|
|||||
1 стр. из 1 Царское Село — город Пушкин — в этом году отмечает 300-летний юбилей. К этому событию мирового значения открылись после реставрации во всем блеске имперской роскоши Большой и Арабесковый залы Екатерининского дворца, павильоны «Эрмитаж» и «Концертный зал», Запасной дворец и три зала парадной анфилады Александровского дворца, а также многие другие гениальные творения зодчих. ГМЗ «Царское Село» — памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII — начала XX вв. — включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а Указом Президента России — в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия РФ. На территории Екатерининского и Александровского парков расположено более ста архитектурных шедевров — от величественных дворцов и монументальных памятников до павильонов и мостов, созданных блистательной плеядой русских и зарубежных мастеров. Особое место среди парковых сооружений занимает ансамбль придворного архитектора Чарлза Камерона, расположенный рядом с Екатерининским дворцом. В комплекс входят Камеронова галерея, пандус, Висячий сад и павильон «Холодная баня». На втором этаже этого павильона были созданы богато декорированные Агатовые комнаты — шесть помещений для отдыха и развлечений, ставших личными покоями императрицы Екатерины II. Это Большой зал, Агатовый, Яшмовый и Овальный кабинеты, Библиотека и Кабинетец. Для убранства интерьеров использовали мрамор, в том числе искусственный, и 25 тонн разноцветной уральской яшмы. Так, стены Яшмового кабинета были облицованы плитками из темной ленточной яшмы с полосами зеленого, зеленовато-бурого и красно-бурого тонов. В Агатовом кабинете для облицовки применялись пластины уразовской яшмы темно-красного цвета с вкраплением белого кварца. По сочетанию цветов и рисунку этот материал напоминал сырое жирное мясо, из-за чего и получил название «мясной агат». Однако по своим качественным характеристикам эта яшма ничего общего с агатом не имела, кроме твердости. Тем не менее за всеми интерьерами второго этажа «Холодной бани» закрепилось название Агатовые комнаты. Во время Второй мировой вой-ны они почти не пострадали и сохранили подлинную отделку — единственные во всем царскосельском дворцово-парковом ансамбле. «Судьба Агатовых комнат и счастливая, и несчастливая, — говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. — Счастливая потому, что они не повторили судьбу Екатерининского дворца. Этот комплекс не горел, не был уничтожен в годы войны и дошел до нас в первозданном состоянии. Но в этом было отчасти и его несчастье, потому что после войны восстанавливались в первую очередь разрушенные дворцы и павильоны, а то, что уцелело, отодвигалось на второй план. И вот сейчас мы имеем дело с сохранившимся подлинным павильоном времен Екатерины II, практически не ремонтировавшимся и уже пришедшим в состояние, когда необходима срочная комплексная реставрация. Интерьеры Агатовых комнат, облицованные яшмой, — единственные в мировой практике. Мы уже начали реставрационные работы, потому что потребовались срочные меры, чтобы не потерять этот замечательный памятник архитектуры». По результатам исследований, проведенных специалистами, процесс утраты облицовки идет уже давно — она осыпается, появляются сквозные трещины. Более 50% яшмовой облицовки находится в аварийном состоянии, а разрушение искусственного мрамора наблюдается на 60% площади Большого зала. Поскольку Агатовые комнаты являются неотапливаемыми помещениями, сильно пострадали от сырости и времени живописные вставки в кессонах, выполненные темперой на бумаге, наклеенной на штукатурку. И бумага, и живописный темперный слой находятся в плохом состоянии, особенно в Овальном кабинете. Реставраторам необходимо будет укрепить и саму бумажную основу, и живопись, для чего придется снять отдельные фрагменты плафона, а потом установить их обратно. Чтобы провести весь комплекс трудоемких работ, нужны немалые средства. И они нашлись. Благотворительный фонд «Транссоюз» и ОАО «Российские железные дороги» выделят на реставрацию Агатовых комнат и ведущей к ним лестницы 270 млн руб., что закреплено в трехстороннем Соглашении о сотрудничестве, подписанном с ГМЗ «Царское Село». Предполагаемый cрок окончания работ — сентябрь 2013 г. «В прошлом году были выполнены работы по ремонту кровли, водоотведению и реставрации каменной облицовки нижнего яруса, — рассказывает главный архитектор музея-заповедника «Царское Село» Наталья Кудрявцева. — В этом году в Агатовом кабинете закончены первоочередные противоаварийные мероприятия, сейчас выполняются работы по водоотведению и гидроизоляции стен со стороны Висячего сада. Разработан проект, проведены научные исследования, определены методики для реставрации всех элементов декора. Мы собираемся по возможности делать это без демонтажа, на месте. Однако бронзовые накладные детали придется демонтировать, потому что без этого невозможно отреставрировать находящуюся под ними яшмовую облицовку. Одна из самых сложных проблем — реставрация лепного золоченого декора, потому что он большей частью деструктирован, находится в очень плохом техническом состоянии. Необходимо укрепить и сохранить декор на месте, потому что не только он сам представляет высокую художественную и историческую ценность, но и позолота XVIII в., которой он покрыт. Она не возобновлялась и сохранилась самым счастливым образом. С большими трудностями придется столкнуться мастерам и при реставрации яшмовой облицовки, поскольку камень очень твердый, сложный в обработке. Кроме того, пластинки яшмы, подогнанные друг к другу в виде мозаичного набора, укреплены на мастике. При ее нагреве, необходимом для выправления дефектов, могут произойти деформации соседних участков, а это недопустимо. Поэтому нужно будет выполнить работы очень искусно, чтобы не задеть сохранившиеся участки облицовки». Работу с камнем выполняют профессионалы высокого класса под руководством директора Царскосельской янтарной мастерской, художника-реставратора высшей категории Бориса Павловича Игдалова, который считает, что важно не только восстановить интерьеры, но и отработать технологию XVIII в. Поэтому даже мастику мастера варят сами, не применяя никаких новомодных материалов, эпоксидных смол и т. д. Реставрация Агатовых комнат идет по пути консервации того, что сохранилось. Хотя сейчас объект в плохом состоянии, оригинальная составляющая в нем очень велика. Специалисты считают, что нужно зафиксировать его состояние, чтобы не допустить дальнейшего разрушения. В ходе реставрации будут применяться сложные методики, которые сейчас разрабатываются. Но уже сегодня нет никаких сомнений в том, что через три года великолепные царские покои распахнут свои двери перед изумленными посетителями.
Дата: 22.11.2010 Ольга Лоскутова "Петербургский строительный рынок" 10(130)
«« назад Полная или частичная перепечатка материалов - только разрешения администрации! |
|||||