Реставраторы соревнуются

1 стр. из 1

Конкурс профессионального мастерства среди реставраторов декоративных штукатурок и лепных изделий организован Союзом реставраторов Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Конкурс прошел в Реставрационном лицее «Купчино» в преддверии первой Недели реставрации в Санкт-Петербурге. И участники конкурса, и эксперты конкурсной комиссии оценили это начинание по высшему разряду.

В первом профессиональном конкурсе Союза реставраторов принимали участие только опытные штукатуры и лепщики ведущих реставрационных компаний, входящих в профессиональное сообщество. На данном этапе развития проекта требовалось продемонстрировать мастерство и передовой опыт в выбранном направлении. Работа конкурсантов подробно записана на камеру, с тем, чтобы использовать этот наглядный материал в учебном процессе.

Мастера за партой

В первой части конкурса, теоретической, реставраторов пригласили сесть за парты на 15 минут, чтобы выполнить 14 тестовых заданий. Вопросы были составлены коллективом реставрационного лицея и специалистами ведущих реставрационных компаний. В итоге совместной работы получилось гармоничное сочетание теории и практики, максимально приближенное к реальности. По общему мнению членов конкурсной комиссии, сложность тестовых заданий соответствует современным требованиям, предъявляемым к реставраторам: проверяется знание разных материалов, технологий и архитектурных деталей, охраны труда и техники безопасности…

— Знание теории реставраторами-практиками можно сравнить со знанием механики профессиональными водителями. Возможно, терминология со временем частично забывается, но понимание процессов и навыки, наоборот, оттачиваются, — считает член конкурсной комиссии, заместитель директора Союза реставраторов Игорь Марухин. — Тестовые задания конкурса не назовешь простыми, но материал, на котором они подготовлены, взят из повседневной реставрационной практики. Например, в одном из заданий изображен инструмент для вытягивания профиля — подкос, хорошо знакомый каждому без исключения штукатуру и лепщику. Конкурсантам предложено выбрать из нескольких вариантов его правильное название.

В качестве вариантов перечислены элементы того же подкоса: профильная доска, полозок, стальной профиль, салазки. Не каждый вспомнит хрестоматийное — единственно верное — название привычного инструмента.

— Я не вижу в тестовых заданиях большой сложности. Чтобы работать на памятниках архитектуры, реставратор обязан читать методико-технологические рекомендации, технологические регламенты, т. е. владеть определенной терминологией и специальными теоретическими знаниями. Когда я общаюсь с реставраторами на объекте, мы говорим на профессиональном языке и прекрасно понимаем друг друга, — говорит член конкурсной комиссии, главный специалист отдела Адмиралтейского района КГИОП Андрей Сергеевич Сокольцов.

На старт, внимание, марш!

Штукатурам отдали одну из учебных аудиторий. Поле для деятельности каждого конкурсанта представляет собой прямоугольник размером 140 х 75 см. В распоряжении участников материал, который предоставил партнер Союза реставраторов — ООО «Баумит»: по 5 кг штукатурной смеси, а также инструменты, вода, малярный скотч и отпечатанные рекомендации по работе. Задача — создать максимально приближенную к образцу поверхность, четкую по форме и разделенную рустами.

— За качество штукатурной смеси мы отвечаем, но прежде чем реставраторы возьмутся за инструмент, они должны внимательно прочесть характеристики материала, с которым они собираются работать, и наши рекомендации, — предупреждает представитель ООО «Баумит» Олег Владимирович Ольховский. — Если пренебречь технологическими нюансами, последовательностью действий и пропорциями, то результат получится не идеальным.

— Вообще-то критериями оценки труда реставраторов-штукатуров являются: аккуратность нанесения раствора, навыки работы с инструментом, умение точно воспроизвести фактуру по образцу и соблюсти нужную геометрию, — добавляет член конкурсной комиссии, генеральный директор ООО «Рестауро СПб» Юрий Геннадьевич Загвозкин. — Большинство конкурсантов прежде не работали с материалом «Баумит» (хотя нашей компании он известен по реставрации террасы Меншиковского дворца), поэтому, действительно, соблюдение рекомендаций имеет принципиальное значение.

— Я решила, что нужно израсходовать всю предоставленную смесь, и напрасно, т. к. от этого зависит структура поверхности. Ну а сам материал и инструменты для него мне очень понравились, работать с ними приятно, — делится впечатлениями реставратор ООО НПХК «Ремстройкомплекс» Ольга Клинова. — В целом конкурс явно удался. Мы и поволновались, и себя показали, и новое узнали.

В лепной мастерской лицея конкурсанты расположились за общим длинным столом. Здесь инструкции не нужны. Каждому дано по два элемента лепного декора с традиционным растительным узором и одинаковыми утратами. Утраты требуется «набрать» и придать им художественную форму оригинала, ориентируясь на симметричный фрагмент и интуицию. Но сначала лепщики самостоятельно замешивают гипсовую массу и особым образом обрабатывают реставрационные участки.

— В последние годы с гипсом я работаю нечасто, поэтому некоторые моменты вспоминал по ходу дела, — говорит скульптор ООО «Лапин Энтерпрайз» Александр Чернов. — Честно говоря, я понервничал, но в целом, думаю, справился.

Конкурсной комиссии пришлось не легче, чем лепщикам. Оценить по баллам каждый восполненный фрагмент, учитывая все нюансы лепки, а затем выставить итоговую оценку — дело кропотливое. Пока шел процесс подсчета, мы побеседовали с директором Реставрационного лицея «Купчино» Владимиром Николаевичем Коровиным. На вопрос, сложно ли стать реставратором декоративных штукатурок и лепных изделий, он ответил:
— Вообще-то эта работа требует знания многих и многих технологических тонкостей. Нужно овладеть основами графики и живописи, знать природу камня, уметь приготовить различные смеси и растворы для изготовления объемных деталей. Специалист в этой области обладает точной зрительной, двигательной координацией, эстетическим вкусом, терпением и вниманием.

Выпускники по специальности реставратора декоративных штукатурок и лепнины сразу находят выгодную работу. Город постоянно нуждается в их руках. В этом году нам даже пришлось скорректировать учебный план: немного отодвинуть теоретические занятия, чтобы задействовать студентов в подготовке города к 65-летию Победы.  Я хочу сказать, что все участники нынешнего конкурса, безо всякого сомнения, являются достойнейшими представителями этой профессии.

Победители конкурса профессионального мастерства

Номинация «Лучший реставратор декоративных штукатурок»:
 1 место — А. А. НАЛИВАЙКО, реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий 4-го разряда (ООО НПХК «Ремстройкомплекс»);
 2 место — О. Д. КЛИНОВА, реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий 5-го разряда (ООО НПХК «Ремстройкомплекс»);
 3 место — С. Г. ЗАХАРОВ, реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий (ЗАО «Ремстройфасад»).
Номинация «Лучший реставратор лепных изделий»:
 1 место — А. С. ШКВАЛИНОВ, скульптор-лепщик (ЗАО «Ремстройфасад»);
 2 место — В. Б. КОНОНОВ, реставратор декоративных штукатурок и лепных изделий (ООО «Сфера XXI век») и В. Ю. ОРДИЯН, скульптур (ЗАО «Ремстройфасад»);
 3 место — А. В. ЧЕРНОВ, скульптор (ООО «Лапин Энтерпрайз») и А. С. ПОСТАВНЕВ, лепщик архитектурных деталей 5-го разряда (ЗАО «Акме-дек»).

Дата: 20.09.2010
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 9(129)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!