После семи лет реформы технического регулирования

1 стр. из 1

В ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция с президентом Ассоциации строителей России Николаем КОШМАНОМ, посвященная Дню строителя. Тема, однако, была не особо праздничная: «Строительство: испытание экономическим кризисом». На первом плане при этом были вопросы техрегулирования.


Помимо Николая Кошмана, в пресс-конференции также приняли участие вице-президент Ассоциации строителей России (АСР), президент Союза строителей железных дорог Михаил Кайков и директор правового департамента Ассоциации строителей России Александр Самойлов.

Как считают руководители АСР, серьезное технологическое отставание отечественной строительной отрасли от передовых стран в значительной степени связано с несовершенством действующих нормативных правовых актов в области строительства. Прежде всего — в сфере технического регулирования: недоработки техрегламента «О безопасности зданий и сооружений» и предусмотренных им обязательных, так называемых Сводов правил, «к которым данный технических регламент теперь относит и безнадежно устаревшие СНиПы, большая часть которых не проходила актуализацию с начала 90 гг. прошлого века».

По мнению руководства АСР, сегодня, «после семи лет реформы технического регулирования отрасли, российские строители вернулись к ситуации конца 90-х гг. прошлого века. «Ответственные» за реформу, не сумев за семь лет (!) справиться с разработкой строительных стандартов и не создав никаких механизмов применения в строительстве принципов Нового европейского подхода, не нашли ничего лучшего, чем вывести отрасль с 1 июля 2010 г. из прямого регулирования Федерального закона «О техническом регулировании» и снова, как и в прошлом веке, сделать обязательными уже 20 лет как устаревшие нормы». Как отмечается в распространенном пресс-релизе, «все это противоречит позиции первых лиц государства и произошло в нарушение всех международных договоренностей РФ, включая и соглашение ВТО о технических барьерах в торговле, и Дорожную карту по Общему экономическому пространству, а также проект Соглашения об общих принципах технического регулирования Таможенного союза. Правда, при этом нам в очередной раз обещают быстро актуализировать устаревшие стандарты, на этот раз до конца 2012 г. Успеют и смогут ли ответственные за этот фронт работ сделать за два с небольшим года то, что они же не осилили за семь, — большой вопрос».

Отмечалось также, что одновременно с «похоронами» сметного нормирования, существенно отличающегося от зарубежного, обязательность применения устаревших СНиПов создала строительной отрасли еще одну проблему — невозможность строительства инфраструктурных и иных объектов с использованием инновационной формы государственно-частного партнерства, т. е. контрактов жизненного цикла (КЖЦ). Данный механизм, когда государство платит за объект только после пуска оного в эксплуатацию (то есть, по сути, покупает уже готовый сервис, а специальная управляющая компания сама привлекает средства, проводит изыскания, проектирование, строительство и сама объект эксплуатирует), с успехом применяется во всех странах Западной Европы. По данным АСР, данная инновационная форма позволяет экономить до 40% от общей цены контракта, а также стимулирует управляющую компанию на применение самых новых технологий и материалов, сокращение сроков строительства и повышение его качества. «Но сейчас требования новых мировых и европейских стандартов необходимо «подгонять» под обязательные СНиПы, что полностью дискредитирует саму идею КЖЦ в России и ставит непреодолимый заслон на пути в страну иностранных инвестиций в строительство», — говорится в пресс-релизе.

«Может быть, все же пора в качестве альтернативы присоединиться к ЕС по вопросам технического регулирования стандартизации в строительстве, как это сделала Белоруссия, разрешив прямое применение европейских стандартов посредством принятия соответствующего постановления правительства, и тем самым увеличила приток зарубежных инвестиций в свои инфраструктурные проекты только за первый квартал 2010 г. в 4 раза? — вопрошают руководители АСР. — В строительной отрасли просто необходимо применять инновационные подходы в рамках государственно-частного партнерства, что демонстрируется на примере реализации проекта высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Санкт-Петербург (1 трлн руб.), в формате контракта жизненного цикла».

Реформа технического регулирования в строительстве, по мнению руководства АСР, требует также создания единой системы аккредитации в России. «Сегодня ни один вопрос, который касается сферы технического регулирования, нельзя рассматривать в отрыве от процесса формирования Таможенного союза, чтобы успешная система аккредитация позволила стране свободно перемещать получившую подтверждение соответствия обязательным требованиям продукцию по территории всего Таможенного союза и ЕС, — отмечается в пресс-релизе. — В России также необходимо привести все требования к испытательным лабораториям и органам по сертификации в соответствие международным требованиям (стандарты ИСО серии 17000 и EN 45000). Это позволит перейти к созданию единого органа по аккредитации (с учетом международной практики) и института нотифицированных органов, положение о которых необходимо предусмотреть в ФЗ “О техническом регулировании”, о чем АСР говорила еще в 2005 г.».

Впрочем, проблема технического регулирования была обозначена на пресс-конференции только как «одна из бед строительного комплекса». Шла речь и о саморегулировании, события вокруг которого, по мнению руководства АСР, на определенном этапе «превратились в плохой детектив».

«Главное, чтобы всероссийский съезд саморегулируемых организаций был проведен честно и демократично, без жульничества и недобросовестности. Только такой подход позволит сформировать нормальное национальное объединение строителей, достичь согласия в саморегулируемом строительном сообществе», — подчеркивает руководство АСР.

Дата: 27.09.2010
по материалам редакции
"Федеральный строительный рынок" 6(86)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!