«Краски Города»: все жанры, кроме скучного

1 стр. из 1

Реставрация памятников архитектуры — по праву один из приоритетов в жизни Санкт-Петербурга. В числе тех, кто достойно продолжает лучшие реставрационные традиции, — компания «Краски Города».

В Екатерининском парке Царского Села
Компания «Краски Города» действует на петербургском реставрационном рынке 15 лет. Это достаточный срок для того, чтобы наработать опыт и одновременно показать свою индивидуальность. Впрочем, все достойные профессиональные качества всегда представлены результатом работ, их качеством. Из числа объектов, на которых приходилось трудиться специалистам компании, можно рассказать о нескольких, чтобы представить уровень профессионализма и подхода к реставрации.

300-летие Царского Села — одно из ярких событий нынешнего года не только для Санкт-Петербурга, но и для России, и для всего мира. Ведь именно в Царском Селе сосредоточено множество шедевров европейской архитектуры XVIII–XIX вв. Восстановление объектов царской резиденции требует повышенной ответственности, особых знаний и чувства стиля.

В городе сейчас работает много сильных реставрационных фирм. Компании «Краски Города» в ходе очень жестокой конкуренции удалось одержать победу в конкурсных торгах на реставрацию фасадов Екатерининского дворца (со стороны плаца) и комплексное восстановление павильона «Китайская» (Скрипучая) беседка».

Екатерининский дворец — один из самых блестящих примеров воплощения стиля барокко. Сложный ритм вертикалей белых колонн, бирюзовый тон стен, лепные маскароны, гирлянды, картуши, сверкающие позолотой кружева кованых решеток с брызгами золоченых украшений — все это ошеломляло даже самое богатое воображение. Парадный двор, охваченный полукругом, органично замыкал композицию главного фасада дворца. Все здесь было рассчитано на демонстрацию величия и роскоши центрального сооружения ансамбля. Гости, въезжая через северные ворота парадного двора, проезжали мимо всего фасада дворца и, налюбовавшись его великолепием, через противоположные ворота подъезжали к парадной лестнице, расположенной на южном торце здания. В оформлении фасадов дворца талант зодчего Франческо Бартоломео Растрелли воплотился с особой силой. Уже спустя десятилетия, в середине XIX в., под руководством архитектора И. А. Монигетти, а позднее архитектора Видова проводилась большая реставрация фасадов.

Во время Великой Отечественной вой-ны Екатерининский дворец сильно пострадал. Однако уже в середине 1950-х гг. началось возрождение шедевра Растрелли. Общий перспективный план восстановления дворцового комплекса предусматривал полное воссоздание фасадов дворца и полуциркулей в том виде, в каком они были созданы в середине XVIII в.

Послевоенные реставраторы — штукатуры, маляры, лепщики — провели огромную, тяжелейшую работу по возращению к жизни дворцового облика.
В 1963 г. этот труд в основном был завершен. В течение второй половины XX в. неоднократно проходил ремонт фасадов. Однако в юбилейном 2010 году дворец должен был предстать перед всеми гостями Царского Села в особом блеске и великолепии. Именно поэтому сюда привлекались лучшие силы.

«К реставрации царскосельских объектов наша компания подошла, осознавая всю сложность предстоящих работ и степень ответственности, лежащей на ней как на подрядчике, — говорит технический директор компании «Краски Города» Андрей Герега. — С одной стороны, объекты, особенно фасады дворца, являются чрезвычайно сложными, декоративно насыщенными сооружениями, и это усложняло нашу задачу. С другой — важно было соблюсти сроки выполнения работ. В своей деятельности «Краски Города», безусловно, могут положиться на команду опытных профессиональных реставраторов, сложившийся и сработавшийся за многие годы управленческий коллектив, способный справляться даже с самыми сложными проблемами. Особую важность здесь приобретают и наши прежние системные наработки в области контроля качества, поскольку на главном Царскосельском дворце допустима только научная реставрация...».

Расчистка фасадов, подлежащих реставрации, началась в августе 2009 г. и проводилась в четком взаимодействии с сотрудниками НИИ «Спецпроектреставрация». Все последующие действия компании на этом объекте предпринимались по согласованию с архитекторами и технологами проектной организации, специалистами КГИОП и представителями дирекции музея — это необходимое условие для выполнения качественной реставрации фасадов Екатерининского дворца. Реализуя этот реставрационный проект, компания «Краски Города» применила технологию щадящей реставрационной очистки. С ее помощью удается очень бережно, сохраняя первоначальные материалы, освободить поверхности фасада и элементы скульптурного декора от всех поздних наслоений. В ходе этих работ были выявлены фрагменты исторической штукатурки и окраски, причем несколько наиболее сохранившихся участков было решено музеефицировать. Достаточно интересными реставрационными находками стали также характерные следы поздних достроек и изменений наружного облика здания.

По словам генерального директора ООО «Краски Города» Серика Бегишева, специалисты фирмы провели сложнейшие работы по восстановлению штукатурного слоя профилированных поверхностей. Для этого были использованы материалы австрийского и немецкого производства, которые были рекомендованы ОАО НИИ «Спецпроектреставрация» и утверждены специалистами КГИОП. Все элементы балюстрады перед началом их расчистки и реставрации в условиях мастерской пришлось полностью демонтировать. «Новодельные» вставки из бетона заменили на аутентичные, воссозданные по проектным чертежам в первоначальном материале. Реставрируя профилированный декор из туфа и доломита, мастера с положенной в таких случаях осторожностью удалили поздние цементные накрывки и докомпановки, укрепили натуральный камень и восполнили его утраты. Довольно сложной частью работ оказались лекальные открытия капителей колонн и пилястр. Расчистка горельефов и барельефов, украшающих фасад Екатерининского дворца, потребовала от скульпторов и лепщиков компании «Краски Города» предельной аккуратности. Были выявлены сохранившиеся элементы исторического декора, и по ним принято решение о минимальном реставрационном вмешательстве, сохранении и последующей музеефикации. Наряду с этим, по результатам обследования балконов, разработано проектное решение, предписывающее вернуть их на исторические отметки, измененные в результате поздних реконструкций и ремонтов. Одновременно с реставрацией плит были восстановлены в исторических размерах не только все ограждения, но и каждая дверь. После расчисток выколотных деталей балконных ограждений решено музеефицировать сохранившиеся позолоченные элементы. Значительное количество утраченных деталей исторической позолоты на балконных решетках воссоздавалось по чертежам и уже установлено на свои места.

Менее масштабными, но от этого не менее трудоемкими, были работы по реставрации павильона «Китайская беседка», созданного по проекту выдающегося архитектора Ю. М. Фельтена. После войны «Китайскую беседку» реставрировали, однако спустя 50 лет павильон потерял свои привлекательные черты. Специалисты компании «Краски Города» тщательно работали и над укреплением конструкции беседки, и над ее внешним видом. Сегодня «Китайская беседка» вновь во всей своей оригинальной красе отражается в водной глади царскосельского пруда.

Юбилей царской резиденции будет еще долго привлекать сюда тысячи туристов. И обновленные фасады Екатерининского дворца, безусловно, станут для посетителей привлекательной архитектурной картиной, которая сегодня гармонично вписывается в тот грандиозный ансамбль с гордым названием Царское Село.

На Каменном острове
Императорский деревянный летний театр — уникальный памятник позднего классицизма, созданный по проекту архитектора С. Л. Шустова, объект культурного наследия федерального значения. Здание театра возведено в 1827 г., но из-за частых наводнений в 1844 г. было перестроено на сплошной каменный фундамент (по проекту архитектора А. К. Кавоса). В 1932 г., а затем в 1966–67 гг. в здании проходила реконструкция.
В последние десятилетия XX в. оно значительно обветшало. В октябре 2005 г. театр был передан под Малую сцену Академического Большого драматического театра им. Георгия Товстоногова. Реставрационные работы на объекте начались в январе 2008 г., а открытие новой театральной площадки запланировано на конец 2010 г.

Реставрация старинного театрального здания с внесением значительных деталей и элементов современных технологий стала в своем роде беспрецедентным случаем в новейшей культурной истории Санкт-Петербурга. Не случайно объект находится под особым пристальным контролем КГИОП.

Основной объем работ по устройству подземного пространства выполнило ООО «Геоизол». Компания «Краски Города» являлась генеральным подрядчиком на реставрации уникального объекта. Как отмечают проектировщики ЗАО НПО «Геореконструкция-Фундаментпроект», общая концепция реконструкции по технологии top-down заключается в том, чтобы при максимальном сохранении исторического облика здания деревянного театра стало возможным использование подземного пространства под ним. Данная технология сейчас уверенно применяется в строительстве в Европе, но при реставрации исторического объекта, к тому же расположенного на острове, идея ее применения изначально подвергалась большим сомнениям.

В новом подземном объеме здания будет располагаться все то, что невозможно разместить в историческом: сценическое оборудование, склад декораций, технические и служебные помещения, гардеробы и санузлы, а также фойе. Проект предусматривает возможность трансформации пола зрительного зала, сцены и барьера оркестровой ямы, что позволит в дальнейшем использовать внутреннее пространство в качестве площадки для проведения выставок, презентаций, балов и прочих мероприятий. Для предотвращения усадки близлежащих зданий при откопке грунта из-под театра его предварительно оградили шпунтом. Затем исторические конструкции были пересажены на буронабивные сваи «титан», чтобы получить возможность вручную и с помощью малой механизации удалить грунт из-под театра, впоследствии залив бетонное основание. Одновременно с подземными работами велась реставрация исторической части здания, в ходе которой специалисты компании «Краски Города» столкнулись с целым рядом сложностей: приходилось маркировать, обрабатывать и реставрировать каждый элемент бревенчатого заполнения стен и каждую доску фасадной обшивки, которые сохранились еще с начала XIX в. Общее количество бревен, использованных при строительстве театра, составляет более 5 500, и с каждым из них проводился полный комплекс реставрационных работ. Особую сложность при реставрации вызвали поврежденные влагой и жуком-древоточцем узлы, которые невозможно было разобрать из-за особенностей конструкции, а они требовали восстановления несущей способности. Для реставрации каждого такого узла нужен нестандартный и вдумчивый подход, необходимы знания высокого уровня и опыт. В ходе реставрации удалось сохранить более 80% подлинных деревянных конструкций. Для восстановления жесткости силового каркаса здания реставраторы использовали ряд приемов, некоторые из которых применялись еще при постройке театра. В результате была восстановлена и старинная вертикальная система деревянных стяжек на всю высоту стены, к которой для дополнительного усиления добавили новые современные стяжки. Стены обшили доской «накосую», «перевязав» таким образом все элементы для придания еще большей прочности. Восстановлена частично утраченная система усиления металлическими скобами и «крабами».

На Садовой улице
Дом городских учреждений (ул. Садовая, 55–57) был построен по проекту архитектора А. Л. Лишневского весной 1907 г.
Фасад здания выполнен в смешанном стиле, с элементами модерна и готики: каменные оконные переплеты, наличники в стиле «прямоугольной готики», гербы, картуши и панно с растительными мотивами, фигурки химер и гомункулусов, рельефы драконов, обезьян и прочих мифологических персонажей. Заказчик работ на этом здании — СПб ГУ «Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры». Реставрация, имеющая наиболее углубленный и комплексный характер работ, коренным образом отличается от тех, что уже проводились на памятнике в середине 1990-х гг., тогда они затрагивали здание лишь фрагментарно. Перед специалистами ООО «Краски Города» стояла задача максимального сохранения исторической отделки, удаления поздних наслоений и следов прежних реставрационных вмешательств, а также воссоздания утрат, что является классическим примером сочетания реставрации и консервации. Сложность выполнения такого проекта, в частности, заключалась в том, чтобы, расчищая декоративную штукатурку, не повредить ее фактуру и воссоздать рисунок фактуры, грамотно подобрав для этого материалы, которые, кроме декоративного назначения, должны были нести еще и защитные функции. При расчистке фасадов реставраторы обнаружили несколько исторических слоев штукатурки и лепных барельефов разного цвета, что в дальнейшем привело к довольно длительному процессу подбора колера. Кроме того, следовало воссоздать рисунок фактуры декоративной штукатурки, что еще более осложняло дело, учитывая масштабы реставрации. Без замечаний удалось привести в первозданный вид декоративный искусственный камень (терразитовую штукатурку). Реставрация проводилась в строгом соответствии с научной методикой ведения работ, а также с использованием материалов и технологий производства немецкой компании KEIM.

Компания «Краски Города» идет по широкой реставрационной сцене уверенным шагом, не боясь препятствий, осваивая новые реставрационные стили и жанры, привнося в свой труд новые и новые цвета. И среди них нет цвета «скучного».

ООО «Краски Города»
196191 Санкт-Петербург, пл. Конституции, 7, лит. А, 10-й этаж

Дата: 22.11.2010
по материалам редакции
"Петербургский строительный рынок" 10(130)
1 стр. из 1


«« назад

Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации!