится не в самом лучшем состоянии, но в то же время для всех нас очевиден и тот факт, что он будет расти в разы или даже в десятки раз. Основной волнующий всех вопрос: куда же он будет развиваться?

С нашей точки зрения, в течение ближайших 2-х лет потребление изделий из оцинкованной стали претерпит серьезные изменения.

Во-первых, унылая стандартная цветовая гамма будет меняться в сторону более привлекательных и выразительных цветовых решений, более современных типов покрытия. Примеры тому уже есть — ГП «Стальные Конструкции» предлагает своим «Заказчикам» порядка 150 цветов покрытия, Киреевский завод идет тем же путем. Вероятно, скоро можно будет увидеть более выразительные кровельные и фасадные решения на стройках наших «Заказчиков». На сегодняшний день основная гамма производственно-складского ассортимента в России — сине-белая, наиболее продвинутый «Клиент» выбирает серебристые тона. В то же время западные, а сейчас и восточные компании предлагают каждый год все новые типы покрытий, позволяющие существенно расширять привычные  рамки архитектурных решений фасадов и кровель, что позволяет производителям сэндвич-панелей осваивать новые виды продукции и, главное на сегодняшний день, увеличивать собственную рентабельность.

Во-вторых, производителям следует обратить самое серьезное внимание на активно растущий сектор производства зданий из ЛСТК. По мнению экспертов Stellbuildings.ru,  в России 2010 г. будет годом серьезной подготовки к большому прорыву  в секторе производства зданий из ЛСТК. Многие производители активно готовятся к этому. Легкие здания из холодногнутого профиля будут одним из основных продуктов на ближайшие 5 лет развития рынка как в производственно - складском секторе, так и в агропромышленном комплексе.

Сектор жилищного строительства на основе стального каркаса из оцинкованного профиля «выстрелит» чуть позже. В данном секторе существенным фактором влияния оказывается привычка жить в кирпичных, «каменных» домах. С другой стороны, большинство из производителей пока не умеет в должной мере пользоваться преимуществами домов такого типа в плане скоростного строительства. В США и Канаде такой дом ставится в течение 2-х месяцев под ключ. У нас это никак не получается. На Западе такие дома можно купить со склада. Хотя в этой области  наметились определенные сдвиги — простые строения из ЛСТК уже появились в продаже в сетевых магазинах. Это новый способ продажи на нашем рынке — он весьма перспективен. В дальнейшем именно близость товара к «Клиенту» будет определять его выбор либо в пользу вашей «Компании», либо вашего конкурента. Это новый и очень перспективный вид продажи. Несколько лет назад многие из нас и не думали, что металлочерепицу, профнастил, водосток и строительные профили можно будет продавать через сетевые магазины. Сегодня там можно купить гараж, теплицу,  хозблок и собрать это в течение одного дня на своем приусадебном участке. Кстати, один из известных игроков на рынке СП начал выпускать продукцию для каркасного домостроения.

Мы считаем, что в ближайшие 1–2 года в сетевых магазинах и других сбытовых цепочках появится более широкий выбор сооружений из ЛСТК (склад, здания сельскохозяйственного  и производственного назначения, в конце концов, готовые комплекты домов типовых серий). О концепции «здания в коробке» мы говорили с 2000 г. и сейчас  видим, что прогнозы начинают сбываться. Продукция каких производителей окажется на прилавках магазинов — покажет время.

В-третьих, большинство из производителей зданий из ЛСТК и ЛМК будут заниматься типизацией собственной продукции. Такая тенденция наблюдается уже в течение 3 лет, и далее она будет только усиливаться. Мы следим за этим и накопили большую библиотеку подобных решений. Например, один из известных заводов МК в России («Руукки») продает в основном (на 90%)  здания из ЛСТК и МК типовой серии. На нетиповые здания остается 10%. Те производители, которые до настоящего момента соревнуются друг с другом на рынке ЛМК в секторе нетиповых зданий,  как раз и конкурируют в 10%-ной доле рынка. Выводы делайте сами. Клиенту проще (опыт это подтверждает) ориентироваться в типовых сериях. Производителям проще устанавливать честные цены для типовых зданий и делать их экономичнее. Будущее — за типовыми зданиями.

В-четвертых, мы полагаем, что в ближайшие 3 года дальновидные производители ЛМК, ЛСТК и сэндвич-панелей изменят свои взгляды на дистрибуцию собственной продукции. Если они не получат возможности по ряду причин продавать свою продукцию через сетевые магазины, то будут развивать дилерские сети. Необходимо изменить бытующую точку зрения на дилера как на будущего конкурента. Дилер — это партнер. Организация дилерской сети — это не набор 5–10 «Компаний», а постоянная и активная работа по привлечению, образованию и развитию ваших будущих партнеров. Именно этим путем вы можете утроить объем сбыта.

Пятый аспект: в ближайшие два года продуктовая линейка многих «Компаний» претерпит изменения в сторону системных решений. Мы увидим минимум две новые фасадные системы из сэндвич-панелей.

Говоря о системных решениях, мы имеем в виду полностью проработанные фасадные решения, включая конструкцию крепления к прогонам, их типологию, методы компенсационного крепления собственно ограждающих конструкций, комплекс проходок, проемов и примыканий. Именно системные решения позволят «Клиентам» оценить профессионализм «Компаний-поставщиков» и сделать правильный выбор в вашу пользу.

Также возрастет значение архитектурных решений фасадов зданий. Пока еще не все это осознают в полной мере и просто пытаются продавать СП, как кирпичи. Ничего плохого в этом нет: СП,  в конечном итоге, — это просто удобный стройматериал.

Мы надеемся на появление более интересных фасадных решений, например, криволинейных или волнистых.

Шестой интересный аспект, наблюдаемый нами на рынке. Все большее количество «Компаний-поставщиков» начинает переходить от малой механизации к индустриальному, скажем так, подходу в сфере производства комплектующих для кровель и фасадов. Это очень важный фактор — борьба за стандартное качество комплектной поставки фасада или кровли. Мы считаем, что эта тенденция будет только усиливаться, и многие кустарные решения будут отмирать естественным путем и заменяться на более качественные.

Также мы очень надеемся, что «Компа-нии-поставщики» найдут в себе желание и силы по импортозамещению ряда товаров на нашем рынке. Рынок производства профилированного листа в России  активно развивается более 15 лет, но до сих пор в страну импортируются металлочерепица, водосток и ряд других (не особо сложных в производстве) видов продукции.

Эти товары имеют налаженный сбыт, своих потребителей. Может быть, хватит возить через границу гнутый металл? Может, стоит забрать деньги покупателей себе, а не поддерживать западных поставщиков? На выставке «МосБилд-2010» мы увидели 4 новых стенда турецких и корейских производителей, которые выставили свою продукцию часто со странными решениями примыканий, креплений и замков. Но они к нам едут! А мы к ним? Или мы им «сдаем» свой рынок?

Седьмой фактор, влияние которого  заметно уже на протяжении трех лет, — специализация «Компаний»-производителей сэндвич-панелей.

Мы прекрасно понимаем, что невозможно на «пирожковой» линии выпустить 5 тыс. кв. м 100 мм панели в месяц. Крупные «Компании» это давно осознали и произвели обновление своего технологического парка. Но необходимо трезво смотреть на вещи: в московском регионе нет необходимости в 50-ти производителях сэндвич-панелей мощностью по 50 тыс. кв. м в год у каждого.

И отнюдь не мощность и марка поставщика линии определяют ваш сбыт, а правильная позиции «Компании» на рынке и ее уникальные конкурентные преимущества. В дальнейшем сегрегация заказов и «Заказчиков» только усилится.

Восьмой и очень важный фактор рынка — гарантия на выпускаемую продукцию. Он пока только зарождается, но мы уверены, что в ближайшие год-два он станет основным фактором, влияющим на выбор «Клиента». Уже сегодня все западные и многие юго-восточные производители изделий из металла с покрытием пришли к выводу о необходимости предоставлять гарантию на свои материалы на 5–15 лет. А что мы предлагаем нашему «Клиенту»? Год-два?

Мы все пишем на своих сайтах и в рек-ламных буклетах: «Выпускаем качественную продукцию». Давайте подтвердим эти слова гарантией! Гарантия на продукцию, безусловно, грамотно, юридически оформленная, должна быть не менее, чем гарантия на металл, из которого эта продукция изготовлена.

Ситуация сегодняшнего дня — когда «Заказчик» не принимает в расчет никакие доводы производителя о качестве товара, покупаемого по низкой цене, гарантийные обязательства могут явиться единственным фактором, определяющим реальную цену продукции и влияющим на продажу!

Возможно, как переходный вариант, кому-то стоит рассмотреть китайский опыт предложения товара по цене, которую определяет «Заказчик», — ввести систему градации по качеству.

В существующей с 1986 г. в Китае системе градаций качества указаны 26 сортов материалов и изделий. Для сравнения: в СССР было всего 3 сорта и 1 высший.

Может быть, кому-то стоит подумать над этим способом убеждения «Клиентов»?

Дата: 20.09.2010
Андрей Бызов, Дмитрий Кропивницкий
"Петербургский строительный рынок" 9(129)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!