|
|||||
1 стр. из 1 Строители переживают очень сложный период своей деятельности. Многие связывают это с переходом на саморегулирование строительной отрасли и отказом государства от многих контрольных функций. Но саморегулирование стало лишь лакмусовой бумажкой, проявившей те проблемы, которые сложились за последние десятилетия. Стало ясно, что все законы (законодательные акты), затрагивающие сферу строительства, принятые за последнее время, в том числе законы о техническом регулировании, не дееспособны и подлежат пересмотру. И это лишь одна из проблем, которые предстоит решать саморегулируемым организациям. Любые начинания на первом этапе связаны с трудностями. Не удалось избежать этого и саморегулированию. Сначала с большим трудом пришлось преодолевать сопротивление Федерального лицензионного фонда. Стали появляться «коммерческие» СРО, основной целью которых изначально была задача — овладеть финансовыми потоками и использовать их в своих интересах. Недобросовестные политики используют трибуну СРО и участие в ее руководящих органах для достижения определенных политических и карьерных целей. Руководители регионов пытаются «сыграть» на саморегулировании, преследуя собственные выгоды. Но даже беспринципность дельцов, коррумпированность политиков и бюрократизм чиновников не оказали на становление саморегулирования в строительстве столь пагубное воздействие, как пассивность на первых этапах процесса самих строителей, руководителей строительных и проектных организаций. Как результат, профессиональные строители проигрывают с разгромным счетом дельцам от строительства. Чтобы восстановить влияние и упрочить позиции, руководителям строительных компаний следует пересмотреть свои взгляды и уделить более пристальное внимание вопросам саморегулирования. Многим президентам СРО стоит обратить внимание на состав исполнительных органов своих организаций, умерить их материальные запросы, усилить совет. Ведь, прежде всего, саморегулируемые организации — это ответственные, профессиональные объединения, которые стремятся решить возникающие проблемы и отстаивать интересы своих членов, одновременно предъявляя к ним строгие требования. К сожалению, не все СРО придерживаются подобной точки зрения. И пока есть строители, которые готовы платить за вступление и членство в СРО, а потом давать ее руководителям взятки за получение свидетельства, успешное прохождение проверок и т. д., подобные «коммерческие» СРО будут существовать. А как бороться с коррупцией в государстве, если мы в своем строительном сообществе не можем этого сделать? И все происходит потому, что некоторым руководителям кажется, что проще заплатить, чем сделать так, чтобы соответствовать требованиям. Необходимо, чтобы каждый понимал: не можешь выполнить условия — уходи с рынка. Показательно, что с введением саморегулирования количество недобросовестных компаний сильно сократилось: тем, кто строительной лицензией лишь прикрывал свои нечистоплотные интересы, оказалось просто невыгодно действовать в условиях саморегулирования. Отсеивание подобных компаний — один из наиболее положительных моментов саморегулирования. К сожалению, положительных результатов не так уж много. С момента перехода строительной отрасли на саморегулирование прошло более восьми месяцев. И уже можно подвести кое-какие итоги. Первое, что бросается в глаза, это то, что «в друзьях согласья нет». Участники саморегулирования на строительном рынке не сумели консолидировать свои усилия на решении первоочередных задач, которые стоят перед строительным сообществом и требуют скорейшего решения. Среди них СНиПы и ГОСТы, по которым мы строим и проектируем, хотя они безнадежно устарели. Отставание от Запада в среднем составляет 20 лет. Необходимо также совершенствовать нормативно-техническую базу — эта работа сегодня практически не ведется. В существующую нормативную и законодательную базу в строительстве необходимо срочно внести изменения. Все последние нормативные акты принимались слишком поспешно и без должной глубокой проработки. Это касается и Федерального закона № 184 «О техническом регулировании» и Федерального закона № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также Градостроительного кодекса и нормативных актов в области саморегулирования и мн. др. документов. Необходимо устранить административные барьеры при внедрении новых технологий, материалов и оборудования. Следует на государственном уровне создать условия для работы наших проектировщиков и строителей как за рубежом, в особенности, на постсоветском пространстве, так и внутри страны. Следует принять меры для защиты отечественных специалистов от вытеснения с российского строительного рынка многочисленными зарубежными компаниями. Привлекать западные компании нужно, но лишь в том случае, если используются новые технологии, передается уникальный опыт, происходит интеграция иностранных достижений и профессионализма местных специалистов. Нужно постоянно заниматься обучением наших инженерно-технических работников и рабочих, в том числе и за рубежом, сохранять уровень специалистов, учебные заведения и научную базу. Подобные глобальные задачи, казалось бы, следует ставить перед организациями, объединяющими наибольшее число участников процесса саморегулирования — национальными объединениями саморегулируемых организаций, существующими специально для того, чтобы защищать интересы рядовых строителей. К сожалению, они не способствуют решению этих проблем, занятые решением внутренних разногласий. Остается надеяться, что после проведения внеочередных съездов ситуация исправится, и национальные объединения возьмут на себя организационную и связующую роль для объединения строителей в целях решения вышеперечисленных и других задач, стоящих перед ними. На наш взгляд, и эту позицию мы отстаиваем с момента образования наших саморегулируемых организаций (НП «Объединение подземных строителей» и НП «Объединение подземных строителей – Проект») и до сегодняшнего дня, ядро саморегулирования должны составить специализированные СРО. Это исключило бы вероятность создания монстров, объединяющих 2–4 тысячи организаций, часть которых занимается одноэтажными коттеджами, другие возводят высотные здания, а третьи строят подземные сооружения. На сегодняшний день выдача свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе к особо опасным, технически сложным и уникальным, осуществляется любым СРО, что в корне неправильно. Сейчас в органах законодательной и исполнительной власти начинают это понимать. Один из немногих положительных моментов, внесенных в Градостроительный кодекс, — появление пункта о минимально необходимых требованиях к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность особо опасных и технически сложных объектов. Порядок установления саморегулируемыми организациями требований к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам и порядок определения СРО, обладающих правом выдачи свидетельств о допуске к указанным работам, могут устанавливаться Правительством РФ. До сих пор свидетельства могли выдавать кто угодно, вплоть до домохозяек, а не только профессионалы в области строительства и проектирования. Данный пункт — это первый шаг к тому, чтобы на определенные виды работ, особенно — на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, свидетельства о допуске выдавали только те СРО, в составе совета которых есть соответствующие специалисты. Поскольку свидетельства о допуске фактически выдает совет СРО, то и к нему должны быть предъявлены соответствующие требования. Члены совета должны быть высококлассными специалистами в своей области. Только в этом случае они смогут оценить квалификацию компаний, получающих допуск на ведение работ, уровень профессионализма персонала, надежность технических средств, безопасность технологий. Также немаловажные показатели — длительность пребывания на строительном рынке, наличие опыта и материально-технической базы. Основная часть строящихся подземных объектов относится к особо опасным, технически сложным и уникальным. В данном случае ответственность как компании, осуществляющей строительство, так и саморегулируемой организации, в которую она входит, возрастает в разы. И сделав выбор в пользу специализированной СРО, ее участники как бы подтверждают свое особое положение в строительном сообществе. НП «Объединение подземных строителей» — единственная в России специализированная саморегулируемая организация в области подземного строительства, а СРО НП «Объединение подземных строителей – Проект» — в области подземного проектирования. Это не значит, что в других СРО нет профессиональных компаний, сооружающих объекты подземной инфраструктуры. Но специализированных СРО в этой области больше нет. Несмотря на то, что подземное строительство — один из сегментов строительной индустрии, внутри него можно выделить довольно много различных направлений: метростроение, тоннелестроение, инженерные сети, прокладываемые методом микротоннелирования и горизонтально направленного бурения, сооружение объектов городской подземной инфраструктуры. И даже внутри специализированной СРО необходимо учитывать особенности каждого направления, в связи с чем возникает «специализация в специализации», что позволяет некоторые задачи решать еще более эффективно. Например, филиал НП «Объединение подземных строителей» занимается разработкой нормативных документов только для горизонтально направленного бурения — перспективного направления подземного строительства, для которого нормативы по большей части отсутствуют. Объединение компаний в СРО ради достижения необходимой численности способствует развитию коррупции и распространению потребительского отношения к саморегулируемым организациям как к источнику свидетельств о допуске к работам. Но ведь после принятия федеральных законов №315-ФЗ и №148-ФЗ у строителей появилась возможность, с одной стороны, объединиться в профессиональные сообщества, с другой — участвовать в обсуждении и подготовке законодательных актов. Не использовать такую возможность — значит отдать строительную отрасль на откуп нечистоплотным дельцам. Только консолидировав усилия всего строительного сообщества, отбросив в сторону личные амбиции, мы сможем максимально быстро распутать клубок неразрешимых проблем и вывести российскую строительную отрасль на качественно новый уровень. Дата: 20.09.2010 Сергей Алпатов "Петербургский строительный рынок" 9(129)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||