Питерская «Международная»: последняя сбойка. И дальше…

1 стр. из 1

6 октября на участке второго пускового комплекса Фрунзенского радиуса Петербургского метрополитена закончилась проходка перегонных тоннелей между станциями «Волковская» и «Международная» и состоялась последняя сбойка перегонного тоннеля на «Международной». Общая длина тоннелей составила 6 650 погонных метров.

Повышенная сложность работ здесь заключается в том, что тоннель проходит двумя щитами, идущими навстречу друг другу. Обе части тоннеля должны встретиться в стыковочной камере, при этом точность измеряется в сантиметрах.

На объекте задействовано шесть организаций «Метростроя», ведущих работы в круглосуточном режиме. Только так удается придерживаться установленных сроков. Наклонные ходы, а также большинство тоннелей практически готовы; просматриваются очертания платформы с колоннами и сводчатым потолком. В ближайшей перспективе — прокладка инженерных сетей и отделочные работы.

Как подчеркнул на торжественной церемонии генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров, далеко не самый большой отрезок тоннеля (чуть более 1 200 м) метростроители разрабатывали очень долго. «При возможной скорости до полукилометра в месяц в день проходили всего около десяти метров. Причина — недостаток финансирования. Пока начатый еще в 1996 г. участок Фрунзенского радиуса простаивал, его постоянно было нужно финансово «подпитывать» — откачивать воду, обеспечивать вентиляцию и проводить работы по укреплению грунта», —рассказал глава «Метростроя».

В последние годы городу удалось выделить на подземное строительство достаточные средства. Как заявил вице-губернатор Юрий Молчанов, правительство Санкт-Петербурга не оставит метро без финансирования, оно заложено в бюджет на будущий год.

«В перспективном бюджете на три года заложена достаточная сумма, чтобы вовремя завершить все начатые проекты, — подчеркнул вице-губернатор. — Мы активно строим Фрунзенский радиус и планируем в конце года открыть станцию метро «Обводный канал». Следуем правилу: каждый год новая станция метро. В ближайшее время на очереди после «Обводного канала» — станции «Адмиралтейская» и «Спортивная-2», а также наземный вестибюль «Спасской». Выход «Спортивной-2» будет расположен в подземном переходе. Оттуда можно будет попасть на все четыре угла перекрестка: к Тучкову мосту, набережной Макарова, Первой и Кадетской линиям. На выходе из подземного перехода планируется установить поэтажные эскалаторы. Такое расположение станции было признано наиболее оптимальным, поскольку на Васильевском острове просто нет другого места. Сейчас идет работа над проектом».

Будет обновлена и материально-техническая база подземных строителей. Так, старый проходческий щит — комплекс КТ-1-5,6, который и соединил тоннель, — больше строить метро не будет. Причина в том, что требования к ширине тоннелей изменились — с 5,6 м до 6 м.
«В день щит преодолевал примерно десять метров, — рассказал один из специалистов «Метростроя». — Вообще он может проходить 500–700 м за сутки, однако здесь, по технологическим соображениям, выбран именно такой режим. С подобной скоростью в мире практически уже не работает никто. В свое время в Ленинграде таким щитом поставили мировой рекорд, пройдя 1 250 м за месяц. Сейчас 1 236 м — расстояние от «Бухарестской» до «Международной» — он прошел примерно за 123 дня».

Как отметил Вадим Александров, в настоящее время Германии заказан проект нового щита диаметром 9,2 м, что позволит размещать в одном тоннеле сразу два пути. «Старые щиты все равно уже не годятся для проходки тоннелей метро, поскольку изменились СНиПы, теперь требования к диаметру тоннеля другие. Размещение двух путей позволит избежать строительства технологических сбоек, которые ведутся вручную и также регламентированы СНиПами».

По окончании прокладки тоннелей между станциями метростроевцы могут приступить к полномасштабным путемонтажным работам. Одновременно на станции завершается проходка уже третьего тупикового оборотного тоннеля. В этих тоннелях поезда разворачиваются в обратном направлении. К декабрю текущего года на «Международной» должны быть полностью сооружены правый и левый станционные тоннели, а также средний зал самой станции.

Ведутся работы и на поверхности, возводятся монолитные стены. «Сооружается средний зал станции. Верхний свод пройден. Сейчас берется ядро и разрабатывается обратный свод», — говорит начальник участка Юрий Сиротенко. Завершено строительство наклонного хода «Международной». Его длина составляет 130 м. Сейчас метростроевцы укладывают здесь плиты, которые станут своеобразным фундаментом для четырех эскалаторов.

Заместитель начальника участка Виталий Богданов дополняет:
— Установка эскалаторов планируется на ноябрь-декабрь. Здесь будет машинное помещение. Ведутся подготовительные работы. К концу этого года мы постараемся их сдать, чтобы можно было возвести здание. Оно будет примерно таким же, как на станции метро «Волковская».
Вестибюль строящейся станции петербургского метрополитена «Международная» будет облицован белым мрамором. Это будет станция колонного типа, причем колонны покроют латунью. Вестибюль украсят панно из мозаики, причем художественное решение пока держится в тайне. Ширина станции составит 22 м, из них 2,5 м — ширина платформ. Пол, согласно правилам безопасности, будет выполнен из гранита. Открытие станции запланировано на 2012 г.

А до этого на Фрунзенском радиусе уже в декабре 2010 г. будет введена в эксплуатацию новая станция метро — «Обводный канал». Здесь работают сразу четыре крана, возводится будущее здание с вестибюлем станции.

Напомним, что программа развития питерской подземки предусматривает следующие работы на участках линий метрополитена:
 продолжение строительства Фрунзенского радиуса за ст. «Международная» с электродепо «Южное» с вводом станций: «Проспект Славы», «Дунайский пр.», «Южная»;
 строительство второго выхода со станции «Спортивная» («Спортивная-2»), которая значительно разгрузит ст. «Василе-
островская»; подземный вестибюль станции разместится на углу Тучкова моста и Среднего проспекта Васильевского острова (по проекту второй вестибюль ст. «Спортивная-2» будет соединен подземным тоннелем с траволаторами, а в перспективе, при строительстве кольцевой линии, также будет задействована вторая половина станции);
 строительство первой очереди Красносельско-Калининской линии от ст. «Казаковская» до ст. «Обводный канал-2» с электродепо «Красносельское»;
 строительство Правобережной линии (продолжение 4-й линии) на участке от Сенной пл. (ст. «Спасская») до Театральной пл.
(ст. «Театральная»);
 строительство Приморского радиуса от ст. «Комендантский проспект» до ст. «Коломяжская» (три станции), а также строительство электродепо «Коломяжское»;
 строительство второго наклонного хода ст. «Балтийская»;
 строительство электродепо «Кушелевское»;
 продолжение строительства 4-й линии (участка Правобережной линии) от ст. «Улица Дыбенко» до ст. «Народная» с электродепо «Правобережное»;
 строительство участка Кольцевой линии от ст. «Василеостровская» до ст. «Выборгская» (четыре станции);
 строительство 2-й очереди Красно-сельско-Калининской линии от ст. «Обводный канал-2» до ст. «Большеохтинская» (три станции);
 строительство Красногвардейского радиуса от ст. «Большеохтинская» до ст. «Ручьи» (шесть станций) с электродепо «Ручьи»;
 строительство Красногвардейского радиуса от ст. «Большеохтинская» до ст. «Ржевка» (шесть станций) с электродепо «Красногвардейское».
В целом, предлагается строительство и ввод в эксплуатацию 70 км новых линий метрополитена и 41-й новой станции, а также ввод в эксплуатацию (полное развитие) шести электродепо: «Выборгское», «Коломяжское», «Красносельское», «Южное», «Кушелевское», «Правобережное», а также первой очереди электродепо «Ручьи» и «Красногвардейское».

Как отметил 6 октября в ходе торжественной церемонии вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов, станция метро «Проспект Славы» будет иметь два выхода, которые, скорее всего, разместятся в подземных переходах. Один выход планируется возвести на пересечении пр. Славы и Бухарестской ул., а другой — в районе Альпийского пер. Станция метро «Дунайский проспект», согласно предлагаемому решению, будет мелкого заложения, а ее возведение планируется открытым способом. При этом станция будет иметь не общую платформу, а две расположенные по бокам. Аналогично расположение путей на станциях «Купчино» и «Рыбацкое», но подземных станций с таким расположением путей в центре пока еще не строили. Данное решение также принято планом проходить один, а не два тоннеля. Поэтому расстояние между путями минимальное, а чтобы развести их, потребовались бы дополнительные капиталовложения.

Последняя станция радиуса «Южная» расположится уже за пределами КАД — в районе Шушар. Пассажиропотоки на эту станцию будут подвозиться из Колпино и Пушкина с помощью других видов транспорта. Рядом расположится метродепо.

Подземное строительство находится под личным контролем губернатора Санкт-Петербурга. Так, недавно Валентина Матвиенко заявила, что необходимо ускорить строительство станции метро «Спортивная-2» и сократить срок строительства фактически вдвое: с 4 лет 10 месяцев до 2 лет 10 месяцев.

Дата: 21.10.2010
Станислав Веселовский
"Федеральный строительный рынок" 7(87)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!