|
|||||
1 стр. из 1 Великолепный дворцово-парковый ансамбль Петергофа, расположенный под Санкт-Петербургом, на побережье Финского залива, известен во всем мире. Ежегодно десятки и сотни тысяч российских и зарубежных туристов приезжают сюда, чтобы своими глазами увидеть этот уникальный памятник российского зодчества эпохи Петра Великого. Интереснейшей достопримечательностью музея-заповедника «Петергоф» является павильон «Эрмитаж», где в феврале 2009 г. завершился основной этап реставрационных работ, выполняемых ЗАО «Первые Петергофские Реставрационные Мастерские». Впервые побывать в Петергофе стоит именно летом! В это время года его роскошные дворцы, изящные павильоны, уютные беседки буквально утопают в зелени садов и цветов. А прекрасный Нижний парк пронизан тончайшим ароматом влаги и словно наполнен мелодичными звуками водяных потоков, которые выбрасывают ввысь знаменитые Петергофские фонтаны. Ни с чем не сравнить очарованье прогулки по тенистым аллеям, которые то открывают вид на залив, то неожиданно выводят к изумительной красоты скульптурам и скульптурным группам, стоящим в переплетении стремительных струй воды, в солнечный день сверкающих всеми цветами радуги! Сегодня наш путь лежит мимо фонтанов и каскадов в западную часть парка. Здесь, замыкая перспективу аллей, идущих от Большого дворца к побережью Финского залива, разместилось одно из чудес Петергофа — павильон «Эрмитаж». Название его происходит от французского слова ermitage (уединенный уголок) и характеризует назначение строения как места для приватных встреч избранного общества. Двухэтажный светлый дворцовый павильон выстроен фактически на самом берегу. Архитектурное убранство фасада придает зданию, поднятому на высоком цоколе, особую легкость и стройность, и оно словно парит над водной гладью. Удивительно, но вопреки ожиданию «Эрмитаж» отнюдь не кажется «открытым всем ветрам». Напротив, даже внешне он создает ощущение уюта и уединения. Впечатление усиливает и то обстоятельство, что павильон со всех четырех сторон окружен глубоким заполненным водой бассейном. К единственному входу ведет небольшой мостик, который, интересно отметить, в XVIII в. был подъемным — с целью ограничения доступа для посторонних лиц. Главным и единственным парадным интерьером «Эрмитажа», построенного в период с 1721 по 1725 гг. по проекту архитектора Иоганна Бронштейна, является Столовый зал, занимавший все пространство второго этажа. Его огромные окна, из которых открывается прекрасный вид на морские просторы Финского залива, наполняют зал светом даже в пасмурную погоду. Своего рода изюминкой петергофского «Эрмитажа» стал подъемный стол, средняя часть которого для сервировки опускалась при помощи специального механизма в центральное помещение первого этажа, где размещались кухня и буфет. Это подъемное устройство позволяло избегать присутствия слуг на обеде, что подчеркивало назначение павильона как «приюта уединения». Интересно, что участникам великосветского приема не обязательно было дожидаться общей смены блюд. Для этого в зале были устроены специальные вертикальные трубы, по которым вверх-вниз двигались деревянные тарелки-подставки. Гость мог написать свой заказ на бумаге и, позвонив в колокольчик, положить записку на тарелку-подставку, на которой с первого этажа ему должны были поднять новое кушанье. К сожалению, Вторая мировая война не пощадила ни этот чудесный дворец-павильон, ни весь дворцово-парковый ансамбль Петергофа, который немецко-фашистские оккупанты при отступлении буквально превратили в руины. Восстановление уникального архитектурного комплекса растянулось на десятилетия, порой казалось, что многие шедевры российской и мировой культуры утрачены уже безвозвратно… Однако, стараниями реставраторов Петергоф — подобно птице Феникс, которая сгорев, восстает из пепла — обрел былую красоту и сегодня вновь очаровывает, пленяя взор и воображение. Особую роль в возрождении «русского Версаля» сыграла фирма «Первые Петергофские Реставрационные Мастерские» («ППРМ»), вот уже более десяти лет занимающаяся восстановлением архитектурного убранства и интерьеров старинных петергофских дворцов и павильонов. На счету коллектива реставраторов, которым руководит почетный строитель России Галина Агалина, залы Большого петергофского дворца и его прекрасная домовая церковь Св. апостолов Петра и Павла, Ольгин павильон в Колонистском парке, музеи «Императорский телеграф» и «Особая кладовая» петергофского комплекса. Работать в блистательной резиденции Петра Великого — высокая честь для профессионала-реставратора. Однако мастера «ППРМ» по праву могут гордиться результатами своей работы на таких ответственных объектах, в частности: реставрация деревянных деталей петербургского собора Св. апостола Андрея Первозванного, восстановление фасадов Никольского собора на Ярославовом городище (к 1150-летию Великого Новгорода), реставрация храма Вознесения Господня в селе Бельское Устье Порховского района Псковской области и мн. др. Это далеко не полный перечень замечательных российских храмов, дворцов и особняков, которые буквально обрели вторую жизнь благодаря мастерам из Петергофа. Рассказывает генеральный директор ЗАО «Первые Петергофские Реставрационные Мастерские» Галина Агалина: Одной из последних наших работ стала реставрация павильона «Эрмитаж» в Петергофе. Проект, подготовленный ОАО «Санкт-Петербургский институт “Ленпроектреставрация”», предусматривал восстановление одного из многочисленных механических курьезов, так любимых Петром Великим: уникального подъемного стола на четырнадцать персон, позволявшего устраивать великосветские обеды без присутствия слуг — в приватной обстановке. Стол на четырнадцать персон состоял из двух частей: неподвижной основы и подвижной центральной части, которая приводилась в действие с помощью ручной тяги. К сожалению, столешница и, главное, подъемный механизм были утрачены в годы Великой Отечественной войны. Сохранилась лишь дубовая основа в перекрытии между первым и вторым этажами павильона. Надо отметить, что в процессе предпроектной подготовки рассматривались самые разные варианты восстановления стола, вплоть до автоматизации подъемного оборудования. Но после долгих дискуссий решение было принято в пользу воссоздания исторического механизма, полностью аналогичного тому, что был в XVIII столетии. Поскольку опыта выполнения подобных работ у нас не было, то, скажу откровенно, этот объект стал для нашего коллектива серьезным профессиональным испытанием. Вопросы начались буквально с первых шагов — с определения точного места расположения подъемного стола. Расчистив перекрытия второго этажа от плотного слоя штукатурки, нанесенного в процессе восстановления Эрмитажа в советский период времени, нам удалось выяснить, где изначально находились стол и каналы, по которым передвигались подъемные механизмы. Однако, сопоставив обнаруженные отметки и отверстия с сохранившимися графическими материалами, мы увидели, что они практически нигде не совпадают. В итоге, столешницу пришлось воссоздавать не по чертежам, а по шаблону, снятому с пола павильона. Особенно сложной задачей стало восстановление механических деталей. Например, по аналогии с единственной уцелевшей были заново изготовлены лебедки, при помощи которых поднимался и опускался стол. Уже в процессе реализации проект приходилось дорабатывать и корректировать. Это нормальное явление для реставрации, но все же отнимает довольно много времени и сил. Так, работая над восстановлением подъемной столешницы, нам пришлось разработать, изготовить и установить дополнительные фиксаторы, предохраняющие конструкцию от внезапного опускания. Полагаю, что сегодня стол функционирует даже лучше, чем в XVIII в. Безусловно, внося конструктивные усовершенствования, мы стремились к тому, чтобы они не нарушали историческую аутентичность «императорской забавы». По крайней мере, ее видимых элементов. Как и во времена Петра, новая столешница была изготовлена из трех видов древесины: лиственницы, дуба и ореха, а канаты подъемного механизма — из пеньки. Восстанавливая пол парадного второго этажа петергофского «Эрмитажа», мы сняли установленное здесь в ходе предыдущего ремонта щитовое покрытие и настелили дубовый паркет в рисунке «зигзаг». Одновременно были отреставрированы мраморные полы и интерьеры первого этажа. Кроме того, проводились работы по замене и укреплению стропильных и иных несущих конструкций, устройству гидроизоляции подвала. Буквально влюбленный в море, Петр Великий приказал своим зодчим оформить позолоченные резные решетки балконов по подобию перил на корабле «Ингерманландия». В свою очередь, занимаясь реставрацией фасада павильона, мы восстановили и эти элементы. Итогом наших усилий стало то, что сегодня «Эрмитаж» выглядит точно так же, как и при жизни его первого владельца. Надеюсь, что не только специалисты, но и посетители этого чудесного павильона смогут по достоинству оценить труд нашего коллектива. В числе других памятников архитектуры, восстановленных мастерами «ППРМ», можно отметить Ольгин павильон в Колонистском парке Петергофа. Прежде здесь было болото. В результате его очистки в 1837–38 гг. здесь образовалось прозрачное озеро с двумя островами, созданными на топких местах подсыпкою грунта. На одном из островов согласно проекту архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера в 1842–1844 гг. был выстроен павильон по образцу древнеримских вилл I в. н. э., получивший наименование Царицын. Затем А. И. Штакеншнейдер по поручению императора Николая I возвел на соседнем острове изящный павильон, выполненный уже в стиле итальянских загородных вилл XVIII столетия. Вместе с островом он стал свадебным подарком государя императора своей дочери — Великой княгине Ольге. На долю Ольгиного павильона выпала непростая судьба. Здание неоднократно перестраивалось, было разрушено в годы немецко-фашистской оккупации, затем законсервировано. К началу второго тысячелетия этот чудесный образец садово-парковой архитектуры фактически превратился в руины, но стараниями коллектива «ППРМ» вновь обрел былую красоту и великолепие. Ремонтно-реставрационные работы продолжались несколько лет. Прежде всего нужно было восстановить и усилить все конструкционные элементы здания. Так, для укрепления стен потребовалось сначала удалить отслоившуюся кирпичную кладку, установить стальные анкеры, а затем восстанавливать наружный ряд кирпича. Методом косвенного армирования (т. е. высверливая горизонтальные отверстия и устанавливая внутрь арматуру) реставраторы выполнили усиление откосов дверных проемов. Много внимания уделялось устройству гидроизоляции и защиты конструкций от атмосферных осадков. Только после этого реставраторы смогли приступить к воссозданию перекрытий, их штукатурного убранства и лепного декора. Известковые профилированные подоконные доски, скульптурные орнаментальные барельефы, окна, двери, камины… — все это пришлось фактически изготавливать заново, используя в качестве образца те немногие фрагменты, что сохранились до наших дней! В ходе восстановления фасада по старым изображениям были воссозданы водометы в виде драконов. Реставраторам «ППРМ» довелось восстанавливать и здание первого беспроводного императорского телеграфа, которое также было построено в Петергофе в середине XIX в. по проекту А. И. Штакеншнейдера. За полтора столетия строение претерпело целый ряд значительных изменений, однако вернуть ему первоначальный облик помогла найденная в архивах «Смета на построение Телеграфной станции». Телеграф строился с сугубо утилитарными целями, что, конечно же, отразилось на содержании реставрационных работ, в ходе которых мастера «ППРМ» восстановили мастерские, комнаты, в которых жили и несли службу унтер-офицеры, обслуживавшие императорскую телеграфную связь, подсобные и хозяйственные помещения. Всё, включая и ворота с калиткой, было воссоздано по штакеншнейдеровским чертежам! А для восстановления мощения внутреннего двора музея «Императорский телеграф» из-под культурного слоя был поднят булыжник, сохранивший накатанные колеи от повозок. В настоящее время специалисты «ППРМ» ведут работу по восстановлению церковного корпуса Большого дворца в Петергофе, который был построен в первой половине XVIII в. по проекту Франческо-Бартоломео Растрелли. В 1751 г. храм церковного корпуса, ставший домовой церковью императорской семьи, был освящен во имя св. апостолов Петра и Павла — небесных покровителей Санкт-Петербурга. Можно отметить, что именно в этой церкви крестили последнего наследника русского престола, святого цесаревича Алексия. Церковный корпус был разграблен и практически уничтожен во время фашисткой оккупации. Первый этап его восстановления прошел в 1952–1958 гг. Можно только с почтением поклониться тем, трудом которых возрождалось это строение, как и другие здания Петергофа, из руин. Однако чтобы полностью вернуть Церковному корпусу первоначальный облик, реставрационные работы требовалось продолжить. К восстановлению здания корпуса и его интерьеров коллектив «ППРМ» приступил в 2001 г. За минувшие десять лет мастерам удалось заново отреставрировать золочение куполов, воссоздать уникальный резной иконостас, восстановить более 250 кв. м живописного убранства храма. Ожидается, что работы по возвращению первоначального облика этой жемчужине дворцово-паркового ансамбля Петергофа завершатся уже в 2011 г., и тогда храм Св. апостолов Петра и Павла вновь предстанет во всем своем великолепии. Дата: 22.11.2010 Дмитрий Митропольский "Петербургский строительный рынок" 10(130)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||